Статьи

С. Гавриш: Демократия сильна, когда права и свободы меньшинства гарантированы большинством

7 февраля 2012 16:23

Степан Гавриш. Политик-интеллектуал, политический эксперт. До недавнего времени работал в Совете Национальной Безопасности и Обороны первым заместителем Секретаря. Разговаривали о нынешней власти, о будущих парламентских выборах, о «деле Тимошенко» и «деле Авакова», а также о том, что ждет в будущем украинскую власть и украинскую оппозицию.
 
 - Степан Богданович, скажите, почему Вы ушли из СНБО?
 
 - Людям моего профессионального класса и интеллектуального типа сегодня, к сожалению, нет места в этой системе власти. Ее запрос на действительных профессионалов минимальный. Обратите внимание, настолько минимальный, что ни один наш известный интеллектуал эту власть не поддерживает. Ни в одной из сфер государственной деятельности. Время грубой силы, судя по кризису США, остается в прошлом. Пришла эра знаний. Они есть истинная сила прогресса и нового миропорядка.
 
- Чем Вы сейчас занимаетесь?
 
 - Если в общем, то занимаюсь глобальным анализом внутренней и внешней политики, новым этапом мировых изменений и их влиянием на наше будущее. Для Украины это очень важно, поскольку в уже существующей новой реальности внешняя политика стала внутренней.
 
- Планируете ли выставлять свою кандидатуру для участия в парламентских выборах?
 
- Да, я думаю об этом. Думаю каждый день. И причина моих размышлений состоит в том, что коренные политические и социально-экономические интересы украинцев в настоящее время сильно извращены. Прежде всего теми, кто манипулирует их настроениями и использует в своих целях их доверие и некую наивность. Это, наверно, самый испытательный и критический момент для власти народа, особенно для представительской демократии Украины.
 
Мне кажется, что конфликт между властью и обществом, проявление злоупотреблений и политической коррупции достигло такого предела, что выборы уже никто не рассматривает как демократическую дискуссию между обществом и политиками. Хотя, казалось бы, парламент в Украине - это власть исключительно народа. Это никак не власть Президента, тем более не власть Кабинета Министров, не власть политически господствующей группы олигархов, в конце концов. Это они ликвидировали любую конкуренцию между юристами, финансистами и экономистами, записав в списки нардепов своих водителей, массажистов, секретарш и спортсменов-бойцов. Это они, борясь за свой бизнес, превратили парламентскую деятельность в бесконечное ток-шоу и принесли в политику приемы экономического рейдерства и недобросовестной конкуренции. В парламент должны вернуться делегированные избирателями профессионалы. Это ключ к реформам. И он в руках общества, если его у него не отберут или задешево не выкупят или не обменяют на продуктовые пайки из гнилой картошки.
 
- Ведете ли Вы переговоры с оппозиционными партиями, учитывая, что говорите Вы как оппозиционер?
 
- Я, в принципе, не оппозиционер. Но при этом, никто не может отнять мое природное право высказывать свою точку зрения. Это важно для политиков, для политических экспертов, журналистов, это вообще является основным условием демократии - возможность критиковать власть. Власть в демократиях всегда под подозрением. А власть, в свою очередь, не имеет права критиковать гражданина, потому что власть отчетная перед ним всегда и есть сила, которая управляет нашим страхом. В ее распоряжении СБУ, милиция, прокуратура. И каждый окрик власти гражданину давит на его и так расшатанную переменами психику, связывает руки и ноги не только человеку, а самому обществу. Вместо созидательных идей, оно тогда вырабатывает разрушительные протесты. Демократии со связанными ногами и руками не существует. Демократия - это свобода. Прежде всего – выбора.
 
Поэтому, если говорить с точки зрения реальной практики, мы сейчас имеем ситуацию, когда Украина зависла между стабильностью и революцией. Когда власть построит стабильность, трудно сказать. А вот революция уже происходит, прежде всего, в умах людей. В любую минуту она выйдет на улицу. Это вот вылилось, в частности, в хакерские атаки на сайты органов государственной власти. Причем, что парадоксально, когда власть пыталась действовать в правовом поле, борясь из пиратконтентом. И если бы хакеры добровольно не отступили, то неизвестно, чем бы это закончилось. Игнорировать, презирать революционные тренды уже невозможно.
 
Нужны срочные и быстрые понятные демократические реформы. Но для этого нужно отсутствующее полностью доверие и исчерпанная терпимость общества. Но в это время власть тратит весь свой креатив, весь свой потенциал, на борьбу с оппозицией, инакомыслием, блогерами, составляя черные списки своих врагов. Нельзя ломать общество «через колено». Колено может сломаться быстрее. Я пока пытаюсь быть непартийным экспертом и помочь власти не делать ошибки, объяснять тренды и предлагать реальные прогнозы для обеспечения национальных интересов. Если у власти есть успехи, я готов их поддержать. Но какие это успехи, если все известные мировые внешние и внутренние рейтинги Украины упали до уровня экваториальной Африки!
 
- Степан Богданович, давайте вернемся к выборам. После выборов, перед депутатами-мажоритарщиками все равно станет вопрос, к кому присоединяться. К власти или к оппозиции?
 
- У меня есть большой опыт, как быть независимым. Я был руководителем фракций «Регионы Украины» и «Демократические инициативы». Между прочим, мы создали последнюю как в основном, харьковскую политическую группу вместе с Александром Ярославским и Михаилом Добкиным. Это уникальный и единственный опыт. И фракция голосовала так, как выгодно было избирателю. Сотрудничала и с властью, но при этом оставалась достаточно независимой.
 
Я не веду переговоры с оппозицией, потому что даже не знаю, с кем их вести и кто есть кто. Кто истинная оппозиция, а кто типичный проект Банковой? А нынешней власти я не нужен. Она за два года построила некую средневековую крепость с приторианцами, с войском из «своих» и яростно защищает ее.
 
- Вы хотите сказать, что в будущем парламенте может образоваться группа независимых депутатов-мажоритарщиков?
 
- Да, я думаю, что в новом парламенте обязательно возникнет сильная группа депутатов-мажоритарщиков. Она может сильно повлиять на политику в интересах избирателя. Я был как раз одним из классных мажоритарщиков. Входил в руководство парламента и руководил политическим большинством, я ни разу не предал интересы избирателей. В мой округ я дважды приезжал вместе с президентом Леонидом Кучмой. И вы знаете, он наводил там порядок в отношениях с местной властью. Мажоритарщики очень нужны в этой печальной политической системе охлократии, политической коррупции и партийно-клановой диктатуры. Они единственные могут сделать связь депутата с округом императивной и неразрывной, вплоть до права избирателей отзывать избранного депутата при соблюдении особых процедур.
 
- Вы знаете своего предполагаемого конкурента от власти?
 
- Да, в моем Чугуевском округе работает Дмитрий Шенцев. Он заместитель председателя Партии регионов и, очевидно поэтому, серьезный оппонент. Хотелось, чтобы мои диалоги с ним носили открытый и политически-целесообразный для избирателя характер. И мне важно, чтобы мы с ним не бодались, а вели открытую дискуссию. Я очень много сделал для своего округа. Десятки газифицированных сел, весь Печенежский район, Великий Бурлук. Я строил больницы, дороги, привлекал большие инвестиции и многое другое. В том числе, через свой благотворительный фонд «Берег Надежды». Был уникальный совместный проект с Михаилом Поплавским, я создал фестивали «Печенежское поле», «Свадьба в Малиновке». Они до сих пор собирают множество людей и талантливых артистов в Чугуевском избирательном округе. Может быть, и у моего коллеги из Партии регионов есть свои какие-то результаты и достижения за два созыва работы Верховной Рады. Мы об этом скажем нашим избирателям, а он и сделает свой выбор.
 
- Давление админресурса уже ощущаете?
 
- Я еще не заявил о своем желании баллотироваться, а уже его ощущаю. Причем, в каком-то полуистерическом виде. Представьте, госпожа Минаева, мэр города Чугуева, которой я в свое время серьезно способствовал в избрании, запретила печатать мои безобидные поздравления избирателям в городской газете к Новому Году. В Волчанске редактор обещал напечатать, а потом, вступив в ряды ПР, резко отказался. В других районных газетах происходило примерно то же самое. Это что, политическая цензура или возвращение в Советский Союз? Подобное вызывает какую-то внутреннюю панику от ощущения, что ты попадаешь в эпоху раннего феодализма, когда был только один хозяин со своими законами и страхами. Когда все зависело от воли одного человека. Мне говорят, что людей, которые высказывали симпатии в мой адрес, вызывали на беседы, приглашали на обеды и говорили: «Не дай Бог, поддержишь Гавриша, ты лишишься хозяйства, твои дети потеряют будущее». Моим друзьям говорили, что не надо со мной встречаться. И многие не встречаются.
 
Однако избиратель сам должен решать, кто ему нужнее.
 
- Ситуацию вокруг Арсена Авакова прокомментируете?
 
- Я думаю, что Арсен Аваков в своем интервью все четко о себе сказал. Он опытный политик и заявил о своей готовности бороться. Мне кажется, что на определенном этапе, неизбежно, надо искать способы для диалога, в том числе и с неудобными для тебя оппозиционными политиками. Без этого у будущего нет перспективы на, даже, минимальную стабильность. Еще более важно думать о собственном, не только политическом, но и социальном будущем. Нужно всегда давать своим политическим оппонентам возможность реализации в новых условиях, даже если ты ничего не слышал о Конфуции. Власть поторопилась с включением жестких криминальных инструментов в политику управления страной. Подавить сопротивление оппозиции, таким образом, возможно только в условиях признанной политической диктатуры. Поэтому отчаянная война с оппозицией, ее постоянная дискредитация лишили власть опоры окончательно на компромисс с ней, без которого никакого доверия и солидарности для развития не может быть. Это - война. Нужно хотя бы перемирие для запуска минимальных антикризисных программ. Иначе страна превратится в один нервно-паралитический комок. Почему бы сейчас публично не заявить, что должность омбудсмена отдается оппозиции?
 
- Вы имеете в виду Евгения Захарова?
 
- Я сейчас не хочу агитировать за конкретные фамилии, но это должен быть человек авторитетный и уважаемый в обществе, а не представитель власти. Ведь любое его действие, благодаря Интернету, будет сразу известно не только в стране, но и далеко за ее пределами. Особенно в условиях, когда Украина является чуть ли не второй по чувствительности эмоцией европейцев, после кризисной Греции. Для них угроза банкротства демократических ценностей в европейской стране опасна, как и угроза экономического дефолта члена Евросоюза.
 
- Как Вы оцениваете «дело Тимошенко»?
 
- Это была колоссальная и предсказуемая ошибка власти и ее команды! Не успев провести одни выборы, они сразу начали готовить новые, убирая силой своего основного конкурента, который явно не страдал популярностью и имел большой антирейтинг. Вместо поиска эффективных площадок для дискуссии с ее политической партией, как и с обществом, вместо осуществления эффективных реформ, с учетом непопулярности многих их составляющих, она избрала тактику бронепоезда, который движется без остановки. Но проблема в том, что рельсы под ним рано или поздно разберут и спрячут.
 
- Какой выход из этой ситуации?
 
- Выхода два. Первый - это если Президент начнет действовать решительно в другом политологическом сценарии: проводить настоящие антикризисные реформы, для получения хотя бы кратковременной стабильности, амнистирует политзаключенных, о которых трубит весь западный мир, займется общественным проектом примирения, существенно уменьшит этот губительный для демократии симбиоз бизнеса и власти в управлении страной, вернет в систему управления государством инструменты державного иммунитета: систему сдержек и противовесов от различных видов узурпации власти.
 
Мировые рейтинги для Украины резко упали за последние два года. Мы лидеры здесь в мире. Только сзади, с беднейшими странами Африки и Латинской Америки. Другими словами, еще возможна революция «сверху». И Президент, если хочет избежать хаоса, еще может ее провести или умело возглавить. Думаю, шансов на такой проект крайне мало. У Президента нет советников в этом направлении, которым он доверяет. Его окружают, как мне кажется, в основном «люди войны». Правда, при определенных условиях они первые капитулируют или наденут в очередной раз оранжевые или аналогичные спасительные реквизиты.
 
Второй выход - это революция «снизу».
 
- Насколько она реальна?
 
- Революция «снизу» реальна всегда и везде. Даже в США. И события по захвату Уолл-Стрита это показали. Ее нельзя угадать и предсказать. Ее вирус уже бродит и инфицирует мировые пространства. Новая волна глобализации ускоряет все процессы. Болотная площадь в Москве – доказательство этому. Революция – это отчаянное дитя эволюции. Она причина прогресса, если не переходит в гражданскую войну и не вызывает гуманитарной катастрофы.
 
- Как Вы считаете, если Тимошенко не будет принимать участия в выборах, возможны ли санкции в отношении Украины?
 
- Мне кажется, что своей резолюцией ПАСЕ, посвященной исключительно Тимошенко и преследуемой властью оппозиции, где упоминается о возможных санкциях, Европа открыто предупредила о готовности к «холодной» войне с Украиной. Это произошло, к тому же, на фоне полного прекращения реальных переговоров по завершению парафирования Договора об Ассоциации с ЕС, не говоря уже о его подписании. Очевидно, что мы, наблюдаем и объективное охлаждение политической дипломатии ЕС к Украине.
 
И Тимошенко сейчас, что очевидно, является точкой отсчета политических часов глобализированного кризиса украинской власти. Если она будет продолжать находиться за решеткой, то Европа будет каждый раз все изобретательнее и жестче в своем воздействии на Украину. Реальные санкции в этих условиях и не нужны. Да это уже и не важно. Ни один уважающий себя западный инвестор не решится вкладывать серьезные деньги в Украину, ни один банк не даст дешевых кредитов и ни один европейский лидер не решится на открытую поддержку такого режима. Необычно и важно то, что политическое руководство России, кажется, полностью солидарно в этом с Западом.
 
- И напоследок. Ваши рекомендации власти и оппозиции.
 
- Власть, которая признает свои ошибки, возвращает и наращивает рейтинг и завоевывает доверие. Власть желательно менять «сверху», иначе ее обязательно поменяют «снизу». У власти один приоритет - служить избирателю. Иначе он, как собственник державы, такую власть заберет или свергнет. Он ничем не ограничен в способах защиты своих прав и свобод.
 
Что касается оппозиции, то она сильна, когда она объединена и когда у нее общие ценности и единая политическая программа. И когда она защищает не свое место в будущей власти, а общие с народом - а сегодня и с Западом - ценности.
 
И - всем. Демократия сильна, когда права и свободы меньшинства гарантируются большинством.
 
Беседовал Ю.Чевордов

ГЛАВНОЕ™


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling