Политика

"Донбасский джинн". Западный издатель объяснил, чего боится Путин

31 марта 2017 17:51

В апреле исполняется ровно три года с начала гибридной войны России на востоке Украины, которая до сих пор не закончилась и унесла жизни больше 10 тысяч людей. Конфликт опустошил и изменил Украину настолько, что понадобятся десятилетия, чтобы понять все последствия. Важно то, что Российская Федерация выиграла очень мало и пострадала от собственных действий. Тайная война российского президента Владимира Путина истощила экономику страны, привела к международной изоляции, вернула к жизни НАТО и усилила конфронтацию Запада с Кремлем, пишет издатель журналов Business Ukraine и Lviv Today, редактор The Odessa Review Питер Дикинсон.

Однако не похоже, будто Москва пытается спасти лицо. Наоборот, Кремль дает понять, что не планирует отступать, например, признавая паспорта псевдореспублик. Почему российский лидер с такой готовностью принимает все издержки гибельной политики в отношении Украины?

На первый взгляд, упрямство Путина кажется совершенно нелогичным. В конце концов, попытка России разделить Украину быстро провалилась. Это стало понятно еще летом 2014 года, когда на юге и востоке страны не поддержали российскую интервенцию. Хотя Кремль рассчитывал. Вместо этого Москву встретила украинская добровольческая армия и нация, неожиданно объединившаяся в борьбе с российской агрессией. Вскоре планы Путина начали разваливаться. В итоге, только вмешательство российской армии спасло Москву от полного разгрома и позволило ей удержать часть Донбасса. После чего были подписаны первые Минские соглашения в сентябре 2014 года.

В тот момент кое-кто думал, что Путин начнет переговоры для честного урегулирования ситуации. Но ничего подобного. Вместо этого Россия продолжила поддерживать вялотекущий конфликт в надежде, что рано или поздно Запад потеряет интерес к Украине или страна рухнет из-за внутренних разногласий. Ничто из этого не стало явью. Евроатлантические санкции оказались удивительно долговечны, в то время как Украина остается непоколебимой в решении противостоять России, несмотря на политический хаос и коррупцию в Киеве.

Даже такие геополитические потрясения как Brexit и избрание Дональда Трампа в США не изменили общей картины, оставив Кремлю искать выход самому. Твердость позиции Запада должна была создать плодотворную почву для дипломатического решения, но ситуация на оккупированных территориях восточной Украины, кажется, движется, в противоположном направлении. Вероятный сценарий теперь – замороженный конфликт. В таком случае Россия и Запад окажутся в ловушке длительной борьбы с Украиной посередине. 

На самом деле, у Путина намного меньше пространства для маневра, чем думают обозреватели. Он играет в российский империализм и слишком хорошо понимает, что случится, если он попытается загнать джинна в бутылку. Обычные россияне до сих пор мирились с трудностями, но лишь благодаря регулярным инъекциям шовинизма. Сейчас же появились признаки того, что эйфория по поводу присоединения Крыма спадает. Если начнется отступление в восточной Украине, как предписывают Минские соглашения, это может вызвать националистическую реакцию и свержение режима.

Есть еще и практические проблемы. После деоккупации Донбасс будет открыт для украинской власти, гуманитарных организаций и международных СМИ. А значит, для них откроются все доказательства военных преступлений России и население, которое хотя бы частично сможет доказать восстановление верности своей стране, рассказав правду об оккупации. Международное сообщество уже давно относится с презрением к попыткам Кремля отрицать присутствие на Донбассе, но это все кардинально изменит: разрушения, пытки, массовые захоронения обнажат тайную войну Путина перед всем миром.

Даже если противоречия можно как-то решить, этого недостаточно для того, чтобы закончить войну. Отказ Путина идти на компромиссы в украинском вопросе связан с нежеланием отказаться от постсоветского статус-кво и страхом перед реальной независимостью Украины. Для Путина, как и для многих россиян, Украина так и не стала отдельным государством. Он много раз повторял, что украинцы и россияне "один народ", имея в виду, что украинцы – часть большего мира под предводительством Москвы. Поэтому демократичная проевропейская Украина вселяет им ужас. Если украинская революция достигнет успеха, то восстание в России – вопрос времени. Кремль всегда считал, что европейская демократия чужда русскому народу. Но появление демократичной и процветающей Украины сводит на нет такой аргумент. Демократия преодолела бы последнее цивилизационное отличие, не оставив Кремлю оправданий.

Путин понимает последствия украинской истории успеха. Кроме того, он должен признать, что стал узником гибридной войны, которую начал, но уже не может выиграть. Вместо этого, ему приходится вести войну на истощение, в которой проигрывают все. Россия останется в авторитарной изоляции, пытаясь разрушать западные институты и сохранять нестабильность в Украине.

Единственный выход из этого мрачного положения – увеличение финансовой, дипломатической и военной поддержки Украины со стороны Запада. Путин не рациональный партнер, готовый решать проблемы на переговорах. Он пустой диктатор, застрявший в гибридной войне. Его выживание зависит от победы над врагами. Если сейчас он не столкнется с мощностью демократического мира, то продолжит этот конфликт до самой смерти. Прямое военное противостояние с Россией немыслимо, но западные лидеры должны понять, что пока они не проявят коллективную решимость, проблема Путина никуда не денется.

Перевод НВ


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling