Статьи

Савик и бездна

6 ноября 2010 10:42

«Камера смотрит в мир» – была, помнится, когда-то передача с таким названием на советском телевидении. Всю прошедшую неделю миллионы наших соотечественников выступали массовкой в реалити-шоу «Украина смотрит в камеру».

«Потом что-то случилось… Для всех. Появились «они». Хозяева, постепенно прибиравшие к рукам все…»
Взгляд телемэна Савика Шустера, показанный поздним вечером 31 октября в прямом эфире «5 канала», – штука посильнее пронзительного взгляда с хрестоматийного плаката с вопросом, не откосил ли ты, дружок, от записи в добровольцы. По крайней мере, автора этих строк взгляд Савика в камеру, аналог которому, увы, невозможно подобрать во всем «Гугле» по запросу «Савик Шустер фото», преследует до сего дня.

Что-то было в этих глазах «от Гуссерля», который утверждал, что в любое «теперешнее» переживание («феномен») включены ретенция (припоминание) и протенция (ожидание, проекция на будущее). Грубо говоря, именно на их пересечении восприятие настоящего и обретает смысл. Именно поэтому нельзя сказать, что Савик в тот миг просто «зенки вылупил» или старался придать им максимально телегеничное выражение.

Он явно всматривался в бездну, бездна «по-ницшеански» таращилась в него. Из бездны вещал Геннадий Кернес – не как в знаменитом ролике с участием Допы и Гепы («Ты, Геша, как попугай откуда-то вещаешь!»), а с монитора, с харьковского «берега» телемоста. Гепа усердно нахваливал Савика: ах, какой это смелый человек, ну как я мог на него давить, как «где-то на «Обкоме» что-то там напечатали», разве я могу давить на человека, который ведет замечательно отважную передачу «Свобода слова», и т. п.

Глаза Шустера в этот замечательный момент телевизионщики демонстрировали крупным планом, словно это форвард, только что промазавший с 11-метровой отметки. Но в этих глазах не было отчаяния, не было ни смелости, ни страха, ни даже знаменитого лукавства. В этих глазах (если смотреть в них именно как в «феномен») явно пересекалась легендарная вековая скорбь еврейского народа (то Березовский Гусинского «кинул», то Абрамович Березовского, то Кернес гадит Фельдману, то Фельдман лобызает Кернеса, то с Табачника срывают погоны, – в общем, весь этот неизбывный трагизм) и будущее народа украинского, не менее безрадостное. Вот эта «проекция» и завораживала…

Когда Гепа кончил, Савик смиренно опустил глаза и принялся внимательно читать данные своего экзит-полла, подтвердив, что ничего такого предосудительного (о чем, собственно, и «напечатал» «Обком», да и не только мы) он «не делал»: то есть, опроса харьковчан о том, кому из кандидатов в мэры они отдали голоса, Савик не проводил. Тупо «не хватило денег».

Как писал покойный Воннегут, «буває і таке». Проводишь ты экзит-полл на избирательных участках Харькова. Выходит, условно говоря, гражданин Иванов. Ты к нему с вопросом: «А за какую партию Вы проголосовали на выборах в Харьковский горсовет?» (на этот вопрос у Савика деньги нашлись, о чем свидетельствуют обнародованные результаты экзит-полла «Савик Шустер Студии»). Иванов гордо отвечает: «За Партию регионов!» В этот момент так хочется спросить избирателя Иванова, уж не за Кернеса ли Геннадия Адфольфовича он отдал свой голос? Но в этот момент – бац! – деньги кончились. Как в мобилке.

Разумеется, «Обком» в течение недели живо интересовался у людей, которые проводили или 31 октября, или ранее экзит-поллы в Украине: возможна ли такая ситуация? Ответ был практически одним и тем же: конечно, возможна! Но – только у Шустера.

В общем, избранная Гепой и его командой тактика себя оправдала. Один экзит-полл – оклеветать (и пусть потом GfK отмывает свою репутацию в украинских судах – самых партийных судах в мире). Другой (свой) – провести хотя бы виртуально и огласить его результаты по телевидению: «Какие доказательства еще нужны, когда у меня есть социология, моей рукой написанная?» – резонно возмущался Кернес. Третий (лишний) – поручить Шустеру, да еще и заставить того дать чистосердечные показания в прямом эфире.

После проведенной над Савиком показательной всенародной экзекуции вопрос сотни-другой бюллетеней на избирательных участках на окраинах Харькова решается легко, несмотря на мешающие этому процессу позднее время суток и тьму.
 
…Украина таращилась в камеру – а из ее глухой темноты на наше светлое будущее с веселым прищуром надвигался бывший уголовник со справкой из «психушки», бывший «оранжевый», бывший супруг некой Галины П., женившийся затем на дочери заместителя Генерального прокурора и на глазах превращающийся в мэра «первой столицы»…
 
В общем, вполне себе лидер нашей эпохи, человек, собственной судьбой повторивший героическую биографию другого Лидера – разве что тот, в отличие от Гепы и нынешнего главы Партии регионов, на майданах оранжевым шарфом не размахивал, да и женился Виктор Федорович хоть и после двух «камерных» эпопей, но сразу удачно – на родственнице начальника суда. А справка о состоянии психического здоровья ему априори без надобности – он на вполне законных основаниях «срочную» отсидел.

После прошедших выборов в этой стране… Ну вот, сорвалось, проклятое! Хотя… Александр Кривенко, не доживший до конца «кучмизма», когда-то тоскливо констатировал: «В этой стране невозможно победить зло, если оно находится у власти». Слово «Украина», согласитесь, мучительно трудно произносить в таком контексте и после событий уходящей недели – первой после выборов. По крайней мере, куда сложнее, чем слово «пиздец».
Зло лишь укрепило свою власть, и без того абсолютную.

И наслаждается ею, не задумываясь ни о чем прочем. Разве что об экономике и «реформах».
И почти сразу после выборов, во вторник, отоспавшись, эта власть взялась за решение иных насущных проблем. Кабмин в лице министра экономики Цушко (что примечательно, в прошлой жизни он числился «Васей с колхозной водокачки», то есть не должен был забыть аромат буханки хлеба, щедро политой «потом тружеников села») подложил нардепам законопроект о поддержке зарубежного производителя сельхозпродукции. Оголтелый «популизм» этой законодательной разработки потряс не только парламентских оппозиционеров: возмутились и «коммуно-литвиновцы», и даже представители «регионалов» (нардеп Сухой и новый глава налогового комитета Хомутынник, см. стенограмму ВР) высказали существенные претензии к потрясающей идее снизить таможенную пошлину на импортную еду аж до нуля. И что вы думаете?! Фракция «региональных» борцов за победу отечественного производителя над популизмом дружно, хоть и в гордом одиночестве, проголосовала за предложенный социалистом (!) Цушко проект. Как говорится, аргументы аргументами, но есть же нардеп-чародей Чечетов, который легко, как два пальца об асфальт, превозмогает любой здравый смысл легким движением ладони. Он взмахнул «Поехали!» – и фракция ПР в едином порыве давит кнопки, как тараканов. В общем, г-н Чечетов пролоббировал (то ли за обещанный вагон дешевой гречки, то ли просто в силу данных ему от рождения убеждений) как смог, фракция поддержала (то ли за эшелон дармового сухого молока, то ли из данных ей сверху убеждений, что Чечетов всегда прав) как смогла – но закон все равно не приняли. Почему, спрашивается? Только потому, что в регламенте ВР не записано, что жесты заместителя председателя фракции Партии регионов Чечетова М. В. обязательны для выполнения всеми законодателями? Ну, если дело за этим, то поправить временные неполадки легко.
 
С не согласными с подобным направлением развития демократических процессов цацкаться не стоит, коль они слов не понимают. А на этой неделе все нужные слова были сказаны – и пора бы уже поставить на место любителей болтовни! «Демократия в каждой стране имеет свои особенности… А мнения нужно выслушивать все, но всегда нужно делать свой вывод», – золотые слова, нет, целый слиток, брошенный Анной Герман прямо в лицо хваленым американским поборникам так называемой «демократии».

В общем, пора бы руководству США перестать думать только об украинских выборах, а обратить внимание на экономические проблемы, на состояние дорог в стране и т.п.. Чем, в отличие от этих «демократов», и занимался Виктор Янукович, открыв всего за неделю 25 км автобана в Луганской области, 12 км объездной трассы под Донецком и даже сдав в эксплуатацию развязку в Киеве, на Московской площади! При этом Виктор Федорович не уставал подчеркивать, что таких прорывов у «оранжевых» сроду не было – пусть там Юлька хоть еще 100 км открывает между Харьковом и Днепропетровском. Ей, балаболке, это делать было легко, – а тут полгода только в Межигорье асфальт прокладывали. А есть же еще Конча-Заспа, где к усадьбе вице-премьера Колесникова первый вице-премьер Клюев никак не может трассу подвести, да и некоторые другие места, ждущие транспортного сообщения!

В общем, прав был Виктор Федорович, всем своим видом веско давший понять, что если отрезок дороги не ведет к храму, то, говоря словами той же Герман, «нужно думать над выводами из того короткого пути», который есть. Задуматься, право же, стоит (фото Острова с открытия луганской трассы):
 
Но не только Виктор Федорович и депутаты от Партии регионов решали в эти дни вопросы направления экономического процесса в нужное для простых людей русло. Как сообщили сразу после выборов, в понедельник, Українські Новини, шведская Electrolux начала выпуск стиральных машин Zanussi в Ивано-Франковске, которые будут поставляться на рынок России и близлежащих стран. На предприятии сейчас работают 150 сотрудников.

Тут необходимо напомнить, что шведы пришли, в общем-то, на все готовое. Ивано-Франковским заводом по производству стиральных машин «Ивита» задолго до них занимались видные сыны Донбасса - братья-предприниматели, а ныне народные депутаты Валентин и Владимир Ландики (холодильники и прочая «бытовуха» под брендом «Норд»). Но вот беда: не заладилось у братьев это дельце.

Причины этого бизнес-фиаско в мае этого года обстоятельно обрисовал брат Владимир (цитируем):

- В чем разница между Востоком и Западом Украины? – спрашивают нардепа Ландика.

Ответ: Посмотрите, как на Востоке работает сталевар, машинист. Это ужасные условия. Он зарабатывает 200–300 долларов. А вуйко говорит: «Чтобы я за такие деньги так работал?! Я пойду к поляку, нарублю ему дров, он мне даст 100 доляров, я еще к нему похожу». Это такой менталитет. Мы хотели запустить в Ивано-Франковске завод «Норд». Но еле ноги оттуда унесли. Возили туда поездами своих людей, потому что тамошние не хотели работать. Хотя зарплату давали, как в Донецке.

Работать должны все. Нужно закрывать границы и производить собственный продукт, строить фермы. Мы попытаемся это сделать за 10 лет. Может, и больше времени понадобится.

Нет, министр Табачник просто обязан занести в совместные с Россией учебники по истории главу о том, что москали Петра выбрали очень удачное место, дабы накостылять шведам – на украинской земле. Под Нарвой Петр Алексеевич едва ноги унес – и где теперь русскоязычная Нарва? Где-где – в Евросоюзе, блин!

А под Полтавой северные славяне и шведов перебили, и украинцев попутно под Черниговом репрессировали, частично даже дотла (зам Лидера Первого Шурон Меньшиков дорвался до крови малороссов), но, увы, – все же не довели православные (МП) дело братской любви до окончательного «решения украинского вопроса», хотя, надо отдать им должное, и обеспечили гетманской столице статус захудалого поселка на многие столетия. Так сказать, обозначили искомый идеал межгосударственных отношений между Кремлем и прочим человечеством.
Но мы вновь отвлеклись в «ретенцию», правда, попахивающую уже 300 лет с лишним «протенцией».

Вернемся к «ментальным» различиям между экономикой Донбасса и нормальными экономическими отношениями, которые обозначил Владимир Ландик. Раскол между ними вселенский: в Донецке сознательные работяги шарашат за 200-300 «баксов» - и радуются, даже на вахту в «бандеровщину» едут, а на Западе в ответ на такую «зарплату» отвечают: «Сам, Вова, производи технику для зарубежного потребителя за 200 долларов. Да лучше я дров поляку нарублю, чем на тебя пахать, чтоб твой сынок на «Бентли Континентал» на работу в Луганский горсовет добирался».

Но это ж на Западе… А куда дончанину податься, когда вокруг или все свои, или братки-россияне? Вот и приходится работать на заводе донецких холодильников – и при этом желательно помалкивая. Ибо Владимир Ландик – он из той же системы, что и Гепа с Януковичем, хотя и постигал законы мироустройства через другую стороны решетки: 22 года работы в системе исправления уголовников – это срок, достойный Левочкиных, которые нынче охраняют Виктора Федоровича от общества не хуже, нежели их отец. Пережив такое, поневоле захочется составить конкуренцию всяким там Electrolux и Zanussi – но исключительно по донецким нормам затрат на работяг, которыми предписано восторгаться. А то, знаете ли, есть в этой стране достаточно мест, где народ не то что от 200 долларов в месяц, но и от 200 г баланды чувствует себя счастливым…

А уж после сегодняшних тезисов все того же Чечетова народ ощущать себя счастливым просто обязан: «Я еще раз говорю, что тот, кто посягнет на святая святых – дружбу России и Украины, того народ сметет навсегда. Народ простит зарплату, но этого – никогда»…

Что там у нас еще с экономикой случилось после выборов?.. Ёпс – случилось главное! Вице-реформатор Тигипко отгулял отпуск! Да и ухода его в отпуск никто не заметил, зато возвращение отпраздновало подрастающее поколение украинских пенсионерок: им Сергей Леонидович успел уже пообещать своевременный выход в отпуск пенсионный – причем, с тем же азартом, с каким ранее гарантировал украинкам продолжение долгого труда (хоть на заводах Ландиков, хоть где) до самой счастливой дряхлости.

Правда, г-н Тигипко уже успел пожаловаться, что не все его надежды относительно желаемых результатов выборов удались. Но это лишь потому, что он не прочитал вовремя «Обком», который еще в 2004 году объяснял, что «при донецких жить – торговать свой крест». То есть понятно, что Сергею Леонидовичу хотелось и рыбку съесть – как члену правительства угнетателей, но и народу на шею сесть – как оппозиционеру и борцу за справедливость угнетенных. Но как-то «не свезло».

Мы не знаем (честное донецкое!), что посоветовать г-ну Тигипко, кроме как прочитать цитату из материала, фрагмент которого мы сегодня вынесли в эпиграф. Ибо в Донецке еще лет десять назад были люди, по неверной дорожке которых в очередной раз пошел стопами своими легкими Сергей Леонидович:

«Зачем они это делают? Неужели они не понимают? Я же управляемый! Я вполне управляемый!.. Мне просто нужна хотя бы видимость свободы! Я — бизнесмен, в конце концов!»
.
И автор этого вопля вполне не бедствует по сей день.

ОБКОМ

Евгений КОСЯЧКОВ. Обком


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling