Статті

Райнин: Добкину нужно менять подходы

21 Березня 2011 12:32

Почему цены на продукты растут, а гречка исчезает с прилавков магазинов? Что скрывается за прошлогодним "инвестиционным бумом" в Харьковской области? Насколько реально "Село будущего" и харьковские электронные учебники? Как изменилась работа экономического блока обладминистрации за год губернаторства Михаила Добкина? Обо всем этом – в интервью ИА "МОСТ-Харьков" Игоря Райнина, члена постоянной комиссии по вопросам социально-экономического развития региона, инвестиций, международного и межрегионального сотрудничества Харьковского облсовета, в прошлом – первого заместителя начальника ГУ экономики Харьковской облгосадминистрации.

18 марта — год, как областью руководит администрация Михаила Добкина. Как бы Вы оценили результаты этого года?

Как житель Харькова, Харьковской области, могу сказать, что за год ситуация заметно ухудшилась. В первую очередь это ощутимо на потребительском рынке. Цены по некоторым видам продуктов питания выросли в разы, а по гречке даже возник дефицит. За последние годы впервые (!) появились позиции на продовольственном рынке, по которым возник серьезный дефицит. И, если не будут сделаны правильные выводы, может пойти цепная реакция. Вслед за гречкой исчезнут мука, сахар, масло...

Если же оценивать результаты с точки зрения макроэкономического анализа могу сказать, как человек, который работал в составе команд двух губернаторов, Арсена Авакова и Евгения Кушнарева, и сейчас продолжает заниматься экономическим анализом, что налицо недостаточное внимание экономическому развитию области и недостаточное понимание важности процессов в этой сфере. В итоге и результат негативный. По большинству показателей Харьковская область занимает наихудшие места в Украине. Харьковской области это несвойственно, особенно по таким позициям как промышленный комплекс и сельское хозяйство, где она всегда являлась "локомотивом" национальной экономики, и, естественно, должна иметь показатели выше среднеукраинских. Но сейчас большинство показателей ниже и вдобавок наблюдается ежемесячная тенденция к уменьшению индекса промышленной продукции. В январе 2011 года по отношению к январю 2010-го падение промышленного производства составило 9%, а производство пищевой продукции уменьшилось практически на 20%. Это при том, что в 2010-м году уже было допущено значительное падение объемов производства в пищевой промышленности!

Михаил Добкин объясняет это уменьшением объемов производства Филип Моррис, т.е., по его словам, сократился выпуск сигарет, а не продуктов питания, и за счет этого вся отрасль дает минус.

Выпуск сигарет действительно сократился. Если бы это было обусловлено тем, что люди стали больше заботиться о своем здоровье и меньше курить, то, безусловно, был бы плюс. Хотя когда крупнейший в области инвестор и плательщик налогов сокращает объемы производства, это плохо. Но я далек от мысли, что за прошлый год у людей было больше времени и возможностей думать о своем здоровье. Скорее, это вызвано уменьшением покупательной способности: люди экономят на всем, в том числе и на сигаретах. Это подтверждается и тем, что кроме сигарет пищевая промышленность уменьшила производство и по основным продуктам питания, как по мясной продукции (говядина и телятина от 5% до 20%), так и по молочной продукции (жирные сыры и молоко от 15% до 30%).

По объемам производства сельхозпродукции Харьковская область показала практически наихудший результат в Украине. Много говорится о погодных условиях - они действительно были непростые. Но они были непростые на всей территории Украины, а в некоторых регионах (в Западной Украине и Крыму) - гораздо хуже, чем у нас, но результаты там лучше. У нас индекс сельхозпроизводства уменьшился на 13% в прошлом году, при том что 2009 год, к которому идет сравнение, тоже был не самым лучшим, не рекордным. И то, урожай зерновых и зернобобовых в 2010 году составил лишь половину от урожая кризисного 2009 года, а если сравнить с рекордным 2008-м - в 3 раза меньше.

Губернатор в отчете на сессии облсовета говорил, что принял область, неготовую к весенне-полевым работам: не был готов парк техники, не были сформированы запасы ГСМ и т.д.

Это не так. Сельхозпроизводители ежемесячно отчитываются о ходе подготовки. Статистика эти данные обобщает. Поднимите их и убедитесь в обратном: Харьковская область входила в первую пятерку регионов Украины по подготовке к весенне-полевым работам, а по индексу сельхозпродукции занимала 4 место.

Легче всего обвинить кого-то в своих неудачах. Сейчас в росте цен на топливо виноват полковник Каддафи, в подорожании гречки виноваты фасовщики крупы, до этого были виноваты спекулянты-торговцы. Причины и подорожания, и неурожая действительно есть, но я думаю, не те, что называются нынешней властью. Главное — повторяю - нужно более системное и квалифицированное управление национальной и региональной экономикой.

Нынешняя команда борется с подорожанием продуктов ярмарками и подписанием меморандумов с торговыми сетями, рынками, хлебопеками и т.д. С Вашей точки зрения, насколько эти меры эффективны и достаточны?

Сейчас много говорят об экономических реформах, об экономическом развитии, но ведь эти процессы абсолютно не подразумевают искусственное сдерживание цен путем проведения ярмарок и подписания меморандумов. Этот путь неэффективный и недолговечный, что и подтверждает нынешняя ценовая обстановка. Реформы подразумевают создание экономических условий для уменьшения цен и для насыщения рынка товарами.

Каким образом?

Есть целый ряд механизмов, которые использовали и команда Арсена Авакова, и команда Евгения Кушнарева. В их числе тоже были ярмарки и меморандумы. Но не только они. Использовался целый комплекс соответствующих экономических рыночных механизмов.

Первое, о чем нужно подумать власти, чтобы снизить цену на конечный продукт, как уменьшить себестоимость продукции. Об этом кто-то подумал? Об этом никто не думал. Первое, с чего начали, - контролировать и дополнительно регулировать торговые надбавки и бегать по магазинам и рынкам, смотреть, торговая надбавка в норме или нет. Я Вам скажу, что в 99% случаев та торговая надбавка, которая регулируется нормативно-правовыми актами (10-15%), соблюдается. Никто на рынках или в магазинах не зарабатывает двойную-тройную цену.

Почему пропала гречка? Потому что ее невозможно продавать по 13,99 грн, как хочет правительство. Потому что ее себестоимость, в которую входит, в том числе и коррупционная составляющая, взятки всем контролирующим органам, - больше.

Как власть может влиять на себестоимость?

Не усложнять процесс производства товаров всеми возможными способами.

Не брать взятки?

В первую очередь. Когда прекратится вертикаль взяток от, к примеру, налогового инспектора до самых высших чинов налоговой администрации (это может быть таможня, милиция и т.д. - не суть важно), тогда себестоимость начнет уменьшаться. Это самое простое и самое необходимое. Вы даже не представляете, сколько проверяющих и контролеров может подойти к продавцу на рынке: и ветеринарная служба, и санстанция, и районная, и городская, и областная, и рынка. И все с одной задачей. К сожалению. Можете спросить у людей, с какими целями к ним подходят контролеры и что их интересует. Нарушения найти по нашему законодательству, к сожалению, не проблема. Яркий пример, пожарная безопасность. Дело нужное. Но законодательство по пожарной безопасности составляет около десяти томов, и там масса норм, которые требуют специального разъяснения - это кто-то может соблюсти? Прочитать для начала? Сама нормативно-правовая база очень сложная, очень тяжелая, очень перегруженная, из-за этого большой удельный вес коррупционной составляющей в себестоимости любой продукции.

Но нормативно-правовая база относится прежде всего к компетенции центральных органов власти, той же Верховной Рады и Кабмина.

Безусловно. Но к нормативно-правовой базе относятся и решения местных советов, и распоряжения местных государственных администраций, и приказы центральных и местных органов власти.

Простой пример, как местная власть может способствовать увеличению цен, к примеру, на государственные и монопольные услуги. В каждом районе области, в каждом городе есть БТИ, всем хорошо известная структура. Последние 2-3 месяца распоряжениями обладминистрации цены на ее услуги поднимаются практически в 2 раза. С одной стороны — да, забота о коммунальных предприятиях. А кто же думает о людях, которые приходят в БТИ и за справку или за другой документ платят теперь не 15 грн за нормо/час, к примеру, а 30? Последний раз повышение цен на услуги БТИ было в марте 2008-го года — повышение было незначительное, не в 2 раза, и при нормальной экономической ситуации, особенно в сравнении с нынешней, когда благосостояние людей откровенно ухудшилось. То же самое с услугами рынков, услугами транспорта, ЖКХ и т.д.

Что еще может сделать власть для снижения цен?

Власть должна создавать благоприятные условия для работы промышленников и предпринимателей. Сейчас наиболее актуальна поддержка сельхозпроизводителей и пищевой промышленности, где необходим эффективный комплекс организационных и финансовых мероприятий, упрощение условий работы малого и среднего предпринимательства, которые в основном и занимаются реализацией продуктов питания. Кроме того, возможно, власти стоило заранее подумать, прогнозируя баланс возможного урожая различных сельскохозяйственных культур, о создании региональных стабилизационных фондов, чтобы в нужный момент насытить рынок необходимой продукцией, к примеру, той же гречкой.

Предыдущие областные руководители неоднократно использовали такие механизмы по зерну. Все эти механизмы не новы. Здесь никто не требует никакого управленческого или экономического прорыва. Просто нужно чуть-чуть работать на опережение, делать качественные прогнозы экономического развития, а не рисовать их с потолка. Невозможно не имея обоснованных расчетов и прогнозов, понимать, что будет дальше.

Я могу сказать, что полтора года назад команду Арсена Авакова оппоненты критиковали за дорогой картофель по 3,50. Все познается в сравнении. Сейчас картофель по 3,50 или бензин по 7,40, думаю, были бы весомым достижением нынешней власти. Скажите, о каких проводимых реформах можно вести речь, когда существует такой резкий обвал, ухудшение позиций? Для начала нужно вернуть все на исходную позицию.

Команда Михаила Добкина называет прошлый год рекордным по привлечению иностранных инвестиций, больше $600млн. прирост. Еще полгода назад Вы критиковали команду Добкина именно за отток инвестиций. Сейчас они выросли. Можно ли говорить об улучшении инвестиционного климата?

Что такое инвестиции и для чего они нужны? Когда мы привлекаем инвестора, мы даем ему определенные преференции. Взамен он должен вложить свой капитал в реальный сектор экономики, набрать людей на работу, дать хорошую зарплату, социальный пакет (выполнить свою социальную функцию), заплатить налоги (выполнить свою экономическую функцию) и обеспечить постоянную рентабельную работу своего предприятия, привлекая в смежные производства отечественных предпринимателей. Тогда это инвестиция реальная, рабочая, эффективная.

За 2010 год действительно существует цифра привлеченных иностранных инвестиций в объеме $622млн. Если бы эти инвестиции были реальными, то в области бы наблюдался настоящий инвестиционный бум. Вы как опытный человек и журналист ощущаете что-то подобное? Назовите мне хоть один серьезный инвестиционный проект, реализованный на территории Харьковской области в 2010 году! Не назовете. Не назову его и я. Потому что его нет. Откуда взялась цифра 622 млн? Это инвестиции в финансовый сектор, попросту говоря, одно из финансовых учреждений области продало свой капитал французской компании. Вот отсюда – прирост, который нельзя рассматривать как инвестиции, направленные на реальную поддержку региональной экономики,

В то же время объемы инвестиций в стратегически важных отраслях экономики области (промышленность и сельское хозяйство) значительно уменьшились. В промышленность инвестиции уменьшились почти на $20млн., из них $14млн. - машиностроение. Аналогичная ситуация в сельском хозяйстве — там тоже минус $5,5млн. Причем инвестиции отзывают не оффшоры, а крупнейшие мировые инвесторы — Россия и США! Россия уменьшила объемы своих инвестиций на $5млн., а США на $15млн. И все это только за один 2010 год!

Именно поэтому Арсен Аваков говорит о тотальном уменьшении инвестиций в прошлом году, потому что он рассуждает государственными категориями и экономически грамотно, а не "играется" просто цифрами, которые приятны.

С каких предприятий ушли инвестиции?

Я не могу Вам сказать — это достаточно конфиденциальная информация.

Что можно сделать на уровне области, чтобы инвестиции пошли в реальную экономику?

Показать инвесторам, готовым прийти в Украину, что для них Харьковская область наиболее благоприятная в нашей стране. Необходима эффективная презентация собственных возможностей области, а не такая "специфическая", как в экономическом атласе на сайте обладминистрации, где больше внимания уделено угрозам и недостаткам, чем возможностям. Почему-то когда депутаты нашей фракции говорили, что областная власть недостаточно квалифицировано занимается данным вопросом, это не воспринималось, а данным замечаниям придавалась политическая окраска. Когда это сказал Президент Украины — никто не спорит, хотя замечания были высказаны абсолютно одинаковые.

Далее, инвестора, знаю это по опыту работы, интересует, как экономически развивается регион. А в этом вопросе в 2010 году мы оказались в рядах отстающих.

И, наконец, инвестор должен оценить, какую он может получить финансовую выгоду. И здесь нечего стесняться, нужно говорить инвестору, что он заработает, и пояснять, как, где и почему.

То, что сейчас пытаются привести швейцарскую компанию по строительству стекольного завода и водят ее буквально за руку по всем инстанциям, это замечательно — но это одна компания. Всех не обводишь. Должен быть создан механизм. Должна быть создана система, которая будет помогать инвестору в привычной ему манере оформлять свой бизнес. Декларируется, что это делается. Но посмотрим на конечный результат. Потому что говорить одно — делать другое. Власть должна отвечать за результат, а не за планы!

На расширенном заседании регионального комитета по экономическим реформам губернатор презентовал проекты, которые считает ключевыми для развития экономики региона. Насколько они, с Вашей точки зрения, реальны и перспективны?

Если их все вместе одновременно реализовать — перспективны. Но вопрос не в идеях, а в возможностях. Можно презентовать идею построить космодром на крыше обладминистрации и запускать оттуда туристов в космос. Чем не идея для укрепления бюджета? Часть предложенных проектов по своей реальности реализации в современных условиях где-то соответствует вышеназванной.

Сколько в этих проектах маниловщины?

Я думаю, что сложно будет реализовать большую часть из этих проектов. К примеру, "Деревня будущего". Моя позиция - сначала нужно разобраться с деревней настоящего, с тем, что там происходит сейчас, а потом уже переходить к строительству каких-то "деревень будущего". Как проект, который можно показать, перерезать ленточку, а еще и подвести это к парламентским выборам-2012 — он выгоден власти, поскольку популизм в нашей стране, к сожалению, эффективен. Но как региональный экономический проект для Харьковской области он не дает серьезного экономического эффекта. Давайте пофантазируем, что эту "деревню будущего" построили. Что от этого выиграл регион? Что конкретно?

По идее авторов проекта, он должен дать толчок для развития сельского хозяйства в отдельно взятой деревне, для строительства — опять-таки в отдельно взятой деревне. Строительство создает дополнительные рабочие места в смежных отраслях...

В идеале — хорошая идея, хороший проект для руководства отдельно взятой районной администрации.

С остальными проектами что? Выпуск электронных учебников на заводе Шевченко?

Если это реально, то возможно завод это поддержит. Давайте подождем, посмотрим, будет ли само производство электронных учебников запущено - во-первых. И во-вторых, насколько они будут конкурентоспособны, какая ценовая политика будет?

Добкин называл цифру 1600 грн, и окупаемость за 6 месяцев.

1600 грн — цифра, названная сейчас. Учебники появятся в лучшем случае когда?

Думаю, в течение года.

Поэтому давайте насчет 1600 не заостряться сейчас. Цена должна быть выгодна и заводу, и покупателю, и конкурентоспособна импортным аналогам, в том числе и китайскому товару. Этот момент спорный — насколько производственные мощности завода Шевченко и постоянное повышение себестоимости продукции (комплектующих, энергоносителей) обеспечат конкурентоспособность итоговой цены и качества.

Мусороперерабатывающий завод?

Необходимость завода не подлежит обсуждению, это нужно региону. Но пусть данный проект реализуют, в нем очень много сложностей. Ведь говорить можно все, что угодно. Власть должна отчитываться не за планы, а за результат. Власть должна говорить о результате.

Тогда вернемся к результату. Есть какие-то объективные предпосылки для того, чтобы Харьковская область оказалась в нижней части рейтинга? Михаил Добкин неоднократно говорил о том, что получил область в очень плохом состоянии ( та же промышленность в 2009-м дала минус 20%, аграрии были неготовы к посевной и т.д), поэтому — по его словам - очень много нужно сделать, чтобы подняться выше.

Не понимаю и не приемлю такую постановку вопроса, и не знаю, кто настаивает на том, чтобы губернатор это постоянно повторял. Возможно, руководители экономического блока пытаются таким образом скрыть свою несостоятельность? Что значит, принял в плохом состоянии? Давайте попроще. У нас скоро будет Евро-2012. Вы — футбольный тренер, принимаете команду на 5-м месте в Высшей лиге. Через полгода вашего руководства она оказывается на предпоследнем месте. Вы можете себе позволить говорить о том, что Вам досталась плохая команда, которую Вы, простите, опустили в турнирной таблице в аутсайдеры? Наверное, это некорректно. И ни один тренер, которому нужно показывать реальную работу не может позволить себе такое сказать. Потому что руководство клуба отправит в отставку такого тренера немедленно.

Команде Арсена Авакова нечего стесняться, потому что по тем же рейтингам, проводимыми органами статистики и независимыми учреждениями, Харьковская область была в первой десятке, когда ее принимал Михаил Добкин. Сейчас она в третьей десятке. Здесь нечего обсуждать. Прошел год — уже нужно отчитываться за результаты, а не говорить "ах, виноват кто-то".

А что делать?

Для начала нужно иметь эффективные, корректные, четко рассчитанные, а не угаданные планы. Неверное прогнозирование влечет невидение реальных путей развития области, как это произошло в прошлом году, и соответственно не могли проводиться адекватные мероприятия по развитию области. Я вам скажу, что при прогнозировании социально-экономического развития области в 2010 году были допущены грубейшие ошибки по 80-90% показателей. При Арсене Авакове, при Евгении Кушнареве, один грубо невыполненный прогноз всегда влек за собой как минимум — как минимум! — серьезный разговор. Один показатель! Я не мог себе позволить ни при Авакове, ни при Кушнареве делать необоснованный прогноз просто потому что кому-то хочется видеть эту цифру. Все показатели должны быть обоснованы.

А у нас на заседании комиссии облсовета обсуждается программа социально-экономического развития области на 2011 год, я спрашиваю, где расчеты индексов промышленного производства, потребительских цен, цен производителей? Я как член комиссии, этих расчетов не видел. Может, они где-то есть, засекреченные, но я очень сомневаюсь.

Я каждого депутата нашей комиссии уважаю, нам есть, чему учиться друг у друга. Но люди поставлены в такие условия, что вынуждены защищать чиновников обладминистрации, иногда принижая собственный уровень. Почему бы им на фракции Партии регионов не поговорить, каким образом, почему и для чего готовятся такие некачественные документы? Видно не хватает либо желания, либо смелости — но это их внутреннее партийное дело. А на комиссии депутаты от большинства вынуждены, защищать представителей облгосадминистрации и говорить, ну какая разница, как они показатели рассчитывали? К примеру, в Программе прогноз увеличения цен на потребительском рынке цен в Харьковской области на 2011 год указан на уровне 108,8%. Я задаю вопрос: если мы видим серьезное подорожание продуктов питания, которые составляют 50% в общем объеме индекса потребительских цен, услуг ЖКХ, транспорта, топлива (причем это уже свершившиеся факты, мы ничего не выдумываем, мы никого не пугаем), то что будет дешеветь, чтобы выйти на запланированный уровень? Какой индекс цен производителей продукции прогнозируется?

А ответ?

Ответ ошеломляющий, я Вам цитирую: "ну как мы можем говорить о том, чего не знаем?" Когда написана цифра 108,8%, теряется ощущение реальности и того, какие мероприятия нужны. Возьмите программу соцэкономразвития, откройте раздел обеспечение стабильной ценовой ситуации и посмотрите, какие мероприятия планируются — их там всего несколько. Ярмарки, меморандумы, мониторинг. Можно этими мероприятиями сдержать ценовую ситуацию? Нет плана, нет эффективных действий, нет результата.

По внешнеторговому обороту в Программе прогнозируется отрицательное сальдо (разница между тем, что регион продал за границу, и что купил) $550млн. Это более 4млрд.грн., что больше, чем доходная часть областного бюджета! Это серьезная проблема! А мне отвечают: "это связано с плохим урожаем и закупкой продуктов питания". Уровень экономического диалога очень низкий. Когда уровень диалога изначально низкий, нельзя рассчитывать на результат в более сложных вопросах. В связи с этим, абсолютно закономерно, что как развивается национальная экономика, туда же Харьковская область по течению и плывет. Не сопротивляясь! Поэтому когда в августе 2010-го по всей стране был первый мощный скачок цен на продукты питания, наивысший индекс повышения цен был зафиксирован в Харьковской области. Когда второй скачок произошел в январе 2011-го — Харьковская область была на 23-24-м месте. Это четкий индикатор слабого уровня сопротивляемости проблемам национальной экономики.

Я правильно поняла, Вы считаете, что губернатор должен поменять руководство экономического блока?

В отличие от коллег прошлого созыва депутатского корпуса, мы не "подсказываем" губернатору направления кадровой работы. Это его прерогатива - менять или не менять. Я говорю об уровне и адекватности современным условиям работы экономического блока. То, что нужно изменить организацию работы, подходы к работе экономического блока, повысить качество разрабатываемых проектов и уровень компетентности — это факт.

Вы говорили о низком уровне дискуссии. Вы считаете это следствием недостаточной квалификации экономического блока или результатом нежелания создать дискомфорт руководителю?

Я не знаю, в каких условиях работают эти люди, какие им ставят задачи и какой хотят видеть результат. Но знаю, что никогда раннее ни один руководитель экономического блока или подразделения не мог себе позволить прийти на депутатскую комиссию не имея расчетов, и доказывать, что расчеты не обязательны и это неважно! Любой руководитель предприятия или организации, когда вызывает к себе руководителя планово-экономического отдела, интересуется обоснованностью и корректностью расчетов. И если ему руководитель отдела ответит "какая вам разница, все же есть", наверное, его такой ответ не устроит.

Я могу сказать, что и Арсен Аваков и Евгений Кушнарев — разные и как губернаторы, и как люди, они отличались по подходам управления, - но, безусловно, при такой ситуации и таких результатах работы они бы делали кадровые изменения. Если бы экономический блок выносил на сессию облсовета документы с ошибками и неточностями в цифрах, и Аваков, и Кушнарев, заменили бы его в полном составе в ту же минуту. Это однозначно.

Сейчас другой подход. В тоже время, если губернатора Михаила Добкина устраивает ситуация, он видит перспективы в работе экономического блока и доверяет данной команде, то его абсолютное право продолжить работать с данной командой. Мое мнение: подходы в организации работы нужно однозначно менять. А кадровые, структурные, функциональные или любые другие изменения - это уже вопрос губернатора. Для Харьковщины, для жителей области важен результат работы, а не кто работает с губернатором. В конце концов вся ответственность за развитие области, и перед населением области, и перед Президентом Украины, и перед Кабинетом Министров Украины, лежит на председателе областной государственной администрации, и в первую очередь, он должен быть заинтересован в результативной работе всей вертикали областной власти.

ИА "МОСТ-Харьков"

Елена ЛЬВОВА, для ИА "МОСТ-Харьков"


Хочете першими дізнаватися про головні події в Україні - підписуйтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling