Статті

Без иллюзий:

16 Лютого 2009 13:04

Государство существует не для того, чтобы создать рай на Земле. Оно предназначено, чтобы предотвратить наступление ада. Эти слова философа Владимира Соловьева, сказанные в прошлом веке, в сегодняшних реалиях приобретают особый смысл. Поскольку в условиях кризиса украинское государство не защищает своих сограждан, а бросает их на произвол судьбы, оставляя малоимущие слои населения один на один со своими проблемами. Правительство увязло во лжи и популизме и не желает честно говорить с народом о самом главном.
 
Слушая отчет премьер-министра Юлии Тимошенко о том, что в январе бюджет перевыполнен на 6%, инфляция в 2009 году составит 9,5%, а поступления в Пенсионный фонд увеличены на 22%, складывается впечатление, что мы с чиновниками Кабмина живем в разных странах. Но если слуга – а именно так переводится с латинского слово «министр» – не хочет говорить правду, то это не значит, что хозяева (то есть мы с вами) не должны знать истинное положение дел. Попробуем посмотреть на интересующие рядового украинца экономические показатели без розовых очков.
 
Замороженные пенсии
 
Реальная картина по Харьковской области (где ситуация далеко не самая худшая) такова, что Пенсионный фонд в январе был наполнен лишь на 73% от плана. Ситуация не критическая (к тому же, в январе – всегда спад из-за новогодних праздников), если бы правительство могло гарантировать, что пенсии будут вовремя выплачиваться и индексироваться по мере роста цен. На практике все выглядит иначе. 15 января 2009 г. Верховная Рада рассмотрела и приняла в первом чтении законопроект, в котором пенсии, по существу, замораживаются. В случае вступления закона в силу, говорить о повышении пенсий не приходится, поскольку он предполагает экономию средств в размере 6 млрд грн. Законопроектом предусматривается отмена повышения пенсий, а также ущемление прав пожилых людей за счет использования в расчете размера пенсий устаревшего значения средней зарплаты по стране – не за прошлый год, как положено по законодательству, а за 2007 год.
 
Кроме того, в госбюджете, который Президент требует от Кабмина срочно пересмотреть, прожиточный минимум, используемый в расчете пенсий, также заморожен. Учитывая существенное увеличение тарифов на ЖКХ и прогнозируемую инфляцию на уровне 25% (в январе она составила около 3% – авт.), государство, по сути, обрекает четверть населения на нищету. Для сравнения: у наших соседей в Польше средняя пенсия составляет свыше 200 евро, в Венгрии – около 130 евро.
 
Их нравы и наши реалии
 
Если обращаться к опыту стран Европейского сообщества, то там для определения уровня бедности применяют так называемый медианный метод. То есть в состав минимального потребительского бюджета включаются товары и услуги, которые способны приобрести, по крайней мере, половина жителей страны. Состояние в 40-50% от медианного дохода населения считается на Западе порогом бедности. Причем, медиана всегда ниже среднего дохода, но гораздо выше стоимости минимальной потребительской корзины. Например, в Англии в потребительскую корзину входят расходы даже на алкогольные напитки и табачные изделия, общественное питание, организацию отдыха (развлечения, аудиовизуальное оборудование), путешествия и содержание автомобиля. У нас, согласно постановлению Кабмина № 656 от 14 апреля 2000 года, работающая женщина может позволить себе один свитер в шесть лет, пять трусов за три года и один халат в пятилетку. Мужчинам пенсионного возраста правительственные чиновники определили, что в год им вполне достаточно двух пар носков и одних брюк за пять лет.
 
Замечу, что в странах ЕС минимальный уровень зарплаты всегда превышает прожиточный минимум. Например, во Франции – на 59%, в Англии – на 53%, в Голландии – на 100%. Наши политики об этом постоянно талдычат, но народу от того легче не становится. Может быть, потому что зарплата депутата ВР составляет 800 грн в день, а прожиточный минимум для людей, утративших трудоспособность, – 498 грн в месяц. Кстати, в Европе минимальную зарплату получают не более 10% трудящихся, у нас доля таких – втрое больше. При этом на Западе люди с наименьшими доходами охвачены разными программами социальной поддержки, поэтому по-настоящему бедных в Европе не более 2%.
 
Как заботится наше государство о малоимущих, все хорошо знают. В цивилизованных странах после выхода человека на пенсию его доход уменьшается на 5-10%. В соответствии с социальными стандартами ЕС, на 10 самых богатых граждан приходится 1 бедный, а средняя зарплата выше минимальной в три раза. В США уровень бедности вообще ежегодно рассчитывается Минздравом и равен примерно 700 долл. в месяц. По методике определения прожиточного минимума стоимость минимального набора продуктов умножается там на три. При этом уровень дохода, соответствующий черте бедности, ежегодно корректируется в зависимости от индекса потребительских цен. Таким образом, определяя порог нищеты, западные страны решают, скорее, не проблему минимальных норм потребления, а регулируют социальное неравенство.
 
Прожиточный минимум миниморум
 
Теперь – украинские реалии. Привязка размеров социальных выплат к прожиточному минимуму предусмотрена у нас ст. 46 Конституции, где сказано: «Пенсии, иные виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом». Различные надбавки тоже определяются в долях прожиточного минимума, чтобы автоматически их менять вместе с трансформацией этого показателя, не ожидая благой воли Кабмина, а основываясь на действующем законодательстве. Однако нынешнее правительство пожелало управлять данным показателем совсем из иных соображений, нежели достаточный уровень жизни. В итоге, на протяжении нынешнего года прожиточный минимум в 626 грн, введенный еще в октябре 2008 года, меняться не будет. По основным социальным категориям он выглядит так: для детей в возрасте до 6 лет – 557 грн; от 6 до 18 лет – 701 грн; для трудоспособных лиц – 669 грн; для лиц, утративших трудоспособность – 498 грн. Примечательно, что согласно Закону Украины «О прожиточном минимуме», набор товаров и услуг должен рассчитываться не реже одного раза в 5 лет, хотя на практике с 2000 года он не пересматривался.
 
О том, что государство в условиях кризиса самоустранилось, «отказавшись» от обездоленных слоев населения, свидетельствуют данные Национального форума профсоюзов Украины. Используя коэффициенты и формулы Кабмина, они подсчитали, что прожиточный минимум должен составлять 1600 грн, а вовсе не 626 грн. Убедиться в этом можно из таблицы, которую госчиновники предпочитают не афишировать.
 
Для сравнения, прожиточный минимум в Латвии (где минимальная зарплата одна из самых низких в странах ЕС) составляет – 368 долларов, в России – около 90 долларов, а в Украине он не доходит и до 80.
 
Безработица
 
По данным соцопроса, обнародованного Национальным институтом стратегических исследований, за последние три месяца каждый шестой украинец потерял работу или был отправлен в неоплачиваемый отпуск. И это при том, что пик увольнений ожидается только весной. При тотальном сокращении, в Харьковской области работодатели сегодня предоставляют всего 4 тыс. вакансий. Соцопросы показывают, что 70% украинцев пришлось ограничить свои расходы, а задержки с выплатой зарплат и пенсий в прошлые месяцы ощутили 40% сограждан. Сейчас в нашей области почти на 200 предприятиях люди недополучают законных денег. Зачастую, чем ежедневно ездить на работу и без толку просиживать там штаны, выгоднее получать пособие по безработице.
 
На сегодня средний его размер в Харькове составляет чуть больше прожиточного минимума – 650 грн.
 
В Москве центры занятости выплачивают 40 евро в месяц, а в развитых странах ЕС пособие доходит до 1200 евро. Но, если раньше человек получал статус безработного на 8-й день после обращения в центр занятости, и затем ему начислялись деньги, то с 13 января 2009 года в законодательство внесены существенные поправки. Если отсутствует конфликт, то на практике работодатель увольняет сотрудника, руководствуясь п. 1 ст. 36 КЗоТ, то есть – «по соглашению сторон». Это давало право человеку получать деньги сразу, как только он обретал статус безработного. Теперь выплаты начинаются лишь на 91-й день. То есть три месяца государство ничего платить не собирается. На что в таком случае жить – непонятно. Особенно если учесть, что трудоустроиться по специальности крайне сложно. К тому же, в случае отказа безработного от двух предложений работы, ему вообще приостанавливаются денежные выплаты. Раньше государство, вместо пособия, предоставляло возможность – для организации собственного дела – взять разовую материальную помощь. Теперь и это невозможно. По прогнозам зам. главы секретариата Президента Романа Бессмертного, уровень официальной безработицы в Украине до конца марта может достичь 3,5 млн человек. Причем, это без учета граждан, работающих неполный рабочий день.
 
Безусловно, кризис – это шанс для страны модернизировать свое производство. Но для того и существует государство, чтобы смягчить его последствия для людей и заступиться за тех, кто сам себя защитить не в состоянии. Иначе мы рискуем получить неуправляемую многомиллионную армию голодных, злых, отчаявшихся людей, готовых идти ради пайки хлеба за любым фюрером. Держава, где, по данным последних соцопросов, подавляющее большинство взрослого населения думает только о том, как бы выжить, а 60% молодежи до 30 лет хотят покинуть страну, стоит на краю пропасти. Похоже, пора перестать жить иллюзиями относительно гарантированной государственной помощи. Придется надеяться только на собственные силы. Как это ни печально, но во время кризиса такая, как у нас, неповоротливая государственная машина оказалась неспособна защитить человека. Кажется, пора честно признаться в этом, а не водить людей за нос.

Владимир ЧИСТИЛИН. Главное™


Хочете першими дізнаватися про головні події в Україні - підписуйтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling