Статьи

Челнок

25 сентября 2010 13:23

(реальная история)
 
После нового 1987 года, я вышел на работу и был удивлен поведению своих коллег. Все сидели тихо-тихо, а начальник спросил меня, как родного, готов ли я ехать в командировку, я согласился и по отделу прошел вздох облегчения. Уже на объекте я понял почему.
 
С удивлением узнал, что еду не по космической разведке, где я прошел подготовку и уже имел шесть пусков, а по программе «Буран». То, что я не проходил подготовки по «Бурану» начальника не смутило, он спешно отдавал команды по оформлению моей командировки, чтобы я улетел завтра же и был краток: «Разберетесь на месте…».
 
Вылет на Байконур многие годы не менялся. За час до вылета, мы собирались возле справочной Харьковского аэропорта, а чтобы коварные шпионы не догадались, пункт назначения назывался "Аэропорт «Крайний»". Перед вылетом, появился представитель 67-го завода, назвал мою фамилию и, проверив паспорт, вручил мне пакет с грифом «секретно» и пожеланием передать его начальнику 22-го отдела на объекте. Я положил пакет на спину и точно знал, что в нестандартной ситуации я сначала уничтожу пакет, а потом испугаюсь.
 
По прилету в Ленинск, я догадался почему старшие коллеги так хотели чтобы полетел молодой сотрудник, а не они. Дело в том, что особисты всегда работающие весьма эффективно, на «Буране» совсем перешли грань логики, т. к. работу и по срокам и по качеству курировало ЦК КПСС. Любого прибывшего на объект к работе не допускали ещё неделю, очередной раз перепроверяя допуск, каждый был предупреждён об уголовной ответственности в случае не надлежащего выполнения своей задачи.
 
Комплекс состоял из трех составляющих:
 
МИК - монтажно-испытательный комплекс. Пятиэтажное здание, крыша которого была продлена в каждую сторону метров на 150. В каждом из двух этих ангаров могла находиться «птичка» (т. е. сам «Буран»), для проведения предстартовой подготовки.
УКСС – унифицированный комплексный стенд- старт. Современнейший старт, под которым находилось семиэтажное здание управления, где мне предстояло работать на -4 м этаже.
ПП – посадочная полоса.
 
Разумеется, все объекты были соединены авто и железной дорогой.
 
Начальника 22 го отдела я нашел в первый день. Товарищ при мне вскрыл пакет и с надеждой спросил не знаю ли я с А-3903 и назвал мою фамилию. «Это я»,- правдиво признался я, «Тогда это Вам»,- протягивая мне пакет, сказал начальник отдела программирования. В пакете, который я вёз, были, адресованные мне, планы проведения работ.
 
Выполняя работы я сиротой себя не чувствовал, т.к. каждое утро меня встречал старлей и все время находился рядом. На вопрос: «Что ты здесь делаешь?», неизменно отвечал: «У меня приказ…». Он лишь в общих чертах понимал ход работ, но, как и я, четко знал, если что, то под суд мы пойдем парой (единство армии и народа).
 
Для выполнения работ у меня было 4 монтажника, которые по двое ездили через день, я же ездил ежедневно и, выезжая до восхода солнца, возвращался после его заката, т. е. я почти месяц не видел солнца. От этой неприятности меня спас «добрый человек», доложив наверх, что я не руководитель монтажников, а техрук данной системы, что не было правдой. Солнце я увидел на следующий день, т. к. получил в обязанность присутствие на утренних совещаниях, к которым, по-моему, я отношения не имел. После совещания, я должен был переехать с МИК на УКСС за 15 км. Обычно машин было много и я добирался легко. Один раз перед МИК был лишь один УАЗик, я попросил подвезти и успешно доехал.
 
На следующий день вообще нет транспорта. Подъезжает вчерашний УАЗик, из него выходит мужик и идет в здание. Я перед входом спрашиваю его не едет ли он на УКСС, товарищ извинившись ответил, что ему сейчас вести совещание. Прикинув, что точно какое-то время шеф будет занят, и что водитель меня вчера возил и сегодня видел, что я о чем-то говорил с его шефом, я с уставшим видом сел в хозяйский УАЗ и кратко через губу сказал: «УКСС». Машина бодро рванула к цели, проехать первые два КП моих документов хватало, а для третьего нужен пропуск старшего данной машины, которого у меня «случайно» не оказалось, т. к. машина не моя, поэтому я решил пройтись пешком и, остановив машину, поблагодарил водителя и попросил быстро вернуться на МИК к шефу.
 
Уже к вечеру я стал догадываться, что человек ведущий совещания, как минимум в первой десятке ведущих специалистов и, если пожелает, я лишусь допуска в пять секунд, а без оного работа со специальной аппаратурой невозможна.
 
На следующее утро, фортуна повернулась ко мне спинкой.
 
Я шел по второму этажу МИК. Коридор пустой, а навстречу идет шеф и улыбается, глядя на меня. Мне захотелось пройти интеллигентно и тихо, не приставая к заслуженному человеку…. Не вышло.
 
- Здравствуйте.
- Здравствуйте, - не слишком бодро, даже обреченно ответил я.
- Нахал. Уважаю. Будут проблемы, прошу без стеснений прямо сюда ко мне, чем смогу помогу,- смеясь сказал шеф, входя в свой кабинет.
- Спасибо, непременно.
 
Обалдевший от такого исхода, подошел к двери и прочел «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР» и еще три строки перечислений должностей и ученых званий.
 
После окончания работ, проверки аппаратуры автономно и в комплексе, нам осталось залить места внесенных изменений специальным эластичным лаком, которого у меня не было. Я знал, что такой лак живет до пяти часов, т.е. заказать его в Харькове нереально, т.к. подвезти к самолету (1час), полет на реактивном (2часа), подвезти на УКСС (2часа). Мне бы все равно приказали «решать вопрос своими силами»…
 
Утром я уже входил в знакомую мне дверь. Громадная приемная, где в ожидании приема сидит человек десять. В такой команде я резко выделялся незначительным возрастом, поэтому секретарь сразу обратила на меня внимание.
 
- Здравствуйте, Вы к кому?
- К шефу.
- Вам назначено?
- Да.
 
Она взяла трубку внутренней связи и спросила:
 
- Как Вас представить?
 
И тут я растерялся, шеф не знает моего имени, поэтому я тупо произнес:
 
- Скажите: «Нахал пришел…»
 
Ни один мускул не дрогнул на лице опытной сотрудницы:
 
- К Вам Нахал пришел, ему назначено?
- Да, пусть проходит, - услышали все присутствующие голос начальника.
 
Очень не часто, даже очень редко, мне приходилось чувствовать себя столь значимой личностью, когда я шел в кабинет под удивленными взглядами присутствующих.
 
Шеф встретил меря с улыбкой, поздоровался:
 
- Какие проблемы, выделить Вам машину?
- Я закончил работы, аппаратура не бортовая, а наземная, но по технологии обязан обработать платы лаком АК-113, его у меня нет, т.к. он не хранится.
 
Генеральный поднял трубку и кого-то вызвал, потом, обращаясь ко мне:
 
- Напишите на листе точное наименование лака, думаю, что смогу Вам помочь. Вам удобно будет зайти ко мне завтра часов в десять?
- Спасибо, в десять я буду в приемной.
 
На следующий день, без двух минут десять, я вошел в приемную, секретарь сказала, что меня ждут, и проводила в кабинет. У шефа на столе стоял медицинский пузырек с искомой жидкостью, а слева в шеренгу стояли пять химиков в белых халатах, каждый из них вручил мне сертификат соответствия на свою работу. Я поблагодарил за помощь, а генеральный сказал, что рад был помочь.
 
Через два часа я подписал акт о выполненной работе.
 
В марте успешно стартовало изделие с «Полюсом» вместо «птички», а осенью «Буран» идеально выполнил свой единственный полет в полном автоматическом режиме. Это высшее достижение в мире столь масштабного автоматического проекта, даже по прошествии 23-х лет.
 
Фото с сайта buran.ru

Э.М. РОМАШКИНД для Главное™


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling