Техно

Ученые на 99,999% уверены, что найден бозон Хиггса

5 июля 2012 08:06

Ученые, работающие на Большом адронном коллайдере (БАК), заявили об обнаружении частицы, соответствующей параметрам бозона Хиггса. Это может стать одним из величайших научных открытий XXI века, сообщают СМИ.

В чем же важность этого элемента, на поиски которого физики потратили больше 40 лет?

Долгие годы эта частица существовала только в умах физиков-теоретиков. Существует устоявшаяся гипотеза о том, как устроена большая часть Вселенной: известны все частицы, формирующие атомы, молекулы и материю, которая нас окружает; также изучены силы, приводящие все это в движение. Эта гипотеза получила название "Стандартная модель".

Тем не менее, в этой теоретической конструкции существует пробел: в ней не объясняется, каким образом все эти частицы обретают массу. В 1964 году группа из шести ученых, в которую входил физик из Эдинбурга Питер Хиггс, предложила свое объяснение этого процесса, получившее название "механизм Хиггса".

По сути, масса показывает, сколько вещества содержит любой объект - частица, молекула или, скажем, собака. При отсутствии массы все элементарные частицы, формирующие атомы, двигались бы со световой скоростью и не были бы способны сформировать материю во Вселенной, как мы ее представляем.

В соответствии с механизмом Хиггса, Вселенную пронизывает некое поле - поле Хиггса - которое и позволяет частицам обрести массу. Предполагается, что взаимодействие с появляющимися в этом поле бозонами Хиггса и наделяет двигающиеся элементы массой. Этот процесс можно сравнить со снежным полем, по которому не получается быстро идти, поскольку снег налипает на ботинки и мешает идти.

Стандартная модель не говорит о том, какой массой обладает сам бозон Хиггса. При помощи ускорителей частиц, таких как Большой адронный коллайдер, ученые ищут эту частицу среди различных элементов, в которых она может находиться. Происходит это путем наблюдения за столкновениями субатомных частиц - протонов - на скоростях, приближающихся к скорости света. Эти столкновения порождают множество более мелких частиц, которые могут быть выделены только таким путем.

Сам бозон Хиггса в чистом виде, возможно, никогда нельзя будет наблюдать, однако ученые не оставляли попыток отыскать его мимолетные проявления в потоке частиц после столкновений в коллайдере. Если он ведет себя так, как предполагают физики, он должен распадаться на более мелкие составляющие, формирующие шлейф, доказывающий его существование.

Большой адронный коллайдер - не первое сооружение, которое используют для охоты за бозоном. Там же, в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН), с 1989 по 2000 годы работал другой ускоритель - Большой электрон-позитронный коллайдер.

В США для этих же целей использовался кольцевой ускоритель Тэватрон, но его работа была прекращена в 2011 году. 2 июня 2012 года работавшие на нем ученые опубликовали доклад, выводы которого схожи с открытиями специалистов, проводившими эксперименты на БАК.

Ученые, изучающие элементарные частицы, в большинстве своем довольно консервативны, когда речь заходит о том, чтобы на весь мир заявить о важном открытии.

Если подбросить монету десять раз и восемь раз выпадет "орел", можно сделать вывод, что она каким-то образом заряжена. Но для того чтобы заявить об этом с уверенностью, требующейся в физике для признания открытия, эту монету нужно подбросить сотни раз.

Первым препятствием является выяснение точной массы частицы: судя по всему, ответ на этот вопрос уже близок. Дальше надо ответить на следующие вопросы: ведет ли себя бозон Хиггса так, как описывается в теории; каким образом он взаимодействует с другими элементами и как распадается на более мелкие частицы.

Фактически это авангард мировой науки, и, возможно, подтверждение всех положений Стандартной модели - вопрос не самого ближайшего будущего.

Многие физики говорят, что окончательное подтверждение положений теории Хиггса стало бы для них разочарованием. Конечно, масштабные проекты, подобные БАК, реализовывались для получения новых знаний, и доказательство существования частицы в том виде, как это описывалось в гипотезе, стало бы триумфом понимания физических процессов, однако в то же время это не так захватывающе, как опровержение теории.

Если бы бозон Хиггса не был найден, то это стало бы большим сюрпризом, и это могло бы привести к революции в науке.

Тем не менее, даже если бозон Хиггса занимает то место в Стандартной модели, о котором говорит теория, остается много важных вопросов. Эта теория описывает привычную нам материю, но есть основания полагать, что материя занимает в изучаемой Вселенной лишь 4%. Может статься, что объяснить природу других ее составляющих - темной материи и темной энергии - станет сложнее.

Это как в случае с кубиком Рубика: собираешь одну его сторону - и вдруг понимаешь, что остальные пять сторон находятся в полном беспорядке.

Би-би-си