Политика

Исповедь бойца АТО: ад под Иловайском

6 сентября 2016 07:27

- Если бы мы взяли Иловайск, война закончилась бы. Но не хватило сил, - говорит 49-летний Игорь Чайкивский с позывным "Артист".

Он - директор кукольного театра. В 2008-ом переехал с семьей в Донецк с Житомирщины. В мае-сентябре позапрошлого года воевал в батальоне "Донбасс", отмечает gazeta.ua.

-  В ночь на 17 августа получили приказ идти в Иловайск из Попасной. В Многополье встретились с генералом Русланом Хомчаком (командующий сектора "Б" в АТО. руководил операцией взятия Иловайска - ГПУ) и вместе отправились. По дороге взяли в плен шестерых боевиков. Троих уничтожили, потому что те не останавливались. Одному было 18. Видел его паспорт.

19-го через мост дошли до горсовета. Ехала машина с ДНРовцами. Одного застрелили, второй раненый залез в супермаркет "АТБ" напротив горсовета. Мы уже у дверей стояли. "Бишут" (Тарас Констанчук - ГПУ) руководил штурмовой группой. Тут заработал снайпер. Убил почти всех разведчиков. Мы отстреливались из-за "АТБ". Зайти внутрь не смогли. Начался массированный огонь, многих ранили и убили. Раненых мы отвозили к мосту. Видел 13-14 человек в форме русского спецназа.

Раз пять пули свистели над ушами - значит, живой. "Бишут" приказал отходить. Все перебежали через мост. Я подошел к комроты "Филину" (начальник штаба Вячеслав Власенко - ГПУ). Сказал, что оставаться нельзя. Тот ответил, что на подмогу идет 400 человек и 30-50 танков. Мы отошли на околицу.

28 августа получили приказ отойти на Многополье. Наши позиции сразу заняли сепары. У нас были два УАЗика и тачанка. Выехали на окраину села, впереди - армейцы. Из некоторых машин торчат белые флаги. Стали в колонну. "Филин" приказал: "Оружие на предохранители. У нас белый коридор. Выходим". Через 28 километров должны были быть у своих.

"Я - "Ветер". Прохожу, за мной "Донбасс", - слышу по рации. И минометный обстрел справа и слева. Будто подгоняли в мышеловку. Вижу, впереди разбитая газелька. Полтуловища лежит, ребята горят. Сепары лупят по полям. Сняли с предохранителей оружие. Первой шла наша машина с красным крестом. Ее подбили управляемыми ракетами. Всех - на смерть.

Мы выскочили к селу Червоносильское. Наши подбивали танки, боевые машины россиян. Те тоже лупили по технике. Боекомплект рвется, мы бежим в кирпичный подвал. Если бы туда попало, закопало бы всех. Взяли в плен восьмерых россиян: Костромская бригада ВДВ, Ульяновска танковая дивизия. Подбили и захватили их танки, БТРы, БМП.

С вами вели переговоры?

- 29 августа приехали российские офицеры "Клен" и "Лис": "Если вы сложите оружие, мы выводим вас в буферную зону". Отдали им тех восьмерых за офицерское слово, что не сдадут ДНР и раненых передадут нашим. Связывался с комбатом. Тот был в шоке. Сидим в окопе, в рацию кричат: "Что делать?" Говорю, не знаю. Я прапорщик, пусть командуют офицеры.

Когда сложили оружие?

- 30 августа в шесть утра должны были принять решение. Макс из разведки набирает кого-то из Минобороны, а они: "А что вы там делаете?" Где-то в 16:00 командование на себя принял раненый морпех "Дед", а начштабом стал "Лермонотов". Сложили оружие.

У нас забрали мобильные, документы. Полсотни раненых вывезли КамАЗом. Нас было около 250. Отделили батальон "Донбасс". Нас почему-то боялись больше всего. Остальные повели в буферную зону. Как только наша колонна повернула за лесополосу, появились бусики, "Урал", КамАЗ. Из них высыпали ДНРовцы: "Не рыпайтесь. Вы в плену". Российский офицер, который обещал нас не сдавать, не поднимал глаз.

Сколько пробыли в плену?

-  Восемь суток. 31 августа нас оставили в поле. Привезли русские сухпаи. Раз позволили собрать арбузы с поля. Пока везли в Донецк, мы отправили женам одну СМС на всех: "Ваш муж и еще 108 его товарищей попали в плен. Их везут ДНРовцы в донецкое СБУ".

Когда вас обменяли?

-  7 сентября приехали в 14. Застегнули руки, завязали глаза и повезли в Курахово. После обмена лег в багажник, укрылся и почувствовал, что дома.

В Днепропетровском госпитале ко мне пришел "Бишут". Вся голова перемотана. Постарел. Раненым пересидел у бабушки, которой позвонил в двери. Этажом ниже жил сепар, но она их не сдала. Остальные ребята тоже уже на свободе. Большинство обменяли до Нового года.

"Я сердечник. Бейте так, чтобы не умер"

-  Нас выстроили на территории Донецкого СБУ, - вспоминает о плене ДНР Игорь Чайкивский. - Бегали какие-то люди. Кричали: "Вы нас убиваете". Их - человек 25. А сделали съемку, будто Пол-Донецка стоит. Спрашивали, кто из Макеевки, Луганска, Донецка. Им доставалось сильнее. Потом отвели в подвал. Спал сидя на стуле. Нас было 109, потом 111.

Четыре часа допрашивали. Я сразу предупредил, что сердечник: "Бейте так, чтобы не умер". Не били, даже сахар давали пару раз, потому что разрежает кровь. Честно отписал - техники не имели, нужно было делать зачистки. Там были по большей части дети 19-20 лет. С оружием обращаться не умели. Мы могли их разоружить, но что дальше? До аэропорта - 3 километра. Не известно, сколько было бы жертв.

В подвале играли в карты, пели, писали СМС. Наш парень пихал телефон в носок, когда поднимался за едой.

Напомним, Генпрокурор Украины Юрий Луценко заявил о том, что военная эскпертиза установила, что значительная вина за массовую гибель бойцов АТО под Иловайском лежит на начальнике Генштаба ВСУ Викторе Муженко.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling