Харьков

Харьковский облсовет засекретил договор с Shell

26 января 2013 09:36

 Процедура принятия Харьковским областным советом Соглашения «О распределении углеводородов, которые будут добываться в пределах участка Юзовский, между государством Украина и компанией «Шелл Эксплорейшн энд Продакшн Юкрейн Инвестментс (IV) Б.В.» и ООО «НАДРА Юзовский» будет опротестована. Об этом заявил депутат облсовета Иван Варченко в своей статье "Хорошие дела так не делают!".

По его словам, соответствующее решение облсовет принимал практически с голоса – у депутатов на руках не было текста Соглашения за который они голосовали.

Кроме того, на данный момент текст Соглашения с Shell недоступен и в электронном виде.

"Уже после сессии я обратился в секретариат областного совета с просьбой предоставить текст Соглашения, за которое проголосовало большинство. После нескольких настояний, 21 января, текст Соглашения был вывешен на сайте областного совета. Но лишь на несколько часов, после чего он был снят…", - сообщил Варченко.

По мнению депутата, подобный документ должен быть публичным.

"Никто не отменял статью 13 Конституции Украины, согласно которой «Земля, ее недра, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа»", - напомнил Варченко.

По словам депутата, анализ основных положений Соглашения показывает - властям есть что скрывать.

"Условиям, которые предлагаются для деятельности компаний Шелл и «Надра Юзовская», позавидует каждый действующий в Украине инвестор. Не говоря уже о представителях украинского бизнеса. Документ является образцом экономического либерализма…", - отмечает Иван Варченко.

"Существенная часть соглашения заключается в следующем.

… доли участия в правах и обязательствах компаний-инвесторов составляют 50% Шелл и 50% «Надра Юзовская» (п.2.4). При этом государство прямо или косвенно должно владеть 50% или большей частью корпоративных прав с правом голоса в «Надра Юзовская». Соглашение заключено на 50 лет (п.2.5.2).

Первый план разработки предусматривает прогнозные затраты инвестора в размере 10 млрд. долларов США. Доля государства в распределении продукции углеводородов согласно п.14.6 составляет от 31% до 60% в зависимости от стоимости добычи.

Государство получает отчисления в бюджет в виде бонусов за несколько этапов исследования и разработки. Общая сумма бонусов составляет 200 млн. долларов траншами от 25 до 100 млн. долларов.

Социальные инвестиции согласно п.20.3 составлять по 2 млн. долларов ежегодно от подписания Соглашения до начала разработки и по 3 млн. - на этапе разработки. Кроме того, предусматриваются относительно незначительные (в пределах 2 млн. долларов) затраты на создание Украинского института газа нетрадиционных источников (п.21.5). Госбюджет также получит от 10 млн. долларов за предоставление информации и оформления разрешений.

Кроме того инвесторы платят исключительно следующие налоги: налог на прибыль предприятий, НДС и плату за пользование недрами. Инвестор также обязуется администрировать налог на доходы физических лиц, обеспечить взносы на общеобязательное социальное страхование. (ч.28.1). Компании-инвесторы не подлежат налогообложению платой за землю, рентной плате за добытый газ, пошлиной, экологическим налогом, сбором за специальное использование воды, сбором на обязательное государственное пенсионное страхование, включая сбор по приобретению недвижимого имущества и отчуждение автомобилей, сборы при покупке или продажи иностранной валюты, с услуг мобильной связи (ч.28.2.2).

Государство семимильными шагами идет навстречу инвестору. Независимо от потенциальных изменений в украинском законодательстве оператор-инвестор имеет привилегию на 16% налог на прибыль с начала 2014 года (п.28.5.17). А если, например, он в сроки не получает возмещение НДС, на Казначейство начисляется пеня в размере 120% учетной ставки НБУ за каждый день просрочки (п.28.6.13). Кроме этого, на инвестора не распространяется действие каких-либо нормативных актов Правительства или органов местного самоуправления, если они ограничивают права инвестора (п.23.2.5). Проверки деятельности инвестора должны осуществляться одним государственным органом не чаще, чем раз в три года, а их длительность не должна превышать 10 дней без права пролонгации (ст.9).

Потенциальную опасность для интересов государства, бюджета и отдельных граждан может представлять право инвестора на бесплатное пользование водой, необходимой для нефтегазовой деятельности (п.7.1.К), право иметь доступ к земельным участкам вне Договорного участка без приобретения права собственности (п.7.1. L). Также, учитывая распространенную в Украине практику ввоза контрабандной продукции, появляются угрозы в пп.7.1.P и Q. Так, инвестор имеет право без таможенных платежей, без квот, лицензирования, других ограничений, налогов и сборов, ввозить и вывозить за пределы Украины товары и услуги, необходимые для осуществления добывающей деятельности. Не исключаю, что на осуществление такой деятельности потребуются тысячи роскошных автомобилей, яхт, самолетов и вертолетов.

Наконец, по экологии. В Соглашении ей посвящено 2 страницы (ст.25) - оператор должен разработать План по управлению защитой окружающей среды с целью минимизировать вредное воздействие…".


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling