Политика

Мнение: АТО и ОБСЕ - миссия невыполнима

17 марта 2017 12:48

Перспективу ввода на территорию Украины вооруженной миротворческой миссии ОБСЕ для локализации военного обострения на Донбассе можно смело называть близкой к нулю. История вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве дает серьезные основания для таких выводов.

Единственным конфликтом, в котором принимали активное участие вооруженные миротворцы из стран НАТО, стала война, окончившаяся распадом Югославии. Однако это вмешательство происходило без мандата ООН. В сентябре 1998 года Совет безопасности ООН принял резолюцию, призывающую стороны конфликта к прекращению огня, которую благополучно проигнорировали. Чтобы принудить Белград к миру, Совет НАТО провел несколько силовых операций, которые перемежались переговорами, в которых принимала участие и Россия.

В марте 1999 года США и Великобритания представили на рассмотрение проект урегулирования, предусматривавший политическую автономию Косово, ввод войск НАТО на его территорию и вывод оттуда югославской армии. Албанская сторона согласилась с условиями, однако Югославия и Россия их категорически отвергли.

В итоге НАТО приняло решение начать военную операцию по принуждению Югославии к миру. ООН не дала на это санкции, но не смогла принять и обратную резолюцию, осуждавшую действия войск Альянса (при голосовании в Совбезе ООН «за» проголосовали только Россия, Намибия и КНР).

В результате точечных бомбежек авиации НАТО военный потенциал Югославии был подорван, что положило конец войне. При этом Россия была крайне недовольна операцией Альянса и неоднократно заявляла, что военные действия НАТО против суверенной Югославии без санкции Совета Безопасности ООН явились нарушением устава ООН и международного права. Последующие случаи нарушения Россией международного права российские политики часто оправдывают действиями НАТО в Югославии.

В урегулировании и развязывании других конфликтов на постсоветском пространстве Россия уже играла ключевую роль, начиная с введения своего контингента в Приднестровье в 1992 году и заканчивая войной в Грузии и агрессией в Украине.

Стоит отметить, что «принуждение к миру» Грузии в 2008 году Россия информационно попыталась оформить по кальке операции НАТО в Югославии. С той разницей, что Международный трибунал по бывшей Югославии выдвинул обвинения военному и гражданскому командованию Сербии, а этнические чистки и свидетельства военных преступлений со стороны Грузии, которые тиражировали российские СМИ, так и не получили подтверждения. Однако, несмотря на поддержку ООН территориальной целостности Грузии, Совбез ООН, как и в случае югославского конфликта, не смог принять никакого решения. Россия блокировала инициативы США и Грузии, а те никак не могли согласиться с предложениями РФ.

Миротворческий тупик

С 1985 года ООН резко нарастила количество миротворческих операций. Совет Безопасности отправляет миротворцев даже в зоны конфликтов, где не достигнуто прекращение огня и нет согласия всех сторон на присутствие миротворческих войск (например, операция в Сомали).

В главе VII устава ООН четко прописаны действия организации «в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии».

Согласно документу, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру и решает, какие меры следует предпринять для восстановления международного мира и безопасности.

Вначале Совбез требует от заинтересованных сторон выполнения временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. Затем решает, какие меры можно применить без использования вооруженных сил. Они могут включать различные экономические санкции и эмбарго, а также разрыв дипломатических отношений.

В случае если это не помогает, Совбез уполномочивается задействовать воздушные, морские или сухопутные войска для демонстрации силы, организации блокады и т.д. Все члены ООН обязаны предоставить в распоряжение Совета Безопасности необходимые для поддержания международного мира и безопасности войска и вооружения. Проводятся переговоры по поводу численности и рода необходимых подразделений. При этом планы применения вооруженных сил составляются Советом Безопасности с помощью Военно-Штабного Комитета, состоящего из Начальников Штабов постоянных членов Совбеза или их представителей.

Вся эта схема работает как часы, пока «угрозу миру и акт агрессии» не представляет постоянный член Совбеза. Россия является постоянным членом Совета безопасности, поэтому война в Украине представляет собой миротворческий тупик для Совбеза ООН. На отправку невооруженной мониторинговой миссии ОБСЕ Россия согласилась, в надежде впихнуть Украине федерализацию в комплекте с «ЛДНР», а также ради того, чтобы показать себя нейтральным наблюдателем. Но война с миротворческим контингентом точно не входит в планы Кремля.

Кто разведет воюющих?

В свое время Россия за счет своего влияния на Армению и Азербайджан без привлечения вооруженных сил добилась заморозки конфликта в Нагорном Карабахе. Степень влияния Кремля на сепаратистов на Донбассе несравнимо выше, чем ее влияние на участников Карабахского конфликта.

Задача прекращения любых вооруженных провокаций со стороны «ЛНР» и «ДНР» может быть решена властями РФ путем отдания соответствующего приказа. Зачистка любителей сепаратистской «самодеятельности» российскими спецслужбами шла чуть ли не с первых дней войны. Поэтому понятливые боевики, такие как Игорь Гиркин-Стрелков, Игорь Безлер и т.д. по первому требованию покинули «родные республики» и скрылись в направлении России. Менее понятливые, такие как Алексей Мозговой, Бэтмен-Беднов и др. были расстреляны вместе с охраной, или подорвались в автомобилях и лифтах. Некоторые совершили «самоубийство» в тюремной камере. А «замглавы народной милиции ЛНР» Виталий Киселев с позывным «Коммунист» воплотил свою коммунистическую мечту, умерев при допросе в застенках «министерства госбезопасности».

От всего происходящего пока остающийся в живых экс-глава «совбеза ДНР» и командир бригады «Восток» Александр Ходаковский даже стал фаталистом. В феврале 2016 года он попросил «коллег» в случае необходимости убить его аккуратно, «не нанося вред мирным жителям».

Прекращение военных действий на Донбассе со стороны сепаратистов для России не представляет ни малейшей проблемы. Быть может Кремль приказал боевикам сидеть тихо, но они вынуждены отбиваться от наседающей украинской армии?

В этом случае жаждущая мира для народа Донбасса Россия сама требовала бы ввода миротворцев в Украину. Однако на практике этот вопрос почему-то поднимает исключительно украинская сторона.

19 октября 2016 года в Берлине состоялись переговоры «Нормандской четверки» с участием украинского президента Петра Порошенко, российского главы Владимира Путина, канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда.

По итогам переговоров Порошенко сообщил, что к концу ноября стороны должны утвердить основу дорожной карты по реализации Минских соглашений и добавил, что Россия поддержала введение вооруженной полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. Однако 24 октября пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что создание полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе пока не обсуждается.

Прошло еще несколько месяцев, и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в январе 2017 года заявил, что Россия готова согласиться на вооружение наблюдателей ОБСЕ в Донбассе стрелковым оружием. Он также рассказал, что российская сторона согласна, чтобы «местные силы правопорядка» сопровождались невооруженными наблюдателями ОБСЕ.

Вслед за этим заявлением было обострение под Авдеевкой, в ходе которого по позициям украинской армии стреляли из всех видов запрещенного Минскими соглашениями тяжелого вооружения. Если бы в это время на линии соприкосновения стояли миротворцы со стрелковым оружием, на этом их миссия могла завершиться трагически.

Таким образом, в Украине на данный момент возможен только «югославский» вариант военной миссии, игнорирующий взаимоисключающие решения Совбеза ООН. Вот только войска НАТО в случае «принуждения к миру» сепаратистов «ЛДНР» фактически будут противостоять России. Поскольку ресурсная база боевиков находится на территории РФ, уничтожение военной инфраструктуры сепаратистов на территории Украины не позволит сломить их сопротивление. А переносить военные действия на территорию ядерного государства Альянс, конечно, не станет.

В свою очередь Россия тоже не сможет принудить Украину к миру с помощью прямой агрессии. Военный, экономический и человеческий потенциал украинского государства несопоставим с той же Грузией. Безнаказанно бомбить города Украины с воздуха, как это было в Сирии, тоже не получится. А дипломатический эффект от такой операции будет катастрофическим.

Поэтому вероятность появления вооруженных миротворцев на территории Украины крайне мала – ни в рамках формата Совбеза ООН, ни с ОБСЕ, ни в виде контингента НАТО или не скрывающих своей принадлежности регулярных войск РФ. Так будет продолжаться до тех пор, пока цели Москвы или Киева кардинально не изменятся.

Александр Комаровский,

специально для «Главное»  


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling