Политика

Нидерландский эксперт рассказал о трибунале и "высшей мере" для виновных в уничтожении боинга

23 Липня 2015 08:02

Для создания трибунала по делу о крушении пассажирского Boeing-777 в Донбассе нужно как минимум два-три года, считает адвокат и юридический консультант международных трибуналов Геерта-Ян Кноопс.

По его словам, создание трибунала по резолюции Совета безопасности ООН может быть заблокировано из-за вето России.

"Мы все знаем, что одной из гигантских проблем будет позиция России, которая имеет право наложить вето на резолюцию, представленную в Совет безопасности ООН Малайзией. 27 июля будет заседание Совбеза, на котором проект резолюции будут голосовать. Если РФ применит право вето, то международный трибунал, основанный на резолюции Совета безопасности, будет недоступным. Это оставляет потенциально возможными две другие опции. Первая — это трибунал, созданный несколькими государствами и поддержанный ООН, например Генеральной ассамблеей. Второй путь — это суд в Нидерландах", — подчеркнул юрист.

Кноопс убежден, что суд, поддержанный ООН, будет иметь меньше полномочий по сравнению с судом, созданным СБ ООН, передает DW. "Это уже происходило в прошлом с международными судами ad hoc. Например, специальный суд по Сьерра-Леоне, основанный по соглашению между ООН и правительством этой страны. Хотя впоследствии и была принята резолюция Совета безопасности. Можно вспомнить и суд по Камбодже в Пномпене. Он был создан по соглашению между ООН и правительством Камбоджи. Резолюции Совбеза не было", — рассказал эксперт.

Кноопс отметил, что в Нидерландах система уголовного судопроизводства с 2003 года имеет специальную палату для международных преступлений — в составе окружного суда Гааги. "Это вторая альтернативная опция будет касаться национального уголовного дела на основе нидерландского уголовного законодательства и может включать процесс в окружном суде, затем в апелляционном суде Гааги и, наконец, в Верховном суде Нидерландов", — сказал он.

Кноопс, однако, добавил, что даже если суд будет создан по резолюции Совета безопасности ООН, то его формирование будет длиться годами. "Даже если на следующей неделе будет принята резолюция, пройдет еще, по консервативному прогнозу, не менее двух-трех лет до начала судебных заседаний", — пояснил юрист.

Адвокат добавил, что в любом из трех возможных вариантов созданных трибуналов высшей мерой наказания для виновных будет пожизненное заключение. При этом, наказать могут даже политиков причастных к катастрофе самолета.

"Согласно международному уголовному праву, ответ — да. И прямые исполнители (direct perpetrator), и косвенные (indirect perpetrator) — все теоретически могут быть обвинены. То есть не только лицо, нажавшее кнопку на поле боя, но и командир, если он знал, что его подчиненный был готов выпустить ракету, которая с вероятностью поразит пассажирский самолет. Но тогда обвинитель должен найти соответствующие доказательства, чтобы предъявить обвинение командующему или даже политику, что совсем не просто. Но в прошлом мы видели такие случаи в международных судах. Мы видели это в трибунале по Югославии. Хотя и не все, но политики и генералы были успешно наказаны — и за те события, которые произошли там, где их в тот момент не было", — резюмировал консультант международных трибуналов.

Малайзийский Boeing-777, выполнявший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года в Донецкой области, недалеко от поселка Грабово. На борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа — все погибли. Поскольку большинство жертв были подданными Нидерландов, расследование авиакатастрофы проводится в этой стране.

Верховная рада Украины ранее приняла обращение к ООН с просьбой о создании международного трибунала для проведения суда над виновными в катастрофе. Кроме того, депутаты ратифицировали соглашение между Украиной и Нидерландами о продлении до 1 августа 2016 года срока действия соглашения между странами о Международной миссии защиты расследования катастрофы.

Президент России Владимир Путин, в свою очередь, в ходе беседы с премьером Нидерландов Марком Рютте о расследовании крушения малайзийского самолета подробно разъяснил "российскую позицию относительно преждевременности и контрпродуктивности инициативы ряда стран, включая Нидерланды, по учреждению международного трибунала для уголовного преследования лиц, ответственных за уничтожение малайзийского авиалайнера".


Хочете першими дізнаватися про головні події в Україні - підписуйтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling