Экономика

Украинское воздушное пространство откроют для европейских авиакомпаний

20 мая 2014 17:56

Уже в начале июня Украина планирует подписать с ЕС соглашение о совместном авиапространстве. Оно снимает для участников договора существующие ограничения, когда назначение на маршрут и частота полетов регулируются межправительственными соглашениями, пишут Комментарии. Глава Государственной авиационной службы Денис Антонюк заверил СМИ, что европейская сторона завершает подготовку текста документа, премьер-министр Арсений Яценюк напомнил об ожидаемом удешевлении стоимости авиабилетов в страны ЕС.

ЧТО В ТЕОРИИ

У пассажиров появится более широкий выбор: можно будет найти наиболее удобный рейс, улучшится ситуация со стыковками в европейских аэропортах. Обеспечить это смогут именно европейские перевозчики, считает эксперт в авиационной отрасли Артур Винюков-Прощенко. «На таких популярных направлениях, как Париж или Амстердам, европейцы однозначно будут демпинговать. Имея большой флот, они сделают большую частоту рейсов, что очень важно. Организуют удобные стыковки в аэропортах-хабах», — говорит он. Руководитель Центра экономического и политического анализа Александр Кава считает, что европейские авиакомпании будут в Украине, как и в Европе, пытаться конкурировать с лоукостами, но устанавливая более высокую цену за счет сервиса и возможности летать по многим маршрутам с пересадкой в хабе.

Национальный институт стратегических исследований при президенте Украины (НИСИ) прогнозирует, что тарифы на перевозки могут снизиться для украинцев в полтора-два раза, а на внутренние рейсы вообще — в два-три раза. Так, в прошлом году на рейсе Киев — Вильнюс «Международные Авиалинии Украины» снизили их до уровня Wizz Air — с $350 до $100. А российский «Аэрофлот» перед началом полетов лоукостера из Будапешта в Москву вдвое снизил стоимость билетов на этом направлении — до 100 евро. И все же говорить, насколько упадут цены авиабилетов с открытием неба, преждевременно, ведь они зависят от конъюнктуры рынка.

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Есть ряд решений, которые Украина может взять на вооружение, чтобы усилить позиции своих авиаперевозчиков. В России, например, рассматривается проект закона о невозвратных авиабилетах. Пока пассажир имеет право отказаться от полета не позднее чем за 24 часа до вылета и получить уплаченную за билет сумму. При отказе менее чем за сутки может быть удержано не более 25% цены билета. В Минтрансе отмечают, что эти риски закладываются в тариф, и это приводит к увеличению стоимости перевозки для пассажиров. Невозвратный билет может стоить на 10–15% дешевле возвратного.

В мире распространена практика так называемого овербукинга — авиакомпании продают билетов немного больше, чем мест в самолете, в расчете на то, что часть пассажиров откажется от полета. Российские авиаперевозчики сообщали, что от запланированного полета отказывается в среднем 8% купивших билеты. И выгоднее заплатить компенсацию кому-то из пассажиров, если на рейс придет больше желающих, чем посадочных мест в самолете.

Впрочем, европейцы не станут вытеснять украинские авиакомпании со всех направлений, но на востребованных международных направлениях конкурировать с иностранцами будет сложно. Они и ранее нарекали на дороговизну инфраструктуры (аэронавигации, топлива и т.п.) и отсутствие альтернативного выбора поставщиков услуг в аэропортах.

«Учитывая, что в отличие от ЕС с топлива, реализуемого для гражданской авиации, собирается акцизный сбор, авиатопливо в Украине в полтора раза дороже, чем в странах Евросоюза», — отмечается в аналитической записке НИСИ. Правда, фискальное бремя для отечественных авиакомпаний власти несколько облегчили. Например, по нормам нового Налогового кодекса с 2011 года они освобождены от уплаты 20% НДС при оплате услуг по аэронавигационному обслуживанию. Но это может лишь немного удешевить себестоимость билета на внутренние рейсы. Так, по данным «Украэроруха», аэронавигационные услуги в его стоимости составляют лишь 7%.

На внутренних рейсах цены могут со временем снизиться, пожалуй, только за счет ужесточения конкуренции между существующими в Украине авиакомпаниями — европейцев они не очень привлекают из-за низкого потребительского спроса.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling