Харьков

Харьковчане выигрывают суды против военкоматов и мобилизации (фото)

13 марта 2016 13:22

Александр Чижов попал под четвертую волну мобилизации. Говорит, служить пошел осознанно, хотя имел уважительные причины, чтобы отказаться, – у него на иждивении отец-инвалид I группы. 

– Отец находится в интернате. Но его необходимо регулярно навещать – как минимум, раз в два месяца: привозить медикаменты, вещи и тому подобное, – говорит Александр. – Когда получил повестку, решил, что все-таки должен выполнить свой гражданский долг. Поскольку по военной специальности я деловод, подумал, что смогу совмещать службу с заботой об отце.

Сначала мобилизованного определили на службу в Октябрьский райвоенкомат, но в ноябре неожиданно направили в расположение воинской части, пишет Вечерний Харьков.

– В военкомате сказали, что пришел приказ оперативного командования «Схід» о том, что нужно отправить в часть 50 человек. Но в приказе была названа лишь цифра с уточнением, что требуются преимущественно повары и водители, без указания фамилий, – разводит руками Александр. – Но я  не повар и не водитель, я – деловод отделения офицеров запаса и кадров. К тому же в областном военкомате еще с августа 2015 года лежит мой рапорт о том, что я являюсь опекуном в соответствии с решением суда.

Когда пришел приказ, Александр находился на лечении в военном госпитале.

– В военкомат меня фактически заманили. В пятницу выписали из госпиталя, а в субботу позвонили из военкомата и попросили привезти выписку, – говорит Александр. – Я привез, а меня вывели на построение и зачитали приказ о моем исключении из списков военкомата и отправке в военную часть. И прямо со двора Октябрьского районного военкомата отправили в облвоенкомат. Оттуда уже не выпустили – вещи привезли родственники.

В результате Александру пришлось осваивать азы артиллерии. За время службы побывал в зоне АТО, сейчас находится на полигоне в Николаевской области. Все это время он не мог помогать отцу.

– Хорошо, что он под присмотром медиков. Я с врачом каждый день созваниваюсь. И если что-то надо – прошу родственников в Харькове помочь, – говорит он.

Александр решил отстоять в суде свое право вернуться на службу в Харьков. 

– Харьковский окружной административный суд удовлетворил мои исковые требования к Октябрьскому райвоенкомату Харькова, Харьковскому областному военкомату и Управлению оперативного командования «Схід» и даже вышел за пределы исковых требований и отменил приказ областного военкомата № 620 от 14.11.2015 в части отправки меня в военную часть (в/ч пп В0927). Также суд отменил аналогичный приказ и предписание районного военкомата. Кроме того, суд обязал Харьковский облвоенкомат решить вопрос о возвращении меня в Харьков для дальнейшего прохождения службы по месту проживания, – отмечает Александр.

Но вернуться в Харьков боец не может – решение суда еще не вступило в силу, поскольку областной военкомат подал апелляцию.

– Военкомат не согласен с решением окружного суда первой инстанции в части отмены приказов об исключении из списков личного состава, отмены призыва и обязанности принять меры для возвращения истца на место службы по месту проживания, то есть в Октябрьский райвоенкомат, – уточнил помощник областного военкома по правовой работе майор юстиции Владимир Новиков.

– В военкомате до последнего пытались удержать парня в Харькове, учитывая его обстоятельства. Но приказ есть приказ, – добавляет заместитель областного военкома Юрий Калгушкин.

Сам же Александр Чижов считает, что военкомат затягивает момент вступления решения суда в силу.

– Из приведенных судом норм законодательства следует, что я был отправлен в другую часть незаконно. Меня мобилизовали 18 марта 2015 года, до демобилизации осталось девять дней. Если указ о демобилизации выйдет в этот период – меня демобилизуют, и не придется выполнять решение суда. Но могут и задержать с демобилизацией – например, многие бойцы из третьей волны переслужили два месяца, – говорит парень. – Так что будем бороться с бюрократической системой дальше.

Он уверяет, что, обращаясь в суд, не ставил целью наказать виновных либо получить возмещение морального ущерба. Просто хотел, чтобы его вернули на службу в Харьков.

– Но поскольку военкомат так себя повел и подал апелляцию, то, возможно, после рассмотрения апелляционной жалобы буду заявлять о возмещении морального ущерба либо о том, чтобы наказали виновных, – рассуждает он. – Видимо, отправим решение суда (когда оно вступит в законную силу) в Минобороны, чтобы люди, принявшие незаконное решение, были наказаны по линии ведомства.

 

У вчорашньому випуску газети "Вечерний Харьков" вийшла друком стаття з матеріалом щодо моєї незаконної відправки з Харко...

Опубликовано Oleksandr Chyzhov 13 марта 2016 г.

ПО ЧЬЕЙ ВИНЕ ДОБРОВОЛЕЦ ПРЕВРАТИЛСЯ В ИНВАЛИДА?

Добивается в суде справедливости и 30-летний житель Лозовой, правда, уже не в отношении действий военкомов, а непосредственно военных. Правозащитник Роман Лихачев говорит, что парень пошел в армию добровольцем, попал в 92-й бригаду и столкнулся с тем, что долгое время ему не выдавали вещевого обеспечения.

– Грянула зима, боец простудился, а поскольку его долго не отправляли в санчасть, простуда переросла в пневмонию с множеством сопутствующих недугов. Причем из санчасти его выписали не по причине выздоровления, а по приказу командования воинской части – за нарушение режима. Но как можно выписать больного человека? В итоге парень стал инвалидом – сейчас у него третья группа инвалидности, – подчеркивает Роман Лихачев.

Сейчас это дело рассматривается в Харьковском окружном административном суде. 

– Ответчиками по нему выступают Минобороны и командование воинской части, – уточняет правозащитник. –  Минобороны и воинская часть настаивают на том, что болезни, которые привели к инвалидности, были получены человеком до того, как он поступил на воинскую службу. Сейчас назначена медицинская экспертиза, и если она покажет, что это действительно так, –  будем настаивать, чтобы членов врачебной комиссии и сотрудников военкомата, которые призвали на службу человека с таким букетом хронических заболеваний, привлекли к ответственности. Если же выяснится, что нарушения были со стороны воинской части –  будем поддерживать иск о привлечении к ответственности Минобороны и командование воинской части. Во всяком случае сейчас их аргументы выглядят странно. Например, на наше требование признать ненадлежащим вещевое обеспечение бойца, поскольку зимой он оказался без соответствующей одежды, – военные заявили, что он  за ней не обращался. Так что надеемся на непредвзятое проведение экспертизы и справедливое решение суда.

НА ЗАЩИТУ ВОЛОНТЕРА ВСТАЛА ПРОКУРАТУРА

Также служители Фемиды продолжают рассматривать дело Дмитрия Явдошенко — волонтера, который изготовлял беспилотники для военных. В прошлом году он явился в военкомат по повестке, но попросил отсрочку, чтобы закончить работу над беспилотниками. Военкомы ждать не стали и подали на него в суд как на уклониста. Суд приговорил Дмитрия к двум годам тюрьмы.

– Причем под стражу взяли прямо в зале суда, – отмечает Роман Лихачев. – Хотя это исключительная мера, которая применяется в случае, когда есть реальная опасность, что человек не дождется вступления приговора суда в законную силу. Как правило, это касается рецидивистов. При этом само по себе содержание под стражей фактически сводит к нулю возможность надлежащей защиты и подачи апелляции, ведь подсудимый не может нормально контактировать с адвокатом, пользоваться необходимыми источниками для составления апелляционных жалоб. Поэтому подобная мера применяется в исключительных случаях. Я считаю: не было необходимости брать Дмитрия под стражу.

Решение суда стало шоком для Дмитрия. По его словам, гособвинитель предложил ему согласиться на короткий формат рассмотрения дела – в одно заседание, признать свою вину, и тогда ему дадут условное наказание. Но когда он признал себя виновным, ему неожиданно дали реальный срок.

– В дело вмешалась прокуратура, усмотрев процессуальное нарушение, допущенное судом:
Явдошенко не предупредили, что, соглашаясь на сокращенную процедуру, он не сможет оспорить приговор по представленным доказательствам. Поэтому его права были нарушены. Сейчас Апелляционный суд рассматривает сразу три жалобы: две – от Дмитрия и его защитника – о вынесении оправдательного приговора, и одну – от прокуратуры, которая требует отменить приговор первой инстанции и направить дело на повторное рассмотрение, – уточняет Роман Лихачев. – Апелляционный суд постановил: решение райсуда отменить, назначить новое рассмотрение, а Дмитрия отпустить домой.

Как объяснили в пресс-службе прокуратуры в Харьковской области, по новому уголовно-процессуальному кодексу Апелляционный суд не может выносить оправдательный приговор. Это прерогатива суда первой инстанции.

Сейчас дело пересматривают в Дзержинском райсуде.

Напомним, ранее в суде дело о незаконной мобилизации выиграл верующий харьковчанин Павел Бакум.

Кроме того, Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению дело еще одного харьковчанина по незаконной мобилизации и фальсификации медицинских документов в военкомате.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling