статьи

Бег по кругу. Вернутся ли в украинскую власть подельники Януковича

19 февраля 2016
4464
Поделиться:

Ситуация в украинской власти после скандального «полуголосования» в Верховной раде – депутаты признали неудовлетворительной работу правительства Арсения Яценюка, но не смогли отправить его в отставку – все больше напоминает 2005 год, когда разногласия в стане победивших на выборах демократов обозначили крах надежд на реформирование страны и облегчили скорый реванш, казалось бы, навсегда поверженного Виктора Януковича.

Самое удивительное, что участники сегодняшних событий – все те же люди. Петр Порошенко осенью 2005 года занимал пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны, находился в конфликте с премьером Юлией Тимошенко и был обвинен ее ситуативным сторонником, госсекретарем Алексадром Зинченко в причастности к коррупционным схемам. Скандал привел к отставке и Тимошенко, и Порошенко: лидер «Батькивщины» становится главным противником тогдашнего президента Виктора Ющенко, а бывший секретарь СНБО вообще уходит из политики и возвращается во власть только на излете президентства Ющенко – между прочим, в правительство Тимошенко.

Словарь взаимных обвинений 2005 года слово в слово повторяет лексику 2016-го: все та же тотальная коррумпированность, все те же схемы, то же воровство, те же фавориты – тогда их называли «люби друзи» – дорогие друзья (так, кстати, называется статья об украинской коррупции в последнем номере Economist), и одним из них был Порошенко, а теперь уже обвиняют его собственных друзей и друзей премьера Яценюка. Для последнего, кстати, кризис 2005 года и временный крах карьеры Тимошенко и Порошенко означал начало собственной большой карьеры.

Отправив правительство Тимошенко в отставку, президент Ющенко отчаянно нуждался в молодых «технократах», назначение которых на министерские посты продемонстрировало бы его собственный реформаторский потенциал. Тридцатиоднолетний Яценюк тогда стал министром экономики Украины и был представлен публике в качестве далекого от властных кругов специалиста. В 2016 году толчком к скандалу вокруг правительства послужила отставка министра экономики уже в кабинете самого Яценюка – литовца Айвараса Абромавичуса, который, как когда то Яценюк, при назначении был представлен в качестве далекого от властных кругов специалиста.

Если бы украинские граждане интересовались собственной политической историей или хотя бы запоминали, по поводу чего они негодовали десятилетия назад, они просто заметили бы, что их политики даже не пытаются придумать какие-то новые ходы для борьбы между собой, а банально копируют старые схемы. При этом никто даже не пытается подтвердить собственные обвинения и умозаключения.

Юлия Тимошенко использовала оттесненного от принятия реальных решений Зинченко в качестве тарана для атаки на Порошенко и других близких соратников Ющенко. В результате самой Тимошенко пришлось расстаться с премьерским креслом, а слова о коррумпированности «дорогих друзей» не были подтверждены ни одним судом и расследованием. Сейчас Порошенко использовал в качестве тарана для атаки на Яценюка и ближайшее окружение премьера бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили – а в результате под ударом оказались его собственные ближайшие соратники, депутат и бизнесмен Игорь Кононенко и генеральный прокурор Виктор Шокин. То есть никаких выводов из этой беготни по замкнутому кругу не делают не только обычные граждане, успевающие забыть, чем их пугали в предыдущем политическом цикле, но и те, кто придумывает схемы на все случае жизни.

В 2005 году смыслом конфликта между победителями первого Майдана была борьба за влияние. Тимошенко считала, что Порошенко создал в Совбезе параллельное правительство и оттесняет ее от участия в выработке принципиальных решений, – напомню, что тогда все еще действовала старая украинская Конституция, предоставлявшая президенту куда больше полномочий, чем премьеру. Порошенко видел себя будущим премьером страны и был оскорблен тем, что Ющенко не назначил его на этот пост сразу же после победы на президентских выборах. Полномочий секретаря СНБО ему явно не хватало.

Сейчас ситуация повторяется – Порошенко опять на Банковой, уже в роли президента, ему опять не хватает полномочий. Премьер – лидер конкурирующей партии Народный фронт и к тому же располагает в правительстве столь очевидно важными портфелями, как МВД и Министерство юстиции. Плюс сейчас действует Конституция парламентско-президентской республики, значительно ограничивающая полномочия главы государства. Если только президент не воспользуется политическими возможностями.

Борьба за эти возможности началась буквально на следующий день после бегства Виктора Януковича – Порошенко еще не был президентом, но уже активно лоббировал Виталия Ярему, будущего генерального прокурора страны, на пост министра внутренних дел вместо Арсена Авакова. Было бы странно ожидать от энергичного и деятельного Порошенко, что, оказавшись в кресле президента, он решит «царствовать», а руководить страной поручит Яценюку. Я бы сказал, что все произошло с точностью до наоборот: Порошенко, к тому же создавший самую сильную парламентскую фракцию, добился превращения премьер-министра скорее в технократического управленца, чем в политического конкурента. Но контроля над МВД и Минюстом, как и над многими важными для себя решениями премьера, не получил.

Порошенко прекрасно понимал, что обвинения Яценюка в воровстве и коррупции, даже не подкрепленные ничем, кроме эмоциональных возгласов, сделают свое дело и лишат премьера рейтинга, популярности и многих сторонников. Понимал потому, что так произошло с ним самим: после обвинений Зинченко он собирал то, что осталось от его репутации и влияния, буквально по крупицам. Но к моменту, когда можно было сказать, что дело сделано, оказалось, что Яценюк не хочет признавать свое поражение и уходить в отставку.

На вопрос, почему бы тогда Порошенко не воспользоваться своим влиянием в парламенте и не отправить в отставку скомпрометированного премьера, есть один простой ответ: потому что при всем этом президенту важно выступать в роли гаранта стабильности и реформ. Если парламент отправит в отставку Яценюка, это может означать долгий период отсутствия стабильного правительства, отказ от внешнего финансирования, в конце концов – досрочные выборы, результаты которых могут серьезно ослабить роль президентской партии. Президенту нужно новое правительство в этом парламенте. Но – подконтрольное ему, а не кому-то еще. Он рассчитывает, что Яценюк уйдет, а Народный фронт согласится с новой кандидатурой на пост премьера – президентской кандидатурой. А Яценюк не уходит. И не потому, что не готов к отставке, а потому, что явно стремится возложить ответственность за свой уход на президента и парламентариев.

У Юлии Тимошенко другие цели. Ее партии «Батькивщина», как, впрочем, и партии «Самопомощь» мэра Львова Андрея Садового, нужны именно досрочные выборы. Не потому, что лидеры обеих партий рассчитывают набрать на них намного больше, а потому, что другие получат меньше. И вес каждой из партий, фактически не имевших никакого реального влияния ни на деятельность коалиции, ни на работу правительства, будет куда более серьезным. Решения и «Батькивщины», и «Самопомощи» выйти из коалиции носят скорее символический характер – ни одной из партий не удалось заставить подать в отставку собственных министров, а голосование за правительственные законопроекты в парламенте нередко осуществлялось без их прямого участия. И поэтому интерес к выборам и у Тимошенко, и у Садового понятен.

Заинтересован в парламентской «перезагрузке» и Михаил Саакашвили – просто потому, что для него это единственный шанс попасть в большую украинскую политику. Бывший президент Грузии не может баллотироваться, но зато способен занять важную должность в новом правительстве – по крайней мере, разговоры об этом шли еще недавно. И, наконец, лидер еще одной парламентской фракции, Радикальной партии, – Олег Ляшко тоже ничего не теряет от досрочных выборов. Но в ситуации, когда остальные не желают участвовать в коалиции, может попробовать поддержать две большие фракции – разумеется, на своих условиях.

Теперь возникает вопрос: а какое это все имеет значение для реальных перемен на Украине? Ответ, к сожалению, однозначен – никакого. Как и в 2005 году, разлад среди потенциальных реформаторов подрывает доверие к власти и открывает дорогу популистам и реваншистам. Отправив в отставку Петра Порошенко и правительство Тимошенко, президент Виктор Ющенко назначил «почти технократический» кабинет Юрия Еханурова и был уверен в упрочении своих позиций. Уже менее чем через год, после выборов нового парламента, Ющенко вынужден был подписать указ о назначении новым главой правительства лидера Партии регионов и своего конкурента на президентских выборах Виктора Януковича. «Оранжевая революция» окончательно завершилась.

Если внеочередные парламентские выборы на Украине состоятся уже этой осенью, одним из их главных бенефициаров станут вовсе не Порошенко, Саакашвили и Тимошенко, а все тот же Оппозиционный блок – переименованная Партия регионов, без которого может оказаться просто невозможной никакая новая коалиция. А с депутатами-мажоритарщиками, бывшими регионалами, которые без проблем победят в своих традиционных округах в условиях тотальной бедности и разочарования, у старой гвардии может появиться еще больше возможностей не просто влиять на власть, но и вернуться в нее.

Виктор Янукович, конечно же, не вернется из Ростова в Киев, чтобы вновь возглавить украинское правительство. Но его бывший министр энергетики Юрий Бойко или его бывший глава администрации Сергей Левочкин с успехом заменят своего шефа.

Slon.ru

portnikov.jpg
Виталий ПОРТНИКОВ

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал



Подтверждено:  
1 841 137 
+17 463
Болеет:  
398 532 
+6 343
Выздоровело:  
1 405 826 
+10 722
Умерло:  
36 779 
+398
Привито:  
373 002 
+19 858

Сегодня
больше новостей
delta = Array ( [1] => 0.00039100646972656 [2] => 0.16527414321899 )