Новини

Почему Человек-паук и Супермен были журналистами

27 Січня 2017 15:25

И Кларк Кент в 30-х, и Питер Паркер в 60-х оказались журналистами. Киновед Лукьян Галкин (главред журнала Moviegram) уверен, что это было неспроста. В своей лекции для проекта WiseCow он рассказал о журналистике в кино и о моральном выборе главных героев комиксов DC и Marvel.

Если говорить о мифологизации американской действительности, то часть фольклора на уровне страшных сказок заняли истории о серийных убийцах, а место пантеона языческих богов – супергерои. Супергерои пришли в американскую культуру в очень тяжелое время и быстро стали соответствовать социальному запросу.

Комиксы и графические романы легли в основу американской мифологии. Золотой век комиксов – век расцвета DC Comics, в это время появляется Супермен (1938 год) и Бэтмен (1939 год). У Супермена есть имя – это Кларк Кент. А когда Кларк Кент надевает очки, он становится журналистом. И его профессия – важный элемент истории.

Что характеризует героев золотого века DC? Это честные и хорошие герои, у которых нет никакого выбора. Они изначально хороши. У Супермена есть его конкретный моральный императив – он не убивает, как только он его нарушил – сразу стал тираном. Он пример морали и аксиоматично добрый, он не может быть другим. Его профессия журналиста играет тут большую роль: он пример правильности, способный принимать решения не только за себя, но и за большое количество людей.

У Супермена есть еще одна важная черта. Для него нет разницы кого спасать. Он с одинаковой ответственностью спасает мир от очередного Лекса Лютера и с так же отчаянно спасает ребенка от едущей на него машины, снимает котенка с дерева и делает то, чего от него ждут. Он не делает различий, он помогает всем, перед ним равны все. Это то, что неплохо перекликается с профессией журналиста.

Если мы забудем о Супермене и поговорим о Кларке Кенте, то получим идеального журналиста – беспристрастного, смелого и не делающего различия между кем-либо. Он независимый журналист, который берет на себя роль виджеланте (помощника правосудия) и служит неким посредником. Он реальный, его можно потрогать и он может тебя спасти, его альтер эго появляется на главных страницах новостей.

Супермен действует, как мифологический полубог, помогающий чем-то людям. А журналист Кларк Кент становится посредником между властью и обществом. Это неподкупный журналист, который не остановится ни перед чем, ведь это заложено в его образ. И его сила с ним с рождения.

Серебряный век – век расцвета Marvel Comics и Человека-паука (1962 год). Спайдермена или Человека-паука нельзя назвать в полной мере журналистом. Он в первую очередь фотограф, который снимает самого себя и этим зарабатывает на жизнь. Тем не менее он работает в газете, и немало комиксов уделяют внимание тому, как герой пытается распорядиться своим образом виджеланте или мстителя и как этот образ потом интерпретируется на страницах издания, в котором работает Питер Паркер.

Все, что приходит с расцветом Marvel, – это уже момент выбора. С большой силой приходит и большая ответственность. Это традиционная фраза Человека-паука, и он как раз делает выбор. Мало того, на момент укуса радиоактивным пауком у Питера Паркера не было никаких проблем в прошлом. И это важно. Выбор Спайдермена определен за него, ведь паук кусает его случайно. Но что сделать с этой силой – его личный выбор.

Сначала он страдает фигней и развлекается со своей силой. Ведь он школьник-неудачник, у него простые и понятные обществу проблемы. А его тайное альтер эго помогает ему, ведь он уже не тот, кем его видят другие. Но когда погибает его дядя, он делает свой выбор, осознает ответственность за большую силу и начинает бороться.

У героев серебряного века Marvel всегда есть антагонист – злодей, который получает такую же силу, как и главный герой, но использует ее не во благо. Да, времена изменились, но близость Человека-паука к журналистике – это акцент на моральном императиве. Герой уже не хорош сам по себе, он хорош и морален, потому что делает такой выбор. Более того, его сознательный выбор – это борьба за то, что он считает правильным.

Журналистика, стрингерство Питера Паркера – важный маркер урбанистического героя, который каждый раз делает выбор и делает мир хоть немного, но лучше. И Marvel не зря проассоциировал этот образ с журналистикой.

ТелеКритика


Хочете першими дізнаватися про головні події в Україні - підписуйтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling