Общество

Историк: Украина на последнем километре

19 марта 2016 13:02

Распад старой системы входит в решающую стадию. Это самый трудный отрезок пути, на котором важно не сойти с дистанции, пишет на портале НВ историк, публицист, профессор Украинского Католического университета Ярослав Грицак.

Мы живем в эпоху безвременья. Как говорили в прошлом: “Были времена и хуже, но не было подлее”. Мы знаем, кто наши внешние враги, а власть ведет себя, как враг внутренний. Наши вчерашние кумиры падают один за другим. Мы теряем ориентиры, а земля, на которой еще вчера мы твердо стояли, превращается в трясину.

На украинский кризис накладывается разворачивающийся кризис в Европе и мире. За всем просматривается образ путинской России как spoiler state — государства, портящего все и усложняющего.

Безвременье может закончиться, если хотя бы одним кризисом станет меньше. Тут стоит отметить, что не только Украина и Запад переживают кризис. Его переживает и Россия. Вопрос в том, кто падет быстрее. Лучшим сценарием для Киева стал бы крах путинского режима, означавший окончательную победу Украины. Но такая победа несет в себе и угрозы: внимание мира может переключиться на Москву, а Украина снова останется в тени.

Поэтому нам следует уже сейчас проделать домашнюю работу. Что именно нужно сделать?

Давайте оставим разговоры о том, что главной задачей является борьба с коррупцией. Коррупция — не болезнь, а симптом, как высокая температура при гриппе или сыпь. Болезнь же — так называемая система ограниченного доступа, согласно которой власть равна собственности, и тот, кто дорвался к первому, использует и второе. Коррупция в таких условиях действует как смазка: без нее шестеренки системы не крутятся.

В 2014 году казалось, что системе нанесен смертельный удар. Но теперь мы видим: рана была неглубокой. Она затянулась и блестит, как новая копейка.

Революции порождают завышенные ожидания. Польский философ Лешек Колаковский называл этот феномен “прекрасным сумасшествием революции”. И в постреволюционный период отрезвления стоит признать: наши ожидания были завышены. Украине или, скорее, ее новым политикам, так и не удалось прыгнуть выше головы. Страна возвращается на старый истоптанный путь движения без изменений и изменений без движения. Не жизнь, а выживание. Впрочем, в таком состоянии стагнации можно протянуть очень долго, десятки лет.

Стоит ли отчаиваться? Зависит от того, с какой стороны смотреть на ситуацию. Да, окно возможностей для быстрых изменений в Украине закрылось. Но открылся коридор следующих 20–25 лет, в течение которых страна может продвигаться вперед, пока нынешняя молодежь не перейдет в средний возраст, а ее европейский дух не увлечет Украину.

К тому же, если сегодняшнее окно закрылось, не значит, что не появится новое. Оно может возникнуть через месяц с приходом к власти радикальных реформаторов или через 5–10 лет. Никто не знает наперед, но важно к этому готовиться.

И пора выбрать новую тактику. Лучше всего ее сформулировал экономист Павел Шеремета: “Если мы не можем изменить страну, стоит менять города. Не можем завоевать города? Тогда давайте покорять кварталы, двигаясь от дома к дому, от улицы к улице”.

Иными словами, нам следует построить в Украине параллельные структуры открытого доступа, которые по определению будут эффективнее старых “системных”. В качестве примера сравним Киево-Могилянскую академию и Украинский католический университет во Львове с любым государственным вузом: куда “голосует ногами” талантливая молодежь, лучшие преподаватели и кого поддерживает бизнес. И такие учебные заведения должны появиться не только в старых европейских городах, но и в новых метрополиях — Днепропетровске, Одессе и Харькове.

Я говорю лишь о тех примерах, к которым причастен лично. Думаю, каждый сможет рассказать о собственных. Главное — понять, что речь идет о тактике аккумулятивных изменений, которые своим количеством должны породить новое качество.

Украина — не спринтер, а стайер; ее путь в силу особенностей национального прошлого длиннее. Украинцы идут по нему почти 30 лет. И за это время им удалось: оторваться от империи в 1991‑м; построить почти с нуля государственную структуру в 1990‑м; несмотря на внутренние раздоры создать нацию и выдержать “русскую весну”; не свернуть в сторону авторитаризма в 2004–2014 годах. И что важно — в украинском обществе за последние годы сформировалось двуязычное реформаторское ядро, которое в меньшинстве, но превосходит пассивное большинство своим качеством и мобилизацией.

Украина вплотную подошла к финишной дистанции забега, когда распад системы ограниченного доступа входит в решающую стадию: создания и удержания жизнеспособных элитных (в нормальном смысле этого слова) институтов, существующих вне государства. Нет гарантии, что мы его пройдем: история знает случаи и прогресса, и регресса. Но последний километр всегда самый трудный. Главное — не впасть в депрессию и не сойти с пути.

 


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling