Политика

С "путинским чаем" не построить процветающую страну. Тема дня

25 января 2016 16:14

Никто, включая пресс-секретаря Кремля, не может отшутиться или отмахнуться от неоспоримых результатов расследования судьи Роберта Оуэна: Литвиненко отравили ядовитым чаем Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун. В причастности подозреваются "Росатом", ФСБ и сам Путин. Западная пресса сетует, что "демократические страны вынуждены поддерживать двусмысленные отношения" с беззаконными "великими автократиями".

Судье Роберту Оуэну, расследовавшему обстоятельства смерти бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, не следовало включать в доклад фразу о том, что президент Путин "возможно, санкционировал" убийство, пишет в статье для The Wall Street Journal Стивен Сестанович, профессор Колумбийского университета (США): это отвлекло внимание от неоспоримых результатов расследования.

"В докладе представлена внушительная реконструкция отравления, - продолжает Сестанович. - Он не оставляет никаких сомнений, что Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун, с которыми Литвиненко пил чай, применили полоний-210, редкий и смертоносный радиоактивный изотоп. Ни они, ни кто-либо другой, включая пресс-секретаря российского режима, не могут отшутиться или отмахнуться от этого доклада. Они не в силах его опровергнуть".

"Не исключено, что у Оуэна есть информация, которую он не в праве разглашать, но основания писать, что это, "возможно", Путин, слабы, - говорится в статье. - Указать на Путина - это логический скачок, не безумный, конечно, но лишенный твердых оснований, на которых выстроен весь остальной доклад".

Автор убежден, что Путин покровительствовал бы Луговому и Ковтуну вне зависимости от того, причастен ли он к убийству Литвиненко: "Путин защищает и тех заурядных бандитов, жуликов и убийц, к которым не имеет никакого отношения", например в "деле Магнитского". Видимо, по его мнению, "если потянуть за ниточку коррупции и безнаказанности, характерных для выстроенной им системы, то эта система в конечном итоге развалится. И, как сказал бы Оуэн, в этом Путин, "возможно", прав", говорится в статье.

Итоговый доклад судьи Роберта Оуэна, пишет The Washington Post в редакционной статье, "ставит серьезный вопрос перед президентом Обамой и другими мировыми лидерами, чьи страны не занимаются заказными убийствами. Продолжать ли им и дальше контактировать с Путиным как с обычным государственным лидером?"

"Британский доклад не доказывает, что Путин отдал приказ об убийстве. Но Путин как минимум построил государство, в котором предполагается, что личных врагом можно устранить где угодно", - пишет издание, напоминая об убийствам Анны Политковской и Бориса Немцова.

"На рабочем уровне сотрудничество должно продолжаться, но от обычного для мировой политики взаимодействия режим Путина ввиду своей преступности должен быть отлучен, - полагает The Washington Post. - Он ведет себя как отщепенец - как к изгою к нему и следует относиться".

Правосудие и дипломатия не всегда шагают рука об руку. В демократических странах руководители очень боятся, что тот или иной судья обвинит в преступлении лидера иностранного государства, с которым страна поддерживает дипотношения. И вот британский судья Роберт Оуэн направил обвиняющий перст на одного из видных государственных лидеров планеты - российского президента, пишет в редакционной статье Le Monde.

Оуэн заключил, что использование полония с большой вероятностью указывает на причастность к отравлению государства, а не какой-то преступной организации. Он обвиняет ФСБ и добавляет, что "операция, вероятно, была одобрена Патрушевым и президентом Путиным", пишет газета.

"В этом трудность ведения дел с режимом Путина. Реальная политика требует договариваться с Россией и ее президентом. Но реальность жестокой и подчас бессовестной власти требует, чтобы мы не обольщались", - подчеркивает Le Monde.

Издание напоминает, что незадолго до доклада судьи Оуэна чеченский лидер Рамзан Кадыров опубликовал статью о необходимости психиатрического лечения для противников российского президента, и в последние 10 лет "вырос список политических оппозиционеров, журналистов, правозащитников, убитых при невыясненных или не до конца проясненных обстоятельствах". "Эти обстоятельства такие же темные, как и двусмысленные отношения, которые демократические страны вынуждены поддерживать с великими автократиями планеты", - резюмирует газета.

Сэр Роберт Оуэн воплощает в себе лучшие традиции британского верховенства закона, пишет в The Guardian Уилл Хаттон, и он "заключил, что Александр Литвиненко был убит в Лондоне российским правительством, так как в качестве бывшего сотрудника КГБ, а позднее ФСБ сделался влиятельным, громогласным и эффективно действующим оппонентом глубоко коррумпированной структуры госбезопасности".

По мнению автора, через призму того, что случилось в Лондоне, сегодняшняя Россия предстает как "мир рутинных заказных убийств, вину за которые всегда можно отрицать, так как они совершаются в отдалении, службой госбезопасности, переплетенной с подпольными гангстерами".

Согласно биографиям, которые приведены Оуэном, "главные действующие лица драмы - ярые русские националисты", считающие верховенство закона и демократию "западными вирусами".

Но верховенство закона - краеугольный камень процветания. "Британия счастлива, поскольку представляет собой общество верховенства закона. Россия, несмотря на всю ее военную мощь и обильные ресурсы, проклята, поскольку не является таким обществом", - пишет автор.

Россия способна создать "Газпром" с помощью командного управления экономикой, но никогда не сможет создать Google, телерадиовещательную корпорацию BBC, компанию Siemens "или даже англосаксонскую культуру рок-н-ролла", так как для этого нужны "верховенство закона и все открытые демократические структуры, на которые оно опирается", - убежден Хаттон.

"В докладе Оуэна четко описывается убийство с санкции российского государства, совершенное в сердце Лондона с применением радиоактивного материала. Это требует суровой реакции как в интересах безопасности общества, так и ради уголовной юстиции. Иначе Путину и его убийцам будет открыта "зеленая улица" на ликвидацию в Англии всех, кого они пожелают ликвидировать", - заявил в интервью The Independent "миллионер из лондонского хедж-фонда" Билл Браудер - "один из ведущих борцов с коррупцией в России".

Марина Литвиненко, вдова покойного, призвала наложить санкции на "Росатом", утверждает издание. "Росатом" "занимает видное место в досье на тех, кто предположительно виновен в убийстве. Это досье юристы г-жи Литвиненко передали в МИД Великобритании в начале этой недели", говорится в статье. О том, что в него включен "Росатом", объявили британские чиновники.

"Убийцы Литвиненко оставили в британском посольстве в Москве радиоактивный след, когда пришли туда заявить о своей невиновности", - сообщает The Independent, ссылаясь на заявления Пола Нотта, отставного британского дипломата среднего звена, который работал в посольстве в 2004-2007 годах.

В интервью Sunday Telegraph Нотт сообщил: вскоре после смерти Литвиненко Луговой и Ковтун приходили в посольство, после чего "меня попросили организовать визит группы специалистов по выявлению радиации". "И, конечно, - сказал Нотт, - мы обнаружили следы радиации на стульях, на которых сидели подозреваемые, и на столе, на который Луговой клал руки. Был след даже в желобке в комнате охранников, куда Луговому велели положить его мобильный телефон".

Позднее британские власти задумали проверить на радиацию самолет, на котором Луговой и Ковтун ранее прилетели в Лондон. Нотт рассказал: "Мне поручили позвонить в российское министерство транспорта, чтобы известить их, что зарегистрированный в России самолет, который должен был вот-вот вылететь из Москвы в Лондон, по прилете подвергнется проверке безопасности. Вскоре после этого из министерства мне перезвонили, дабы известить, что у самолета возникли "технические проблемы" и рейс был отменен за несколько минут до вылета".

Когда в декабре 2006 года следователи лондонской полиции посетили Москву, российские чиновники чинили им помехи, а также "потеряли" аудиозапись одного опроса Лугового, говорится в статье.

Луговой назвал выводы расследования вымыслом, Ковтун тоже заявил о своей невиновности, добавляет корреспондент.

Британец Тим Рейли, специалист по российскому рынку энергоносителей, впервые поведал, как оказался на волоске от смерти, пишет The Daily Mail. Рейли сообщил, что 16 октября 2006 года после деловой встречи в Лондоне "сильно заболел: понос, рвота, ужасные головные боли. Мне было так плохо, что на следующий день я не пошел на работу".

"В тот же вечер Александр Литвиненко тоже пожаловался своей жене Марине на недомогание и пораньше лег в постель", - говорится в статье. Только после убийства Литвиненко Рейли осознал, что тоже был отравлен полонием-210.

Он обратился в британские спецслужбы. По словам Рейли, ученые "обнаружили, что я определенно был загрязнен" радиацией. "Уровень загрязнения был такой, что моя одежда, некоторые личные вещи: ручки, кружки и прочее, - подлежали уничтожению", - сообщил он.

Рейли вспоминает: "16 октября я присутствовал на встрече с Луговым, Ковтуном и Литвиненко, речь шла о возможных сделках в России. Луговой работал с российскими энергетическими компаниями, в том числе с "Газпромом". Рейли сказал, что два сотрудника разведки многократно поощряли его выпить чаю.

Газета комментирует: "Как сообщалось, это первое покушение на убийство провалилось, потому что Литвиненко и Рейли не пили чай либо потому что Луговой и Ковтун воспользовались для внесения яда пульверизатором, в котором была недостаточно большая доза".

Рейли полагает, что расследование смерти Литвиненко в основном пришло к правильным выводам, но вопрошает: "Если российское государство действительно направило двух агентов для уничтожения Литвиненко, почему оно выбрало двух таких неумелых убийц, как Ковтун и Луговой, которые оставили следы яда по всему Лондону?"

ИноПресса


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling