статьи

Игорь Смелянский: "Красиво и приятно быть популистом, но популизм – такая же разрушительная болезнь, как и коррупция"

15 марта 2017
1290
Поделиться:

В последнее время, донедавна «мирное и спокойное», государственное предприятие Укрпочта все чаще выступает героем новостных лент. Будут проводиться сокращения на предприятии или не будут, поднимает компания  тарифы на доставку периодических изданий или не поднимает, продолжит принимать оплату за «коммуналку» или прекратит?

На эти и другие вопросы ответил нашему корреспонденту руководитель ПАО «Укрпочта» Игорь СМЕЛЯНСКИЙ.

- Игорь, Ваше назначение на должность руководителя Укрпочты произошло в июле 2016 года, что удалось сделать за прошедшее время?

Во-первых, мы на 95% поменяли управленческую команду, команда изменилась и структурно, и кадрово.

Ориентируясь на обращения и предложения клиентов,  стараемся усовершенствовать технологические процессы, улучшать качество сервиса. Так, для удобства клиентов, с февраля текущего года ввели новую услугу – информирование о поступлении почтовых отправлений и денежных переводов с помощью мобильного приложения Viber. При этом, для клиентов, у которых не установлено данное приложение, по-прежнему действует СМС-рассылка.

Для удобства посетителей приняли решение про постепенный переход во всех крупных городах (в том числе и в Харькове) отделений, в которых имеется три и более окна, на режим работы без обеденного перерыва.  При этом сотрудники Укрпочты будут, как и прежде, иметь полноценный перерыв, перейдя на текущий график. На сегодняшний день в Харькове уже 42 отделения работают без перерыва.

С целью автоматизации наших отделений и, соответственно, более оперативного и качественного обслуживания, уже закупили и установили  3500 компьютеров.

Благодаря гранту в 1,1 млн. дол., выделенному Укрпочте Всемирным почтовым союзом из специального фонда повышения качества,  через систему «Prozorro, закупили автофургони «Фотон», которые вышли на работу на региональные маршруты. В 2017 году планируем наиболее масштабное за последние годы обновление автопарка.

В 4-м квартале 2016 года  нам удалось показать рост в сегменте посылок  на 36% - по внутренним посылкам,  на 20% - по импортным направлениям и на 24% - по экспортным направлениям.

- Причиной кадровых изменений было желание привести на должности «своих» людей?

В кадровых вопросах я исповедую принцип не «свой-чужой», а «профессионал - не профессионал». Все достаточно просто: хочешь вывести компанию в лучшие, возьми на работу лучших.

Анализ результатов хозяйственной деятельности за последние 6 лет показал, что компания методично сдавала свои позиции: количество выплаченных пенсий через Укрпочту сократилось на 35%, доля на рынке посылок уменьшилась с 63% до 22%. При этом 80% отделений в ХХІ веке не компьютеризированы, средний возраст автомобилей – 15 лет  и 100% - ручная сортировка. Предприятие не развивалось, в него банально не вкладывали, отсутствовала реальная стратегия позитивных изменений.

Поэтому новые специалисты и в сфере маркетинга, и в сфере логистики, и в сфере финансовых услуг были нужны предприятию, как воздух.

- Смена кадров произошла только в руководстве генеральной дирекции или на местах тоже?

На данный момент еще не закончен запущенный процесс открытых отборов руководителей региональных дирекций. Ищем специалистов, владеющих необходимым уровнем знаний в сфере почтово-логистических услуг, способных качественно решать поставленные задачи. А задач хватит: это и увеличение количества клиентов, как среди юридических, так и среди физических особ, и развитие новых продуктов и услуг, и повышение качества обслуживания в отделениях, и главное – нулевая толерантность к коррупции. С этим явлением будем бороться беспощадно. Только на закупках, благодаря проведению прозрачных и качественных тендеров, нашей команде удалось сэкономить за прошлый год 50 млн. грн.

- Состоялся ли такой отбор в Харькове и известен ли победитель?

Отбор в Харькове состоялся. Как только кандидат будет официально назначен, обязательно представим. До этого момента озвучивать имя претендента – не очень корректно.  

- Может ли действующий сотрудник Укрпочты занять руководящую должность в новой структуре?

Повторюсь: важен не сам факт - работал ты в Укрпочте или нет, важен уровень профессионализма и готовность менять компанию. Если действующий руководитель принимает решение участвовать в конкурсе и оказывается сильнейшим из претендентов, - прекрасно, будем сотрудничать. После проведенных открытых отборов по-прежнему возглавляют свои филиалы руководители  Кировоградской, Черкасской, Черниговской, Житомирской дирекций. Что я могу сказать? Приятно работать со специалистами.

Радует факт, что среди сотрудников есть понимание необходимости перемен и желание быть их частью. Отбирая кандидатов на вакансии, в первую очередь, обращаем внимание как раз на наших коллег, имеющих соответствующий опыт и желание расти вместе с компанией. Недавно, например, команду Департамента стратегии и трансформации генеральной дирекции пополнил прекрасный специалист, Александр Филиппович, до этого работавший главным бухгалтером Центра почтовой связи в Умани. Дорогу осилит идущий.

- Укрпочта в последние годы сдавала позиции на рынке почтово-логистических услуг. Планируете выходить с новыми продуктами либо уникальными предложениями от Укрпочты?

Безусловно, но это тема отдельного большого разговора. Проблема в том, что даже об услугах, которые мы предоставляем  очень давно и качественно, многие клиенты просто не знают, даже не подозревают. К сожалению, отсутствие на протяжении долгого времени необходимой  рекламы не способствовало развитию бизнеса. Приведу простой пример: сегодня очень востребована услуга международных денежных переводов, у кого-то дети-студенты за границей, либо наши соотечественники, находящиеся на заработках, пересылают родным и близким часть заработанных там денег. В связи с такой необходимостью возникает масса вопросов: услугами какого банка воспользоваться, можно ли доверять выбранному банку, не закроется ли он завтра вместе с отправленными деньгами, как получить деньги родителям пенсионного возраста, проживающим в селе, из которого автобус в райцентр ходит, в лучшем случае, раз в день, и т.д. И многим нашим гражданам, сталкивающимся с подобными проблемами, просто неизвестно, что Укрпочта давно и успешно осуществляет эти операции. Мы и принимаем, и выплачиваем международные почтовые переводы, осуществляем операции как в национальной валюте, так и в иностранной.

Впрочем про харьковчан могу сказать, что они как раз активно пользуются нашими услугами. По объему входящих  международных переводов, скажем, из России, ваш город прочно удерживает первое-второе место по Украине.

- Недавно появилась информация, что Укрпочта намерена поднять тарифы на прием и доставку периодических изданий. Прокомментируйте, так ли это, и не боитесь ли что подобное решение вызовет сокращение количества подписчиков?

Действительно, Укрпочта инициировала пересмотр тарифов на прием и доставку отечественных периодических изданий. С момента последнего  пересмотра тарифов в 2015 году существенно возросли расходы на оплату труда, транспортные, коммунальные расходы. Как государственное предприятие, которое дает работу и платит заработную плату более 70 тыс. сотрудников, мы не имеем права не обеспечить рентабельность предоставления данной услуги. Пересмотр тарифа  - объективная необходимость. Это решение не было кулуарным, мы провели не одну встречу с представителями Украинской ассоциации издателей периодической прессы (УАИПП), Национального союза журналистов Украины (НСЖУ), ГП «Преса», редакций, издательств, на которых обсуждали совершенствование механизма ценообразования на уровне рабочей группы.

Что касается подписчиков, которыми мы дорожим и не имеем ни малейшего желания потерять, то, обращаю внимание, что стоимость услуг Укрпочты в подписной стоимости издания, которую оплачивает конечный потребитель, равна 10-15%. При стоимости доставки 1 экземпляра газеты формата А3 на 4 полосы для общенационального издания 43,5 коп., для местных и районных газет  29,8 коп. – это незначительное повышение.

Хочу также обратить внимание, что, не смотря на введение в действие новых тарифов с 1 июля 2017 года, для подписчиков, оформивших годовую подписку, цена доставки не изменится.

- В связи с поднятием тарифов Укрпочту обвиняют в непартнерском отношении к печатным СМИ, а Вас  удостоили звания «враг прессы».

Я - не враг прессы, я - руководитель государственной компании, который обязан не допустить убыточности услуг и обеспечить своевременную выплату заработных плат своим сотрудникам. Если расчет показывает, что действующие тарифы не покрывают себестоимости предоставляемой услуги, - тарифы надо менять. Красиво и приятно быть популистом, но популизм – такая же разрушительная болезнь, как и коррупция. Нельзя одновременно раздавать обещания, что все и всем будет по приятным ценам, и трансформировать компанию в успешную и конкурентноспособную. Это взаимоисключающие вещи. Я – за партнерские отношения, если они не противоречат интересам Укрпочты.

- Учитывая качество дорог в регионах, почтальонам часто проблематично даже передвигаться, рассматриваете варианты обеспечения их хотя бы велосипедами?

Рассматриваем. Уже закупили 800 велосипедов. При этом за счет проведения тендеров с производителями, а не с посредниками удалось снизить цену на 30 %.

- Будут ли почтальонов в сельских отделениях и дальше заставлять торговать, условно говоря, колбасой или гречкой?

Давайте внесем ясность. Существует огромное количество населенных пунктов, в которых отделение почты – и банк, и магазин, и собственно почта. Зачастую – это такой островок цивилизации. И если пенсионеру в очень-очень преклонном возрасте, либо одинокому старику с плохим  здоровьем, либо инвалиду почтальон не принесет эту колбасу или гречку, то, возможно, ее вообще никто не принесет.

Другое дело, что цены на продукты в отделениях Укрпочты были выше,  чем в розничных магазинах. Это объяснялось отсутствием централизованных закупок и систематизированной работы с розничной торговлей в принципе. Т.е. каждая региональная дирекция ( а их 25) на своем уровне сама решала что по какой цене закупать и, соответственно, что и по какой цене реализовывать. Вследствие чего имели место и так называемые «договорняки» на местах, и непрофессиональный подход к вопросу розничных продаж, и завышенные цены. Сейчас мы максимально централизуем эту работу. Планированием, закупкой и ценообразованием занимаются специалисты соответствующих департаментов генеральной дирекции. Поэтому цены будут адекватные и конкурентные.

По поводу почтальонов хочу отметить, что в мотивационной программе каждого почтальона предусмотрен определенный процент - вознаграждение за предоставление данной услуги. Т.е. такая работа – не общественно-полезная нагрузка, а возможность дополнительного заработка.

- Проводились ли либо планируете проводить сокращения персонала?

Когда я стал генеральным директором, пообещал, что не буду использовать сокращение персонала как инструмент решения финансовых проблем предприятия. И до сегодняшнего дня мне это удается делать. Мы не сокращали ни почтальонов, ни отделения. Наоборот открыли по Украине 30 новых отделений, т.е. дополнительно создали новые рабочие места.

- Почтальоны и операторы Укрпочты никогда не могли похвастаться высокой зарплатой, изменилась ли ситуация на предприятии после повышения минимальной заработной платы?

После повышения МЗП средний рост заработной платы одного штатного сотрудника в январе 2017 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 41,5%.

- Как можете прокомментировать информацию про перевод почтальонов на неполную ставку? Причина - в  желании сэкономить?

Скажу абсолютно простые и понятные вещи: мы все знаем и видим, что количество писем, открыток, которые отправляются по почте, из года в год падает, это мировая тенденция, и далее количество письменной корреспонденции будет продолжать уменьшаться, электронная почта, социальные сети активно набирают обороты – это факт. Та же ситуация с печатными изданиями, они становятся доступны в электронном виде, следовательно, количество подписчиков уменьшается. Все это прямым образом отражается на загруженности почтальонов. Если брать небольшие отделения в селах, то там картина часто вообще печальная. Средняя загруженность такого отделения – 53 конверта и 4,9 посылки в месяц. Нынешние объемы и специфика работы в сфере почтовой связи не позволяют содержать всех работников абсолютно всех отделений на условиях полного рабочего времени (то есть целой штатной единицы). Это объективная картина.

- Многих, в таком случае, интересует вопрос, как будет рассчитываться почтальонам страховой стаж при условии неполной занятости? Не потеряют ли они месяцы или годы, смогут ли вовремя  выйти на пенсию?

Согласно Кодексу законов о труде, законодательно гарантированно зачисление полного срока страхового стажа для назначения пенсии даже при условии неполной занятости, т.е. отработал календарный месяц при ставке 0,5 – в страховой стаж зачислят тоже месяц. Так что опасения напрасны.

- А что скажете по поводу увеличения нормативов труда для почтальонов? У них увеличится объем корреспонденции, которую надо разнести, или размер обслуживаемого участка станет больше?

Нет, суть в другом. Раньше почтальон, имея значительно большее количество писем и газет, которые необходимо доставить, совершал, соответственно, большее количество остановок и тратил большее количество времени. На сегодняшний день ситуация поменялась, количество корреспонденции уменьшилось и почтальон передвигается по участку быстрее. Мы просто просчитали хронометраж и привели нормативы скорости движения  в соответствие с реальным положением дел.

- И последний вопрос, который не могу не задать. Именно в  отделениях Укрпочты большое количество клиентов осуществляют оплату коммунальных платежей, до недавнего времени эта услуга предоставлялась без комиссии. Почему ввели комиссию? Не боитесь потерять постоянных клиентов?

Действительно, Укрпочта изменив тарифы на прием наличных платежей, последней из участников рынка ввела комиссию на данную услугу. Я думаю, не сообщу ничего нового, если скажу, что за истекший год произошел значительный  рост цен на горюче-смазочные материалы, аренду помещений, энергоносители. Вследствие этого значительно возросли расходы на содержание отделений, обеспечение работы сервисов, выплату зарплат. При этом мы должны развиваться, вкладывать средства в автоматизацию отделений, развитие новых услуг, чтобы по-прежнему быть востребованными на стремительно меняющемся рынке почтовых и логистических услуг. Да, порой приходится идти на непопулярные меры, но, как я уже говорил выше, моя цель -  не создание имиджа положительного героя. Поставленная задача – создание современной клиент-ориентированной компании, которая способна обеспечить клиентов качественными услугами, а сотрудников – достойными условиями труда и справедливыми зарплатами.


комментарии

Сегодня
больше новостей
delta = Array ( [1] => 0.00046801567077637 [2] => 0.04206395149231 )