Военный Ту-154 мог упасть под Сочи из-за ложных показаний высоты и скорости на приборах, считают бывшие летчики ВВС. Ранее в СМИ появилась расшифровка переговоров экипажа, в которой говорилось о неполадках с закрылками.
О том, что проблемы у самолета могли начаться после не убранных закрылков, стало ясно из опубликованных расшифровок «черного ящика». Эксперты допускали, что крушение лайнера могло произойти из-за несинхронной уборки закрылков. Возникшая разница в подъемной силе крыльев могла привести к катастрофе.
Однако эту версию в разговоре с агентством РБК отверг заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский. Он напомнил, что в системе управления закрылками предусмотрен механизм синхронизации их движения. «Если бы закрылки стали двигаться не синхронно, то сработала бы автоматика, которая прекратила бы их выпуск или уборку», — сказал Заболотский.
По мнению эксперта, катастрофа могла произойти из-за ложных показаний высоты и скорости на приборах. Для определения этих параметров на Ту-154 установлена система воздушных сигналов СВС-72. Она состоит из приемников динамического и статического давления. Если в ее работе случился сбой, то пилоты не могли адекватно оценивать скоростные характеристики своего самолета.
«В такой ситуации после отрыва самолета от полосы показания скорости начнут расти быстрее, чем положено — фактическая скорость будет меньше приборной. В этом случае летчик начнет задирать нос самолета, переводя его в набор высоты», — рассказал Заболотский.
В условиях отсутствия видимого горизонта, получая неправильные данные о скорости, летчик мог перевести самолет в набор высоты, однако вместо этого произошел выход на закритический угол атаки (самолет «встал на дыбы») и сваливание.
С предположением Заболотского солидарен заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик России Владимир Попов. Он полагает, что такой отказ мог стать одной из предпосылок к крушению.
Добавим, что опрошенные DW эксперты назвали авиапарк российского Минобороны устаревшим. Ту-154 является самым массовым в истории советской авиации реактивным пассажирским лайнером: с 1970 по 2013 год произведено чуть более тысячи экземпляров различных модификаций. После распада СССР он широко использовался коммерческими перевозчиками на территории СНГ. Однако в последние годы практически все коммерческие авиакомпании отказались от его эксплуатации. Главные причины: высокий расход топлива и шумовые характеристики, из-за которых многим модификациям этого лайнера было запрещено летать в ЕС.
Источник: Росбалт