Политика

Политолог: Кто стоит за убийством Павла Шеремета

22 июля 2016 07:33

Все четыре версии причин убийства журналиста Павла Шеремета, озвученные официально – профессиональная деятельность, личная неприязнь, российский след и покушение на руководителя Украинской правды Алену Притулу (Шеремет был взорван в ее машине) - имеют право на существование, и все их нужно рассматривать, пишет на портале НВ политолог Владимир Фесенко.

Когда речь идет об убийстве известного журналиста, версия профессиональной деятельности обязательно должна быть проверена. Да, у многих, в том числе и у меня, вызвал удивление факт убийства – Павел всегда занимал умеренную, центристскую, взвешенную политическую позицию. Он не был втянут в конфликты ни с государственными органами, ни с конкретными политиками, ни в информационные, политические, корпоративные войны. Но, возможно, мы не все знаем.

Некоторые проводят связь между убийством Шеремета и убийством Гонгадзе, но следует учитывать, что Гонгадзе воспринимался властями как оппозиционный журналист; там была конфликтная ситуация, в том числе с силовыми структурами и руководством МВД, что в итоге и привело к трагедии. Здесь ничего подобного не было – хотя, снова-таки, мы можем чего-то не знать.

Конечно, возможен и вариант личного конфликта. Эта сторона жизни всегда менее известна, даже когда дело касается публичных людей, но следствие всегда обязано принимать ее во внимание.

Что касается российского следа, то в условиях, когда идет война – пусть даже неофициальная, гибридная – с Россией, эта версия неизбежно будет возникать. Опять-таки, Павел не занимал агрессивно антироссийской позиции. Вчера появился циничный комментарий пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, мол, это наш гражданин, мы выражаем беспокойство; так вот, беспокойство нужно было выражать, когда Павел уехал из России в Украину, как и ряд других известных журналистов, потому что здесь им было свободнее работать.

Здесь отмечу, что Павел был искренним патриотом Украины и внес большой вклад в развитие украинской журналистики. Он действительно болел за нашу страну и помогал становлению новой Украины. Поэтому версия о российском следе не имеет прямых подтверждений, но ее можно оценивать в контексте попытки дестабилизации страны.

Есть еще вопрос так называемого «крестного хода» на Киев. Кто знает, нет ли здесь связи и не могло ли убийство быть отвлекающим маневром, чтобы сконцентрировать внимание всех спецслужб и правоохранительных органов на этом деле и заставить их забыть о рисках, связанных с «крестным ходом».

Версии могут быть самые разнообразные; нельзя исключать и вариантов, что целью могла быть Алена Притула или давление на Украинскую правду. Сейчас нет однозначной или доминирующей версии, и я не стал бы спешить с выводами, так как в этом убийстве есть много странностей.

Разумеется, резонанс от убийства человека, который был звездой журналистики в трех постсоветских странах – Украине, Беларуси и России – очень значителен. Но хочу отдельно выделить пункт о спекуляциях относительно возможных политических последствий: якобы случившееся может привести к политическому кризису, как в свое время похищение и убийство Георгия Гонгадзе. Нужно учитывать, что тогда спусковым крючком кризиса стал не только сам факт похищения и убийства, но последовавший за этим кассетный скандал, где были фактологические подтверждения причастности властей. Сейчас ничего такого нет.

Конечно, подобное убийство может стать дополнительным поводом для критики властей и правоохранительных органов. Но нужно понимать, что от таких трагедий сейчас никто не застрахован – мы видим подтверждения этому во многих странах мира, в том числе развитых и демократических (Франции, США, Бельгии). Всплески насилия сейчас возможны повсюду, а в Украине, живущей в состоянии войны, эта вероятность несколько больше. Но это не означает, что нужно делать радикальные выводы вроде «в стране творится хаос, никто ничего не контролирует». Оснований для таких выводов нет.

Но ситуация очень серьезная, и я разделяю позицию относительно того, что расследование нужно провести максимально быстро и ответственно. Нужно попытаться найти не только исполнителей, но и заказчиков. Я, разумеется, реалист и понимаю, что возможен и вариант, когда убийц не найдут. Или найдут не сразу, а когда появятся дополнительные следы. Когда речь идет о таких подрывах, найти виновного, если не выявлено никаких дополнительных доказательств, очень сложно. Это не ситуация, когда сразу есть подозреваемые или киллер задержан на месте – мы даже мотивы сейчас не можем понять. Так что хотелось бы скорейшего получения результатов, но, к сожалению, возможен и вариант, когда виновные не будут найдены.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling