Политика

Эксперт: Взгляд немцев на ситуацию в Украине

18 сентября 2014 08:14

Перед Германией стоит дилемма: государство понимает, что нужно принимать срочные меры, но при этом явные и решительные действия связаны с высоким риском,- размышляет на портале Новое Время доцент Брандейского университета (США) Рафаэль Шоенле.

Для немцев картина происходящего в Украине предельно ясна: это повторение 1938 года в Европе, когда из-за Мюнхенского соглашения Чехословакия потеряла Судеты. Отличие в том, что тогда агрессором была Германия, а ее лидера звали не Владимиром Путиным.

После Второй мировой войны Германии пришлось изрядно потрудиться, чтобы вернуть себе статус уважаемого государства. Начав с интеграции в Европейское объединение угля и стали, Германия сделала все, чтобы события Второй мировой больше никогда не повторились. Конечным результатом стало возникновение Евросоюза и более 70 лет мира и процветания.

Стремление любой ценой избежать новой войны по-прежнему остается определяющем фактором внешней политики Германии. Это и объясняет позицию, которую немцы заняли относительно украинского кризиса, что подтверждают, например, недавнее выступление президента Гаука во время посещения Гданьска и визит канцлера Меркель в Киев.

Все же Германия воздерживалась от более активного участия в помощи Украине. Хотя было бы уместно задуматься о более жесткой реакции – к примеру, полном эмбарго. Это означало бы полное прекращение экспорта продуктов питания, технологий или медикаментов в Россию, запрет пересечения границ Европы для элиты, уже почувствовавшей сладкий вкус расточительства, а также изрядное усложнение доступа к финансам на рынке капитала для России и российских компаний. Дружки Путина быстро бы повернулись к нему спиной. Хочется надеяться, что такие меры заставили бы РФ остановить агрессию и предотвратили бы повторение истории в будущем. Тем не менее, до сих пор были введены только незначительные санкции. Почему Германия не делает более решительных шагов?

Одной из причин является то, что в поствоенный период, особенно после падения Берлинской стены, в Европе воцарился мир. В результате боевая мощь армии резко снизилась. Поэтому Германия не способна полномасштабно вмешаться в конфликт какой-либо из стран, и, вероятно, не готова даже к самозащите в случае прямой угрозы военного конфликта в Европе. Германия в значительной мере полагается на силы НАТО и США, дислоцированные на ее территории. В это трудно поверить? Явных доказательств мало, но, к примеру, недавняя статья в немецком журнале «Der Spiegel» (от 24 августа) подчёркивает неготовность немецкой авиации к военным действиям: только 8 из 109 истребителей находятся в полной боевой готовности. Более того, функциональны лишь 7 из 54 транспортных вертолетов. Военный потенциал Германии не сравним с силами тех же США. Чтобы восстановиться после долгих лет мира и сокращений военных расходов, государству придется несколько лет вкладывать значительные средства в свою армию. На текущий момент Германия просто не готова вступить в конфликт с более продвинутым противником.

Помимо этого сдерживающего фактора, мир и превалирование левого направления в политике отучили немцев от идеи, что иногда явная демонстрация силы, вплоть до военного вмешательства, жизненно необходимы, чтобы остановить сумасшедшего противника. Теперь Германии придется заново привыкать к этой мысли. Из-за своего печального опыта государство очень осторожничает в военных вопросах. Но, возможно, за 70 лет Германия уже достаточно продемонстрировала свое хорошее поведение и намерения. И теперь она могла бы – и должна – показать себя сильным и ответственным игроком. Немцы пока что только идут к такому пониманию, и следует понимать: сам процесс и последующее перевооружение требуют времени. За несколько месяцев это не осуществить.

Еще один важный фактор, который удерживает Германию от решительных действий – ее зависимость от российского газа. Без него немцев ждет холодная зима: газа, который уже есть в хранилищах, хватит только на пять месяцев. Ни один здравомыслящий политик на такое не пойдет. Кроме того, немецкая промышленность уже столкнулась с высокими издержками – за счет начала перехода на возобновляемые источники энергии. Возможность быстро найти замену российскому газу обойдется Германии очень дорого – и это в лучшем случае. В худшем же окажется, что за такой короткий срок проблему поставок газа решить невозможно.

Выходом для Германии может стать расширение добычи сланцевого газа. По предварительным оценкам, его хватит лет на двадцать. Но, как и расширение производства ядерной энергии, это вызовет недовольство большей части немцев. Альтернативный вариант – сделать так, чтобы все покупки российского газа производились через единое европейское торговое агентство, которое затем будет распределять газ по отдельным странам. Но даже этот путь не гарантирует ни Германии, ни Европе иммунитет от российских манипуляций газовым вопросом. Разве что России станет сложнее использовать европейские страны друг против друга.

Иными словами, перед Германией стоит дилемма: государство помнит ошибки 1938 года и понимает, что нужно принимать срочные меры. Но при этом явные и решительные действия связаны с высоким риском, а также дорого обойдутся политикам, принимавшим решение – в краткосрочной перспективе.

Как же поступит Германия, и что нужно сделать Украине, чтобы заручиться ее максимальной поддержкой? Скорее всего, Германия продолжит в том же духе: постарается всеми путями избегать прямой конфронтации, параллельно действуя на мирном фронте и помогая Украине стать частью европейского сообщества (конечно, с учётом вышеуказанных ограничений).

С другой стороны, Украина может многое сделать, для того, чтобы ее поддержали. Конечно, в первую очередь она должна помочь себе сама: бороться с коррупцией, либерализовать рынки и найти устойчивое решение территориальных проблем. Это сложное задание. Но если Украина сможет стать эффективной экономикой с работающими институциями, особенно с учетом потенциала украинцев – это не только поспособствует ее развитию, но и откроет двери к полноправному членству в ЕС. Первое расширение Евросоюза было выгодным и Германии, и другим западноевропейским странам, так что они поддержат его повторение. Даже минимальные успехи Украины приведут к росту поддержки со стороны ЕС.

Украина может скорее добиться успеха, если обратиться за дополнительной помощью в проведении реформы управления. В этом вопросе Украина уже сотрудничает с европейскими и американскими компаниями, обсуждаются и другие возможные способы взаимодействия. Возможно, Украине стоит пойти дальше и попросить об административной поддержке. У Германии есть большой опыт создания административных структур в бывшей ГДР после падения Берлинской стены. В том числе создание учреждений по вопросам приватизации, ведомств по управлению государственной собственностью, которые трансформировали государственную собственность Восточной Германии в частную. При необходимости Германия с радостью поделится своим опытом.

Есть и совсем экстремальный вариант – Украина могла бы отдать ключевые управленческие решения, связанные с инвестициями, «на аутсорсинг» - временно наняв у Германии, Швейцарии или Франции европейских чиновников. Это стало бы серьезным ударом по коррупции и придало бы инвесторам уверенности. По такому же принципу можно было бы ввести подотчетность правительственного аппарата или основать неправительственную организацию по борьбе с коррупцией, юридическим обязательством которой было бы ежегодно анализировать документы различных ветвей власти публиковать отчеты о результатах. Германия, безусловно, поддержит все эти намерения, и такая поддержка будет более приемлемой для немецкого общества и политиков, чем военная помощь. Главное, это поможет Украине помочь себе самой, и стать частью европейского проекта мира и процветания.
 


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling