Политика

Российские школьники не блещут грамотностью, - исследование PISA

22 декабря 2010 13:54

Грамотность российских школьников оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствуют итоги международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, сообщает РИА «Новый Регион».

Данная международная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития. Исследование PISA проводится трехлетними циклами, в прошлом году завершился четвертый цикл.

Школьников оценивают по трем критериям: читательская грамотность – приоритетная область оценки, на которую отведено две трети времени тестирования, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. В исследовании принимают участие только 15-летние учащиеся, получившие общее обязательное образование. Главная цель проекта – оценка способности подростков применять полученные в школе знания и умения в жизни, а не определение уровня освоения школьных программ.

Согласно результатам исследования 2009 года, в котором участвовали школьники из 65 стран мира, по уровню читательской грамотности Россия заняла 43 место, получив 459 баллов из 1 тысячи.

В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, в России ведущим является 2-ой уровень, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации, требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В то же время, в странах Организации экономического сотрудничества и развития ведущим является 3-ий уровень читательской грамотности: там 15-летние учащиеся более успешны в различных ситуациях реальной жизни, где необходимо ориентироваться на текст.

В России число школьников, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,5%, это почти на 10% ниже средних показателе по ОЭСР, из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов только 14%.

Ситуация с математической и естественнонаучной грамотностью не лучше: Россия занимает 38 и 39 места соответственно.

71% российских школьников продемонстрировали способность применять математические знания и умения, достигнув 2 уровня. Из них чуть более 5% обладают продвинутым математическим мышлением и умением проводить рассуждения – 5-6 уровни по международной шкале. Почти 30% учащихся не достигли порогового (2-го) уровня математической грамотности.

Естественнонаучная грамотность большинства 15-летних жителей России достигает 2-3 уровней, определенных в исследовании, они характеризуются умениями выявлять явно сформулированные научные проблемы в простых ситуациях, делать выводы на основе простых исследований, формулировать короткие высказывания, используя имеющиеся факты, объяснять явления и процессы в знакомых ситуациях, используя имеющиеся естественнонаучные знания. Более 22% российских учащихся не достигли порогового (2-го) уровня естественнонаучной грамотности.

«Вынужден констатировать, что по сравнению с другими странами, грамотность наших школьников оставляет желать лучшего», – заметил министр образования Челябинской области Александр Кузнецов.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling