Институт независимой экспертизы">
статьи

Субсидии населению Харьковской области

2 сентября 2010
4375
Поделиться:

Динамика и тенденции

"Модная" тема для нынешней власти на деле абсолютно провальна. Количество субсидий и их размер сокращен даже по сравнению с 2009 годом. Средний размер субсидий по области крайне низкий, а новое постановление КМУ не расширяет круг лиц, имеющих право на субсидию.
 
Во всем мире одним из самых распространенных механизмов социальной помощи населению является предоставление субсидий. Для Украины вопросы социальной защиты населения являются не только крайне актуальными для населения, но и предметом обещаний политических лидеров и партий. Например, предвыборная кампания В. Януковича в большей части была построена именно на обещаниях повысить эффективность социальной защиты населения, в том числе путем усовершенствования механизма предоставления субсидий населению и расширения круга лиц, имеющих право на получение субсидий.
 
В связи с этим актуально провести исследование нынешней реальной политики центральных и областных властей Харьковщины в сфере предоставления субсидий населению.
 
Было проведено исследование двух основных и наиболее важных для населения области субсидий:
 
1. Субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг;
2. Субсидия для возмещения расходов на приобретение сжиженного газа, твёрдого и жидкого печного бытового топлива.
 
Целями исследования являются: 1) комплексный анализ выполнения предвыборных обещаний В. Януковича по социальной защите уязвимых слоев населения в Харьковской области; 2) установление уровня (увеличение или уменьшение) круга лиц, которым предоставлена соответствующая субсидия; 3) оценка динамики среднего размера субсидий; 4) сравнительный анализ деятельности региональных органов власти по предоставлению субсидий за одинаковый период 2009 и 2010 годов.
 
Базой исследования являются официальные данные Государственного комитета статистики Украины и Министерства труда и социальной политики Украины за январь-июль 2010 года и, непосредственно, за июль 2010 года. Без всяких сомнений, данный период вполне достаточен для реализации обещанного увеличения уровня предоставления субсидий. К тому же июль 2010 года является последним месяцем перед повышением цен на газ, которое автоматически приводит к увеличению тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Необходимо отметить, что следующий анализ наиболее целесообразно провести в октябре-ноябре 2010 года – в начале отопительного сезона.
 
I. Субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг
 
После решения нынешних украинских властей повысить цену на газ с 1 августа 2010 года на 50% стало очевидным, что тарифы на коммунальные услуги в среднем увеличатся как минимум на 25-35%. Очередное повышение тарифов ожидает граждан Украины уже в апреле 2011 года, когда цена на газ увеличится ещё на 50% и, соответственно, тарифы увеличатся еще дополнительно как минимум на те же 25-35%.
 
Одновременно правительство объявило, что самые незащищённые слои населения не почувствуют ценового шока на себе, и каждый нуждающийся житель Украины получит помощь от государства.
 
Мы проанализируем, насколько центральные и региональные власти готовы социально защитить наиболее уязвимые слои населения, увеличены ли обещанное количество получателей субсидий и средний уровень суммы субсидии.
 
Общее количество семей, которым назначена субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с начала 2010 года (январь-июль), составило 41,8 тыс. семей, что на 27,5% меньше, чем за аналогичный период 2009 года (57,6 тыс. семей). Из них количество назначенных субсидий семьям на оплату жилищно-коммунальных услуг в городских поселениях сократилось на 24%, а в сельской местности снизилось на 45%.
 
Непосредственно за июль 2010 года количество семей, которым назначена субсидия, составляет 3,4 тыс., что на 38,2% или 2097 семей меньше по сравнению с июлем 2009 года (5,5 тыс. семей).
 
Количество семей, которым назначена субсидия
для возмещения расходов на оплату
жилищно-коммунальных услуг (тыс.единиц)
 
Год
всего
из них
городские поселения
из них
в сельской местности
январь-июль
в т.ч. за июль
 
январь-июль
в т.ч. за июль
январь-июль
в т.ч. за июль
2009
 
57,6
5,5
49,1
5,0
8,4
0,5
2010
41,8
3,4
37,1
2,8
4,6
0,5
 
В 2010 году на 22% или 7,5 тыс. семей уменьшилось количество семей, которые уже получают назначенную субсидию. Если в июле 2009 года соответствующую субсидию получали 34,3 тыс. семей, то в июле 2010 года таких семей было 26,8 тыс.
 
Количество семей, которые получают субсидию
для возмещения расходов на оплату
жилищно-коммунальных услуг
 
 
Уменьшились объемы начисленных средств организациям, которые предоставляют семьям, получающим субсидии, жилищно-коммунальные услуги. В Харьковской области с начала 2010 года эта сумма составила 56,5 млн.грн., что меньше на 2 млн.грн. по сравнению аналогичным периодом 2009 года (58,5 млн.грн.). Из них начисления в городских поселениях уменьшились на 3%, а сельских местностях на 8%.
 
Начисление средств организациям,
которые предоставляют семьям (получающим субсидии) жилищно-коммунальные услуги (млн. грн.)
 
 
Необходимо отметить, что, несмотря на влияние мирового финансового кризиса, в жестких условиях экономии бюджетных средств за январь-июль 2009 года общая сумма соответствующей субсидии в Харьковской области, назначенная малоимущим семьям, составила 5,4 млн.грн. В 2010 году общий объем субсидии уменьшился на 22,2% или 1,2 млн.грн., снизившись таким образом до 4,2 млн. грн. Для городских поселений снижение произошло на 20%, а для сельской местности на 30%.
 
Областные объемы субсидии, назначенной для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг
 
 
Крайне низким является средний размер выделенной субсидии на одну семью. В Харьковской области в июле нынешнего года субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем составила 69,4 гривен! Только в 8-ми из 34-х районов и городов областного значения средний размер выделенной субсидии превышает средний по области. При этом в 14-ти районах области средний размер субсидии на семью не превышает 10 гривен!
 
Средний размер назначенной субсидии (на одну семью)
для возмещения расходов на оплату
жилищно-коммунальных услуг
 
 
Учитывая, что данная субсидия предназначается для погашения части оплаты жилищно-коммунальных услуг, данный уровень субсидии является очень низким и явно недостаточным для реальной помощи социально незащищенным слоям населения. Рассматривать и «рекламировать» представителям власти данную субсидию как эффективный государственный механизм поддержки малоимущих граждан просто некорректно.
 
II. Субсидия для возмещения расходов на приобретение сжиженного газа, твёрдого и жидкого печного бытового топлива.
 
Количество семей, которым назначена субсидия для возмещения расходов на приобретение газа и другого бытового топлива в 2010 году уменьшилось более чем в 2 раза! В январе-июле 2010 года в Харьковской области общее количество снизилось до 4,2 тыс. семей, в то время как в 2009 году этот показатель составлял 8,6 тыс. семей.
 
Количество семей, которым назначена субсидия для возмещения расходов на приобретение газа
и другого бытового топлива (тыс. семей)
 
 
Наблюдается резкое уменьшение количества семей получивших субсидии. С начала 2010 года смогли получить субсидию лишь 2,6 тыс. семей, что составляет 62% от количества семей, которым она была назначена.
 
Следует отметить, что за аналогичный период в 2009 году количество семей получивших субсидию было на уровне 8,2 тыс., что составляет 95% от количества семей, которым она была назначена. К тому же, как видно из приведенных данных, за январь-июль 2010 года количество семей в Харьковской области, которым удалось получить соответствующую субсидию, уменьшилось (по сравнению с январем-июлем 2009 года) более чем в 3 раза!
 
Количество семей, которые получили субсидию для возмещения расходов на приобретение газа
и другого бытового топлива
 
 
Общая сумма соответствующей субсидии, назначенная малоимущим семьям, уменьшилась за январь-июль 2010 года (по сравнению с аналогичным периодом 2009 года) в 2,3 раза.
 
Областные объемы субсидии, назначенной для возмещения расходов на приобретение газа и другого
бытового топлива (млн. грн.)
 
 
На 22% уменьшился средний размер одной субсидии, который в июле 2010 года составил 350,1 грн. Следует отметить, что в июле 2009 года средний размер одной субсидии составляя 447,6 грн., и по этому показателю Харьковская область находилась в тройке лидеров среди регионов Украины.
 
Средний размер назначенной субсидии (на одну семью)
для возмещения расходов на приобретение газа
и другого бытового топлива (грн.)
 
 
 
Крайне тревожным является то, что на конец июля 2010 года задолженность бюджета по выплате данной субсидии составляет 687,8 тыс. грн. Это один из наиболее крупных объемов задолженности среди всех регионов Украины (23 место).
 
Задолженность бюджетов по выплате субсидий
наличными средствами в регионах Украины (тыс. грн.)
 
Регион
всего
на конец июля 2010г.
из них
городские поселения
сельская местность
 
Украина
9493,7
1980,8
7512,9
1
г. Киев
-
-
-
2
г. Севастополь
-
-
-
3
Ровенская
-
-
-
4
Черкасская
-
-
-
5
АР Крым
0,6
0,6
-
6
Днепропетровская
10,4
4,1
6,3
7
Тернопольская
12,2
0,7
11,5
8
Львовская
14,8
0,2
14,6
9
Донецкая
40,4
26,6
13,8
10
Ивано–Франковская
41,6
2,3
39,3
11
Луганская
58,4
47,9
10,5
12
Запорожская
59,4
13,8
45,6
13
Житомирская
67,1
2,0
65,1
14
Николаевская
97,6
24,5
73,1
15
Сумская
100,0
23,7
76,3
16
Волынская
155,6
46,8
108,8
17
Закарпатская
165,4
5,0
160,4
18
Черниговская
280,0
43,8
236,2
19
Полтавская
334,8
82,1
252,7
20
Черновицкая
471,0
42,5
428,5
21
Хмельницкая
677,4
100,6
576,8
22
Киевская
686,3
34,7
651,6
23
Харьковская
687,8
266,8
421,0
24
Херсонская
716,5
249,7
466,8
25
Одесская
729,9
282,2
447,7
26
Кировоградская
944,0
258,6
685,4
27
Винницкая
3142,5
421,6
2720,9
 
III. Нормативно-правовая база
назначения субсидий
 
Анализируемые субсидии назначаются в соответствии с Положением «О порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжи­женного газа, твердого и жидкого печ­ного бытового топлива», котороебыло утверж­дено Постановлением КМУ № 848 от 21.10.1995 г. За почти 15 лет в него было внесено 22 изменения. Положение определяет условия на­значения и предоставления гражданам ежемесячной адресной безналичной субсидии для возмещения затрат на оплату пользования жильем или его со­держание и коммунальных услуг (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотвод, электроэнергия, вывоз бытового мусо­ра).
 
Особое внимание следует уделить последним изменениям, внесенным в соответствующее Положение Постановлением КМУ от 14.07.2010 г. № 621. По заявлениям представителей власти, данные изменения призваны значительно расширить круг лиц, которые получат право на предоставление субсидий в связи с повышением цены на газ и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
 
Однако данные заявления вызывают определенные сомнения в их правдивости, поскольку в соответствующем Положении (с изменениями) указано достаточно большое количество ограничений для того, чтобы иметь возможность получить субсидию.
 
Субсидия не может быть назначена, если:
 
- в жилых помещениях зарегистри­рованы трудоспособные граждане тру­доспособного возраста, которые не ра­ботали и не учились в общеобразова­тельных, профессионально-техниче­ских, высших учебных заведениях I-IV уровня аккредитации на дневной форме обучения и не были зарегистри­рованы в службе занятости населения на протяжении трех месяцев до обра­щения по назначению субсидии. Исключение составляют: граждане, присматривающие за детьми до достижения ими трехлетне­го возраста; имеющие трех и более де­тей возрастом до 16 лет; ухаживающи­е за инвалидами I и II группы или деть­ми-инвалидами возрастом до 18 лет, или лицами, достигшими 80-летнего возраста; физические лица, кото­рые предоставляют социальные услуги.
 
- владелец жилого помещения и ли­ца, зарегистрированные вместе с ним, имеют в своем владении (пользова­нии) в совокупности больше одного жилого помещения (общая площадь которых в сумме превышает установ­ленные нормы владения или пользо­вания), а также больше одного авто­мобиля.
 
- кто-либо из зарегистрированных в жилом помещении лиц, которым на­числяется плата за жилищно-коммунальные услуги, на протяжении 12 ме­сяцев до обращения по назначению субсидии осуществил покупку земель­ного участка, квартиры, дома, авто­мобиля, стройматериалов и других то­варов долгосрочного потребления или оплатил услуги по обучению, строительству, ремонту квартиры, до­ма, автомобиля, телефонной (в т. ч. мобильной) связи и т. п.
 
Как видно, ограничения носят не совсем логичный характер, и тем более сомнительно, что они призваны увеличить количество семей, у которых появится возможность получить государственную поддержку.
 
Результаты исследования формируют
следующие выводы:
 
1) В Харьковской области, несмотря на ухудшение благосостояния населения, наблюдается значительное уменьшение количества семей, которым назначены и предоставлены субсидии для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжи­женного газа, твердого и жидкого печ­ного бытового топлива.
 
2) Крайне малый размер субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг (в среднем по области - 69,4 грн.), приобретение сжи­женного газа, твердого и жидкого печ­ного бытового топлива (в среднем по области - 350,1 грн.) не создает для населения реальную и ощутимую финансовую поддержку.
 
3) Учитывая, что количество семей, которые имеют право на назначение и получение субсидий, незначительное, считать существующий механизм предоставления субсидий эффективной государственной поддержкой незащищенных слоев населения невозможно. В Харьковской области всего лишь около 4% семей получили право на назначение субсидии для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг и менее 0,5% семей - для возмещения затрат на приобретение сжи­женного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива.
 
4) В области существует крупная задолженность бюджета по выплате субсидии для возмещения затрат на приобретение сжи­женного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива в объеме 687,8 тыс. грн.
 
5) Несмотря на значительное повышение цен на газ и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, утвержденное Постановление КМУ от 14.07.2010 г. № 621 практически не расширяет круг лиц, которые имеют право на получение соответствующих субсидий.

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал



Подтверждено:  
3 980 610 
+34 408
Болеет:  
272 634 
+28 122
Выздоровело:  
3 608 094 
+6 142
Умерло:  
99 882 
+144
Привито:  
15 278 387 
+81 098

Сегодня
больше новостей
delta = Array ( [1] => 0.00068497657775879 [2] => 0.65275597572327 )