Ирина Бережная, народный депутат Украины, которая баллотировалась в 169-м избирательном округе г. Харькова. Данный округ был, пожалуй, самым интересным и интригующим из всех харьковских округов. И причина была в том, что основным оппонентом Бережной являлся известный экономист Александр Кирш, которого в Харькове знают достаточно хорошо. И окончательный результат до последнего дня для многих был непредсказуемым.
С Александром Викторовичем, «Главное» публиковало интервью, и выяснило, что после выборов он создал «Альтерраду» - альтернативный парламент, куда вошли кандидаты в депутаты, занявшие вторые места на выборах и продемонстрировавшие серьезный результат на выборах.
Теперь решили пообщаться с Ириной Бережной и выяснить, какие приоритеты в парламентской деятельности избрала для себя она. Из официальных источников, стало понятно, что Ирина Григорьевна занимается стратегически важным направлением, а именно европейской интеграцией Украины. Вот об этом, а так же о том, как планирует лоббировать интересы Харькова вновь избранный народный депутат, мы и разговаривали.
- Ирина Григорьевна, Вы являетесь первым заместителем председателя Комитета Верховной Рады Украины, по вопросам европейской интеграции Украины. Чем конкретно занимается данный комитет? И на чем Вы, лично, планируете сконцентрироваться, работая в нем?
- Данный комитет занимается вопросами евроинтеграции Украины. В компетенции комитета очень много вопросов, начиная от участия Украины в интеграционных процессах, связанных с деятельностью Евросоюза, адаптации отечественного законодательства к европейским нормам, денонсации международных соглашений до вопросов либерализации визового режима. Последняя тема – одна из тех, которыми активно занимаюсь я.
Как вам хорошо известно, между Украиной и Европейским Союзом действует Соглашение об упрощении визового режима. В прошлом году в это соглашение были внесены важные поправки, которые расширили количество категорий граждан, которые смогут путешествовать в ЕС по упрощенной процедуре.
Также мы активно работаем над либерализацией визового режима, чтобы в будущем вообще путешествовать в ЕС без виз. Есть целый ряд требований, который выдвигает к нам Европейский Союз (например, о введении биометрических паспортов, улучшении антидискриминационного законодательства, защиты персональных данных и многие другие), но есть и обязательства, взятые перед собой странами ЕС. В частности, об упрощении процедур выдачи виз, о четких причинах отказа в выдаче визы. Когда, еще работая в прошлом созыве, я столкнулась с деятельностью некоторых консульств, я была поражена, как много, из того, что задекларировано на бумаге – причем не только в Соглашении с Украиной, а в Визовом кодексе ЕС, отсутствует на практике. Например, некоторые консульства нарушают сроки рассмотрения документов – вместо рекомендованных 15 календарных дней для рассмотрения документов и получения визового ответа, бывают случаи, когда ответ приходится ждать и месяц, и два. Или же не все предоставляют в письменном виде аргументацию по поводу отказа в визе. Я регулярно встречаюсь с послами европейских стран, информирую их не только о том, что делает Украина для либерализации, но и о том, что не делает Евросоюз.
Поэтому в моих планах открытие неформального Консульского клуба, где бы мы могли в рабочем порядке решать вопросы, с которыми ко мне обращаются избиратели. Я не исключаю, что одну из таких встреч мы обязательно проведем и в Харькове.
Еще хочу подчеркнуть, что вопросы евроинтеграции – это как раз те вещи, где пересекаются интересы и Президента, и парламентского большинства, и оппозиции. Все стороны украинского политического процесса декларируют приоритетность продвижения Украины в Европу. Именно наш комитет является той площадкой, где в самых острых дискуссиях все же может вызреть реальное решение этого вопроса.
- Сейчас Украина находится на распутье. Идут разговоры и о вступлении в Таможенный союз. Стоит ли, на Ваш взгляд, двигаться Украине в том направлении? Насколько это будет противоречить европейской интеграции?
- Действительно, сегодня Украина находится на таком этапе европейской интеграции, где она обязана сделать выбор. Ведь несмотря на евроинтеграционную риторику предыдущих Президентов и правительств, еще никогда Украина не находилась так близко к реальной, а не декларативной интеграции с Евросоюзом. Еще никогда она не была так близка к тому, чтобы перевести наши отношения с ЕС из разряда свободных отношений, к отношениям, построенных на определенных обязательствах с двух сторон. Скрепить эти отношения, сделать наш курс на ЕС бесповоротным способно Соглашение об ассоциации с ЕС, которое мы рассчитываем подписать на саммите Восточного партнерства в ноябре этого года в Вильнюсе. К сожалению или к счастью, Таможенный Союз и европейская интеграция являются вещами несовместимыми в силу многих причин. Именно поэтому, мы постоянно подчеркиваем, что приоритетом нашей внешней политики остается европейская интеграция, а с Таможенным Союзом мы готовы сотрудничать в формате 3+1 или же в другом формате, который не противоречит нашему законодательству и нашему европейскому курсу. Для нас очень важно поддерживать подобный стратегический баланс, поскольку Россия была, есть и будет нашим стратегическим партнером, нашим, очевидно, самым близким в культурно-историческом плане соседом и экономически выгодным партнером.
- Когда Украина, наконец, получит безвизовый режим с Европейским Союзом? Насколько это реально?
- Конечно, это реально. Сейчас мяч на 90% находится на украинской части поля, поскольку Евросоюз сделал все возможное, чтобы в вопросах визовой политики максимально сконцентрироваться на выполнении той или иной страной конкретных критериев. Нам эти критерии хорошо известны, и мы должны сегодня уделить внимание их выполнению. В данный момент мы находимся на первом этапе (так называемой первой фазе) выполнения Плана действий по либерализации визового режима, предполагающего, главным образом, принятие необходимого законодательства. В скором будущем перейдем на вторую фазу, где придется это законодательство имплементировать. Если говорить о временных рамках, то безвизовый режим между Украиной и Евросоюзом возможен через минимум полтора года. Я подчеркиваю слово «минимум», поскольку речь идет о самом оптимистическом сценарии, который предполагает своевременное выполнения нашего домашнего задания и на финальной стадии – политической воли со стороны ЕС.
- Следующий вопрос, как сопредседателю межфракционного депутатского объединения <<Равные возможности>>. Данное объединение собирается отстаивать позицию гендерного равенства. Скажите, это настолько важная проблема, что на ней стоит концентрироваться? Какие в Украине проблемы у женщин? Есть ли мужчины в этом объединении?
- В объединение вошли 26 человек, 10 из них – мужчины. И эта пропорция выглядит намного лучше, чем соотношение женщин и мужчин в украинском парламенте – 10% к 90% не в пользу женщин.
Что касается важности проблемы, то для меня она очевидна, даже если общество в большинстве своем все еще отказывается говорить о гендерных проблемах серьезно. Ведь речь не только о пропорциональном соотношении мужчин и женщин в органах власти, но и о домашнем насилии, а правах матерей и детей. Это только на первый мужской взгляд кажется, что в Украине не существует гендерных проблем. Все хотят умалчивать о том, что каждая вторая женщина испытывала насилие – физическое, материальное, дискриминацию. Даже такие вещи, как увеличение пособия по уходу за ребенком - это гендерные вопросы. А адаптация женщин, потерявших квалификацию из-за отпуска по уходу за детьми? А центры помощи матерям-одиночкам? А увеличение алиментов в случае распада семьи? Поверьте, «Равные возможности» для меня и моих коллег по объединению – это огромный кусок работы, пласт проблем, которые мы обязаны поднять перед обществом и властью, чтобы совместно их решать.
- Следующий вопрос, возможно несколько неожиданный, но я всегда его задаю. Ваше отношение к запрету курения? На сегодняшний день, запрещено курить во всех заведениях общепита. Однако, ваш коллега - депутат, Лев Миримский, внес законопроект о либерализации данной нормы. Чтоб собственник сам решал, курят у него в заведении или нет и, соответственно, информировал об этом посетителей, а те, в свою очередь решали: зайти им или пройти мимо. Ваша позиция?
- У меня несколько замечаний в этой связи. Во-первых, я не курю. Это мой осознанный выбор женщины, матери, человека, который хочет быть максимально долго здоровым и полезным обществу. Во-вторых, как политик я должна и буду бороться за здоровье нации. Поэтому такие вещи, как запрет пропаганды алкоголя и сигарет, запрет курения в общественных местах, контроль за лекарственными препаратами для меня приоритетны. В-третьих, я слышу аргументы о том, что люди сами должны выбирать, травить себя или нет. И я отвечаю: но никто не в праве решать за других. Почему официант ресторана должен быть пассивным курильщиком? Почему ими должны быть гуляющие в парке мать с ребенком? И, наконец, в-четвертых, когда-то в лимонад добавляли листья коки, а опиум продавался в аптеках. В те времена люди еще не имели знаний о вреде этих растений, зная только об их медицинских показанных свойствах. Сейчас, имея знания о том, как вредно курение, я всецело за его полный запрет.
- И последний вопрос. Вы избирались от Харькова, часто его упоминаете. Собираетесь лоббировать интересы Харькова? Чем конкретно, как депутат, планируете ему помогать?
- Я обещала харьковчанам, что буду нашим лоббистом в Киеве, и не отступлю! Что касается конкретных дел, то их масса. Начиная от решения проблем избирателей, обратившихся в приемную до поданных мной законопроектов – о закреплении прав студенческих профсоюзов; об ужесточении санкций за насилие в семье; о получении одинаковых прав одиноких отцов и матерей; о присвоении почетного статуса города-героя Харькову и многих других, до продвижения конкретных интересов Харькова. Я являюсь автором поправок к закону о бюджете, предусматривающих увеличение финансирования для города. В частности, речь идет о финансировании строительства бассейна, о ремонте дорог и крыш школьных учебных заведений, о благоустройстве города. Сейчас я заканчиваю работу над законопроектом, которым предлагается провести реструктуризацию долгов авиационных предприятий, чтобы не допустить их закрытия, а наоборот, увеличить государственный заказ. Впереди еще больше амбициозных задач, и все они для Харькова и для людей!