Статьи

Все не так плохо, как кажется

11 марта 2010 14:51

В психиатрической практике есть так называемый синдром Жиля де ла Туретта. Это одно из малоизученных психических заболеваний, которое объединяет в себе целую группу клинических признаков, в числе которых – так называемые «вокальные симптомы». А в числе вокальных симптомов одним из характерных является вокализация бранной лексики.
 
Министерство здравоохранения предупреждает: вдумчивое чтение этого текста может нанести непоправимый ущерб вашему рассудку. Вас предупреждали! (пока что – шутка автора)
 
В психиатрии есть специальное слово «копролалия» – для обозначения тех случаев, когда человек, до этого выдержанный и скромный, вдруг начинает ругаться матом и не может остановиться, или же испытывает к этому таинству непреодолимое влечение. Считается, что это болезнь в рамках того же синдрома Туретта, где копролалия достигает наибольшей выраженности.
 
Я читаю на сайте Верховной Рады тексты принятых законов и все больше начинаю осознавать, откуда исходят корни этого малоизученного медициной синдрома.
 
Например, считается, что народные избранники, обеспокоенные состоянием здоровья «маленького» украинца, наконец-то приняли закон, обязывающий производителей продуктов питания маркировать их значком о наличии в них генномодифицированных продуктов, или ГМО.
 
Ранее Кабмин уже совершил великое чудо и установил контроль над качеством продуктов питания, создав Украинскую государственную лабораторию качества и безопасности продукции агропромышленного комплекса.
 
Говорит ли это о том, что потребляемые нами продукты питания станут безопасными? Однозначно ответить нельзя. Ведь по-прежнему количество лабораторий, способных выявлять в продуктах ГМО, явно не соответствует потребностям Украины. И зарегистрированный однажды как не содержащий вредных добавок батон колбасы совершенно не обязательно будет таковым и в дальнейшем. Если рядовой покупатель заподозрит неладное и помчится с покупкой в орган, отвечающий за контроль качества, не факт, что этот самый орган удовлетворит любопытство и рассеет подозрения сомневающегося гражданина. А если предположить совсем уж невероятное, когда пресловутая колбаса будет признана несъедобной, то в наказание производитель перечислит в бюджет страны штраф от 700 до 3500 грн! Фантастика, не правда ли? За осознанное потчевание сограждан заведомо ущербным продуктом мясокомбинат лишится возможности закупить на базаре какие-нибудь полторы сотни килограммов сырья, не потеряв при этом право продолжать свою деятельность. Поистине, полный разгул демократии!
 
Таким образом, закон принят, а вот о механизмах и возможностях его реализации никто не подумал. Хотя, исходя из того, сколько нардепов имеет отношение к пищевой промышленности, не исключено, что подумали.
 
Система контроля качества пищи в Украине в большинстве случаев осталась со времен Советского Союза, а технологии производства продуктов применяются в основном западные. Поэтому из-за отсутствия исследований новых технологий, на украинский рынок попадают продукты с малоизученными или незнакомыми ингредиентами.
 
Для осуществления качественного и последовательного контроля необходим непрерывный мониторинг и знания о современных пищевых технологиях, так как они в пищевой отрасли постоянно усложняются: появляются новые виды продукции, компоненты, добавки, которые не всегда являются безвредными.
 
Несмотря на то, что еще до принятия Закона о ГМО, Кабмин обязал производителей указывать на упаковке пищевых продуктов информацию о наличии в них тканей генетически модифицированных организмов (ГМО), эти самые производители его проигнорировали, а Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей (Укрметртестстандарт) уже заявлял о значительном количестве продуктов питания с наличием ГМО в торговой сети.
 
В странах Европы с генетически модифицированными продуктами несколько проще. Есть в продаже продукты питания с добровольной специальной маркировкой «Не содержит ГМО». Наносится такая маркировка только теми фирмами, которые соглашаются отдать на исследование свою продукцию специалистам соответствующего государственного департамента. Используется специальное лабораторное оборудование. Однако, как показывает практика, даже на благополучном Западе, производители продуктов стремятся ввести потребителей в заблуждение. Поэтому перед покупкой, помимо вожделенного зеленого значка на продукте, необходимо изучить этикетку, где значится его состав – незначительное количество консервантов в колбасе или сосисках может говорить о большом количестве сои, а отнюдь не мяса в составе колбасы.
 
Итак, что же мы едим? Я вот давеча купил в супермаркете, по совету приятеля, красивую и дорогую упаковку куриных яиц. Пожурив меня за переплаченные несколько гривен, жена сварила для пробы три яйца. Обнаруженный после варки ярко-оранжевый желток привел в восторг всю семью. Но буквально через минуту эмоции поутихли. Опущенная в бульон, приготовленный для ребенка, половинка яйца тут же окрасила жидкость в яркий оранжевый цвет! Попытки разыскать на дорогой упаковке объяснение этому явлению, как вы понимаете, к положительному результату не привели.
 
Мне бы хотелось, чтобы кто-то из нардепов показал мне на личном примере, как мне поступить в этом случае. В какие органы обращаться, где находится та самая «секретная» лаборатория, которая либо успокоит мою семью, либо даст документ, который позволит привлечь производителей к ответственности. Только вот боюсь, что в лучших украинских традициях виновными окажутся куры, а не те, кто кормит их всякой дрянью.
 
Непрекращающаяся на телевидении реклама майонеза не может оставить равнодушным. Его, как утверждает рекламодатель, добавляют не только в салаты. Им предлагают поливать «для достижения вершины вкуса» тайские королевские креветки, бутерброды с красной икрой и прочие деликатесы, видимо, доступные народным депутатам. Только вот меня продолжает тревожить вопрос: откуда берутся чудо-яйца и подсолнечное масло, если приготовленный из них майонез не портится месяцами? Ни о каких инородных химических стабилизаторах на упаковке – ни слова, не говоря уже о ГМО.
 
Мне показали яблоко, которое больше года пролежало в труднодоступном месте, случайно упав за холодильник, но не изменило своего внешнего вида. Его глянцевая поверхность была так же ярка и аппетитна, как в день покупки. Право же, мне не интересно, опрыскали его стабилизаторами или над ним поработали специалисты по ГМО. Но я точно знаю, что такие фрукты есть опасно. Скажу больше: опасно то, что такими фруктами завалены витрины супермаркетов и лотки на рынке. Пусть нам объяснят – хотя бы в общих чертах – народные избранники, каким образом они собираются воплощать в жизнь систему и механизмы контроля за только что принятым законом о ГМО.
 
А знают ли «слуги народа», что яблоки, к примеру, в европейских странах-производителях опрыскивают в течение сезона до 70 раз различными химикатами?! Ни одного червячка не увидите на тонны яблок! Выясняется, что червяки такое просто не могут есть, а мы едим. Может быть, нам создать парламентскую комиссию, члены которой будут лично пробовать все продукты перед продажей? Но, как пелось некогда в популярной песне: «А в ответ – тишина»... Крайнего не найдешь.
 
Я вот задумался недавно. Октябрьскую революцию и гражданскую войну выиграли «наши». После этого «наши» 70 лет активно размножались партийным неполовым путем. И нынче кругом остались одни только «наши». Теперь за провалы в управлении экономикой и за нелепые мертворожденные «нашими» законы спросить просто не с кого. Не с «наших» же спрашивать?
 
А, может, и вовсе поступать так, как советует один персонаж Салтыкова-Щедрина: «Ты не вникай. У меня один приятель был, он не вникал – благоденствовал, вник – удавился»?..

Геннадий НИКОЛАЕВ. Главное™


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling