23 марта в Брюсселе состоится Международная инвестиционная конференция по вопросам модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины.
Судя по презентации, подготовленной украинской делегацией для потенциальных инвесторов, а также мастер-планом модернизации и реконструкции приоритетных объектов газотранспортной системы, модернизацию ГТС украинская строна оценивает в более чем 3 млрд. долларов (точнее 3018,5 млн.) Сумма впечатляет, но это намного дешевле, чем строительство новых газомагистралей, как те же «Северный поток» и «Южный поток», пишет Зеркало недели.
Больше всего средств требуется на реконструкцию и строительство компрессорных станций — 1435,3 млн. долл., на модернизацию линейной части газопроводов — 616,3 млн. долл., на подземные хранилища газа — 455,3 млн. долл. и на строительство новых газоизмерительных станций (ГИС) на входе в газотранспортную систему Украины (т.е. на восточной границе с Россией) — 448 млн. долл.
Как только речь зашла о дате проведения международной конференции, появились слухи, что якобы Украина готова поделиться правами на свою газотранспортную систему. И поскольку это прежде всего геополитический вопрос, газета обратилась к президенту Украины Виктору Ющенко, спикеру Верховной Рады Владимиру Литвину и премьер-министру Юлии Тимошенко с уточняющими вопросами.
Комментарии «Зеркало недели» получило только от Президента Виктор Ющенко:
«Украинская сторона тщательно подготовилась к Международной донорской конференции по модернизации и реконструкции украинской газотранспортной системы и готова представить международному сообществу свою четкую позицию в этом вопросе. Таким образом, мы успешно приходим к некоторой финальной точке длительной трехлетней дипломатической работы, направленной на достижение цели — интегрироваться в европейское энергетическое пространство, и переходим к первым практическим шагам.
Если говорить более предметно, есть экспертная группа, сформировавшая мастер-план ДК «Укртрансгаз» НАК «Нафтогаз Украины» для рассмотрения конференции. Этот документ обрабатывается соответствующими правительственными учреждениями и предварительно уже прошел детальное обсуждение в кругу иностранных экспертов, в том числе в Брюсселе. Таким образом, в своей финальной версии мастер-план учитывает большинство их оценок и рекомендаций.
Следовательно, украинская сторона обоснованно рассчитывает на принятие положительного концептуального решения при участии глав делегаций, которые будут представлены на конференции.
Нужно напомнить, что Украина выступила с инициативой проведения такой конференции, преследуя цель путем привлечения мощного инвестиционного ресурса осуществить модернизацию газотранспортной системы, что должно привести к повышению безопасности и надежности, эффективности и коммерческой привлекательности украинских газотранспортных маршрутов, уменьшению негативного влияния на окружающую природную среду. Особенно важная миссия этого масштабного технологического проекта — минимизировать риски поставок природного газа европейским потребителям, в том числе и украинским. Следует понимать, что эта инициатива осуществляется в контексте концептуальной инициативы Украины — целостно интегрировать собственное энергетическое пространство в европейский рынок, работающий по унифицированным прозрачным правилам. В более широком контексте этот проект является компонентом политики европейской интеграции Украины, стратегической целью которой является членство Украины в ЕС, к которому настойчиво продвигается наше государство. И кооперация энергетических рынков является одним из лучших способов приблизиться к ЕС.
Предлагается, чтобы модернизация и реконструкция украинской ГТС осуществлялась путем реализации прежде всего таких конкретных инвестиционных проектов:
· реконструкция линейной части газопроводов со вспомогательными объектами;
· модернизация и реконструкция систем линейной телемеханики и связи;
· модернизация и реконструкция компрессорных станций;
· модернизация и реконструкция подземных хранилищ газа;
· реконструкция и строительство новых газоизмерительных станций.
Условия привлечения необходимых ресурсов будут в дальнейшем определены, в том числе базируясь на основоположном решении донорской конференции в Брюсселе. Подробно об этом еще рано говорить, но убежден, мы получим оптимальные, взаимоприемлемые условия инвестирования, возможно, путем привлечения средств в форме кредитов, грантов, осуществления совместных инвестиций.
Однако хотел бы предостеречь от того, чтобы на данном этапе называть конкретные суммы инвестиций: рассчитана ориентировочная, оценочная потребность, с которой работают эксперты, но окончательная цифра будет определена совместно сторонами-участниками проекта во время проработки.
И в этом контексте я бы хотел серьезно предупредить прежде всего тех украинских участников этого проекта, в компетенции которых — адаптация украинской экономической, социальной, бюджетной политики к требованиям МВФ: необходимой предпосылкой для предоставления нашей стране кредитной помощи международными финансовыми институтами для модернизации национальной газотранспортной системы является возобновление полноценного сотрудничества с МВФ. Будет сложно получить финансовую помощь для модернизации нашей ГТС, если не будет восстановлен взаимоприемлемый формат отношений страны с МВФ — начиная от ЕБРР, Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка. Этот фактор является достаточно весомым, его значение постоянно подчеркивается и публично, и во время встреч, посвященных согласованию антикризисной внутренней политики.
Я знаю, что у сообщества особую обеспокоенность вызывает то, какую конфигурацию приобретет система управления газотранспортным стратегическим активом в перспективе. Хочу развеять все необоснованные сомнения и твердо заверить. Во-первых, в этом вопросе украинская сторона действует в рамках, которые определены взятыми международными обязательствами по имплементации директивы Европейского Союза 2003/55/ЕС. Этот документ предполагает, что функции оператора газотранспортных сетей возлагаются на отдельное юридическое лицо, действующее отдельно от других направлений и независимо от остальных участников газового рынка.
С одной стороны, в Украине ДК «Укртрансгаз» де-юре отвечает требованиям директивы ЕС, поскольку является независимым юридическим лицом. С другой — ДК де-факто и де-юре относится к структуре НАК «Нафтогаз Украины», которая, кроме транзита, осуществляет другие функции на энергетическом рынке. Поэтом все же существует некоторая противоречивость в статусе этой дочерней компании. Следовательно, необходимо отыскать оптимальный вариант деятельности оператора в рамках действующего национального законодательства с учетом требований директивы ЕС.
Во-вторых, полноценная имплементация 55-й директивы все еще продолжается как в странах Европейского Союза, так и вне их. На сегодняшний день можно говорить о том, что из ключевых стран ЕС 18 еще не завершили адаптацию этих требований. И от того, насколько синхронно удастся это сделать, будет зависеть успех реформ в газовой сфере Европы в целом.
И третье, но не менее важное: Европейский Союз не ставит под сомнение суверенное право Украины на владение газотранспортной системой, включая подземные газовые хранилища.