Техно

Глюкоза уже не привлекает тараканов

11 июня 2013 22:05

То, что рыжий таракан именуется по-латыни немецким (Blattella germanica), да и по-русски известен как "прусак", то есть уроженец Пруссии, имеет, конечно же, определенные историко-лингвистические причины, не говоря уже о том, что он действительно встречается и в Германии. Тем не менее, это название не имеет ничего общего с реальностью и только вводит людей в заблуждение, говорит американский энтомолог Коби Шал, профессор университета штата Северная Каролина в городе Роли: "Это ужасная терминологическая ошибка. Такое название дал насекомому шведский натуралист и создатель единой системы классификации растений и животных Карл Линней. Дал просто потому, что соответствующий экземпляр ему привезли из Германии. На самом же деле родина этого вида - Юго-Восточная Азия. А в Германии он в то время хоть и встречался, но довольно редко".

Впрочем, вопрос, отражает ли название насекомого его происхождение или нет, сегодня не так уж и важен и имеет, в общем-то, сугубо академическое значение. Гораздо существеннее то, что отношение человека к рыжему таракану, где бы и откуда бы он ни появился, всегда было и остается резко отрицательным. Что вполне понятно: это насекомое поселяется и быстро размножается в жилищах человека, питаясь продовольственными запасами и пищевыми отходами, а в случае их отсутствия - бумагой, тканью, клеем и кожей книжных переплетов, мылом и так далее. Контактируя как с отбросами, грязью и мусором, так и со свежими продуктами питания человека, эти насекомые нередко являются переносчиками инфекционных и паразитарных заболеваний - прежде всего, желудочно-кишечных.

Короче, люди давно ведут против тараканов непрекращающуюся борьбу. Их стараются лишить пищи, им перекрывают доступ к воде, их вымораживают, но главным оружием в этой борьбе служат, конечно же, яды - как правило, в виде содержащих инсектицид сладких приманок.

Но в 80-х годах прошлого века исследователи зарегистрировали весьма необычные изменения в поведении тараканов. Энтомолог Джулз Силвермен, в то время сотрудник фирмы, выпускавшей эти самые приманки, а ныне профессор университета штата Северная Каролина, вспоминает: "Мы обнаружили тогда, что инсектицидные приманки утратили эффективность, потому что потеряли привлекательность для тараканов. Раньше они буквально набрасывались на глюкозу, составлявшую основу наших сладких приманок, а теперь стали ее сторониться. И произошло это очень быстро - всего за три года".

Однако понять, какой механизм кроется за этим изменением поведения, ученые смогли только теперь. Результаты своего исследования они изложили в статье, опубликованной в журнале Science. Как оказалось, вкусовые рецепторы тараканов стали иначе реагировать на сахар. Коби Шал поясняет: "Между сенсорными системами таракана и человека много общего. Скажем, и у тараканов, и у людей имеются клетки, выполняющие функцию вкусовых рецепторов. Правда, у насекомых они расположены на особых хитиновых волосках - сенсиллах, а у человека - на сосочках языка. Так вот: нам удалось расшифровать клеточный механизм, лишивший тараканов восприимчивости к глюкозе. Суть в том, что сахар перестал вызывать раздражение рецепторов сладкого вкуса, а активизирует теперь рецепторы горького вкуса. То есть глюкоза уже не приманивает, а напротив, отпугивает тараканов".

История, надо признать, загадочная и необычная. "Большинство насекомых постепенно вырабатывают невосприимчивость к инсектициду как таковому, то есть непосредственно к яду, - говорит профессор Шал. - Это уже наблюдалось у более чем тысячи различных видов. Насекомое обретает способность без вреда для себя поглощать и расщеплять яд. В нашем же случае имеет место не физиологическая адаптация организма к отраве, а поведенческая. Все это очень странно. До сих пор нам не было известно ни одного примера, чтобы одно и то же вещество сперва воспринималось как сладкое, а потом как горькое, причем одним и тем же видом животного".

Не менее удивительно и то, что другие сахара, включая и те, что имеют весьма сходную с глюкозой химическую структуру, по-прежнему воспринимаются тараканами как сладкие и охотно поедаются. Ученые пока не знают, что именно изменилось во взаимодействии глюкозы и вкусовых рецепторов насекомого на молекулярном уровне. Неясно также, какое эволюционное преимущество дает тараканам трансформация вкусового восприятия сахара по сравнению с развитием обычной резистентности непосредственно к яду как таковому. Исследователи полагают, что такая адаптация, возможно, происходит быстрее, то есть дает выигрыш во времени. Но это - лишь одна из гипотез. Как бы то ни было, столь необычная вкусовая аверсия требует дальнейшего изучения - уже хотя бы для того, чтобы более эффективно бороться с тараканами.

Deutsche Welle