Экономика

Эксперт: Пять ценностей, способных сделать украинскую экономику успешной

1 ноября 2014 16:02

Евромайдан, как и драматические события десятилетней давности, аккумулировал в украинском обществе огромный позитивный импульс энергии. Об этом пишет Христос Цолкас, Генеральный директор Филип Моррис Украина на портале еizvestia.com.

И если в 2004 году этот импульс был потерян, то сейчас энергию удалось направить на помощь армии и населению освобожденных территорий Донбасса. Уникальную энергию, более ценную, чем все золотовалютные или нефтяные запасы, способную стать движущей силой реформ. И чтобы эту силу не потерять, самое время направить ее в бизнес, стимулируя новые идеи и проекты.

Крупный бизнес, в первую очередь международный, должен помочь Украине. С одной стороны, методы помощи очевидны — инвестиции, создание новых рабочих мест, уплата налогов. С другой стороны, одна из главных задач для бизнеса и государства на данный момент — внедрение ценностей развитого капитализма в Украине.

Исследования известного социолога и политолога Макса Вебера указывают на серьезную взаимосвязь между ценностями, которые исповедует общество, и его экономическим развитием. Например, страны Северной Европы и США, где доминируют такие ценности, как ответственность, отказ от роскоши в пользу инвестиций, в среднем в восемь раз богаче, чем остальные страны мира.

Какие ценности крупного капитала пригодятся Украине?

Во-первых, прозрачность. Это — основа экономического развития. 22 из 30 наименее коррумпированных стран мира, согласно рейтингу Transparency International, одновременно входят в список 30 самых богатых стран по показателю ВВП на душу населения. Оставшиеся восемь более бедных стран—исключений из этого правила — экономические лидеры в своих регионах. В международном бизнесе свои примеры прозрачности. В частности, это касается финансовой отчетности, внутреннего аудита и контроля, кодексов делового поведения и этики.

Во-вторых, ответственность. Бизнесмен должен постоянно расширять границы своей ответственности. Перефразируя известные слова Сент-Экзюпери, можно сказать, что бизнес ответственен за тех, с кем он работает, и там, где он работает. Даже на мировых фондовых рынках котировки ценных бумаг национальных компаний крайне редко превышают котировки их стран. Ответственность — это и белые зарплаты, и минимизация использования офшоров, и поиск новых возможностей развития без упования на помощь государства. Например, во время кризиса 1997 года руководство Samsung Electronics приняло решение не идти по пути увольнений. Осознание ответственности компании перед сотрудниками в Южной Корее является ценностью среди “чеболей” — крупных финансово-промышленных групп. Пока другие сокращали расходы, в Samsung решили развивать новую линейку продукции (ЖК-мониторы), сохранив тем самым персонал и свои позиции на рынке.

В-третьих, необходимо сделать ставку на модернизацию. В конце ХIХ века развитие бизнеса Рокфеллеров, Вандербильда, Моргана, позже — Генри Форда стало локомотивом роста экономики США. Крупный бизнес видел возможность увеличения прибыли в инновациях и модернизации. Рокфеллер одним из первых начал использовать нефтепроводы, Форд — конвейерные линии, а Морган инвестировал в развитие электрической промышленности. Они не просто приватизировали фабрики — они строили новые, внедряя последние технологии. Для украинского бизнеса время стратегии take and run (бери и беги), популярной в 90‑е, закончилось. Пришла пора инноваций.

Четвертая ценность — стремление к равномерности распределения доходов, способствование становлению среднего класса. Для страны и общества важен не только количественный показатель ВВП на душу населения, но и качественный. Однобокая экономика с явным перекосом в нефтегазовую отрасль (как в России), металлургическую (как в Украине) или банановую (как в Эквадоре) слабее, чем экономика многоплановая, ориентированная на производство товаров с высокой добавленной стоимостью. Общество, расколотое на слишком богатых и слишком бедных, не может быть стабильным. А стабильность крайне важна для развития бизнеса и экономики.

И, наконец, пятый пункт — новое качество образования. Крупнейшие корпорации нашего времени — Facebook, Google — создавались студентами и аспирантами. Треугольник “государство—бизнес—вуз” позволяет еще с университетской скамьи готовить специалистов мирового класса, а также отбирать новые бизнес-проекты, используя, например, механизмы венчурного финансирования.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling