Новости

Психологи усомнились в пользе медитации для характера человека

6 февраля 2018 19:38

Международная группа психологов изучила, как практика медитации влияет на просоциальное поведение — поведение, ориентированное на пользу для других людей и общества в целом. Выяснилось, что медитация может усилить способность к сопереживанию, но не помогает снижать уровень агрессии, а также уровень предубеждения по отношению к определенным социальным группам. Кроме того, оказалось, что многие авторы исследований о медитации могут неосознанно искажать результаты экспериментов.

В 2010-е годы появилось немало исследований медитации. Большая часть работ посвящена влиянию практики на самого медитирующего — на его уровень тревоги, реакцию на стресс и состояние здоровья. Работ о том, как медитация отражается на взаимоотношениях человека с окружающими, меньше, хотя о медитации часто говорят, как о способе стать доброжелательнее к другим.

Исследователи изучили 22 рандомизированных контролируемых испытания. В этих работах авторы сравнивали регулярно медитирующих людей с контрольной группой, не практикующей медитацию. В экспериментах использовались светские практики, созданные на основе различных буддистских техник, в том числе медитация осознанности (mindfulness meditation) и медитация «любящей доброты» (lovingkindness meditation). Ученые выделили пять характеристик социального поведения, описанных в работах: сострадание, эмпатию, агрессию, склонность к предубеждениям и социальную вовлеченность (social connectedness, количество и качество социальных связей).

По данным исследований, медитация увеличивала склонность к эмпатии и состраданию, но не отражалась на уровне агрессии, предубеждений и вовлеченности в общество. Затем психологи установили, что в исследованиях способности к состраданию есть закономерность: медитация лучше помогала развить эту способность, если курс техники медитации участникам преподавал один из авторов работы. Есть ли такой же эффект в работах об эмпатии, неизвестно — во многих из них нет подробностей о том, кто был преподавателем. Исследователи считают, что авторы-преподаватели могли, сами того не осознавая, искажать результаты экспериментов.

Психологи не отрицают положительного эффекта медитации, но подчеркивают: в исследованиях этой проблемы нужны более строгие критерии.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling