статьи

ВОТ мы и в ВТО

20 февраля 2008
1559
Поделиться:

Или не ВОТ? В смысле, будемте радоваться или раскаиваться? Ответ навскидку – как сумеем, так и устроимся

Нам разрешили продавать свои товары на рынке. До сих пор мы торговали с земли. Нас гоняли милиционеры. Давали по шее конкуренты. Шугали настоящие продавцы. Брезгливо обходили покупатели. Покупали у нас редко и только ТАКОЕ, чего ни у кого нет. А ТАКОГО – за что ни возьмись, уже кто-то производит. Такое же, только с перламутровыми пуговицами…
 
А теперь мы – как большие – за прилавком, в опрятном фартучке и с весами. Дальше – как сможем, так и расторгуемся…
 
Про три буквы
 
ФИО: Всемирная Организация Торговли – ВТО, она же СОТ (Світова організація торгівлі), она же WTO (World Trade Organization)
 
Место расположения: Женева, Швейцария
 
Дата рождения: 1 января 1995 г.
 
Родители: является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного после Второй мировой войны
 
Членство: 153 страны (по состоянию на 5 февраля 2008 года)
 
Бюджет: 134 млн швейцарских франков (примерно 90 млн долларов США)
 
Штат Секретариата: 500 сотрудников
 
Глава: генеральный директор
 
Рабочие языки: английский, французский и испанский.
 
История с географией. Часть I
 
Объективная потребность в международном регулировании торговли с помощью единых норм и правил начала ощущаться уже в 30-х годах, когда односторонние протекционистские действия национальных правительств резко сузили возможности мировой торговли.
 
Основу международной торговли в тот период составляли двусторонние торговые договоры. Их недостаток заключался в том, что они охватывали лишь узкий список товаров двусторонней торговли. Результаты же заключения двусторонних договоров оказывались неожиданными: от них выигрывали производители третьих стран, которые не предоставляли никаких уступок со своей стороны. После Второй мировой войны были предприняты попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию торговой стратегии.
 
По поводу одного из разделов соглашения о создании международной организации, посвященного вопросам тарифов, были проведены специальные переговоры в Женеве. Результатом их стало подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли, получившего наименование ГАТТ. Вступив в силу с 1 января 1948 г., это соглашение как бы дополняло в таможенно-тарифной сфере работу другой организации в области валютно-финансового обеспечения внешней торговли – Международного валютного фонда (МВФ).
 
Деятельность ГАТТ осуществлялась в рамках конференций-сессий. Как правило, сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после которых проходили переговоры, получившие название раундов. Такие раунды состоялись в 1949, 1951, 1956, 1960-1961 гг. Особо следует выделить длившийся с 1973 по 1979 г. Токийский раунд и Уругвайский раунд, продолжавшийся с 1983 по 1994 г. Два последних раунда отличались расширением круга обсуждаемых вопросов и включением вопросов о нетарифных барьерах.
 
К числу результатов деятельности ГАТТ следует отнести тот факт, что международная торговля развивалась более высокими темпами по сравнению с ростом мирового производства. Если в 1950 году доля международной торговли товарами и услугами составляла 11% мирового производства, то в конце 80-х – начале 90-х годов она достигла 21%.
 
Этот успех сопровождался появлением ряда новых проблем, что было связано с ростом числа членов ГАТТ, расширением круга регулируемых вопросов. Увеличение членства ГАТТ затрудняло претворение в жизнь принципа взаимности уступок, поскольку становилось все труднее обеспечивать равенство получаемых льгот для более чем 90 участников. Малые страны, в том числе многие развивающиеся, неоднократно обвиняли ГАТТ в ориентации на удовлетворение интересов наиболее крупных государств, а также в том, что он не обеспечивает решение наиболее важных для них проблем экспорта минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.
 
И тогда ГАТТ решили переделать.
 
В декабре 1993 г. был подготовлен Итоговый документ Уругвайского раунда, включающий результаты всех предшествующих переговоров и предусматривающий создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО).
 
История с географией. Часть II
 
Уругвайский раунд привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, ГАТТ, будучи фактически международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
 
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
 
Правила игры
 
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
 
- торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
 
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений;
 
- транспарентность (прозрачность) торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.
 
Важнейшими функциями ВТО являются:
 
- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
 
- проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;
 
- разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
 
- техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;
 
- сотрудничество с международными специализированными организациями.
 
C правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. С учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг, полный пакет документов ВТО в настоящее время составляет около 30 тыс. страниц.
 
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года.
 
В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов.
Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, консенсусом).
 
Что случилось с Украиной?
 
Генеральный совет ВТО утвердил протокол о принятии Украины в члены ВТО.
 
Теперь главный вопрос: когда Украина сможет завершить все формальные процедуры и официально стать ее членом.
 
Потому как одним из главных условий окончательного присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
 
То есть, необходима ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.
 
Особого выбора у депутатов нет: в документы о приеме нельзя вносить никакие поправки; можно или в целом принять весь пакет или полностью его отвергнуть. При последнем условии весь переговорный процесс по вступлению придется начинать заново.
 
Зачем Украина вступила в ВТО?
 
Во-первых – это перспектива, во-вторых – это шанс, в-третьих – это возможность.
 
Возможность, шанс и перспектива построить более эффективную экономику. Не меньше. Но и не больше.
 
Можем, конечно, возможность упустить, шанс прозевать, перспективу не заметить. Это уж на наш собственный выбор…
 
Подготовительный этап длился достаточно долго, чтобы мы имели время просчитать перспективы. По заказу министерства экономики Украины международный консорциум, в который вошли Институт экономических исследований и политических консультаций (Украина), компании «Копенгаген Экономикс» (Дания), и Институт Восточной Европы (Германия) реализовали проект, который так и назвали: «Анализ экономических последствий вступления Украины в ВТО».
 
Цифры получились отличные. Заманчивые получились цифры.
 
- Совокупный рост благосостояния в результате вступления Украины в ВТО составляет 10,2% объема потребления страны.
 
- В долгосрочной перспективе возрастание ВВП на 4,8%.
 
- Рост экспорта товаров и услуг на 9,2%.
 
- Рост импорта на 11,8%.
 
- Рост заработной платы на 5,7%.
 
- Доходность капитала вырастет на 1,1%.
 
Говоря человеческим языком, прямо мы и прямо здесь, как потребители, получим повышение качества товаров и услуг; удешевление товаров и услуг как отечественных, так и импортных – за счет честной конкуренции; расширение ассортимента.
 
Мы, как производители тоже в накладе не останемся. За счет либерализации доступа на мировые рынки, получит возможность продаваться продукция нашей пищевой, металлургической, химической, машиностроительной промышленности. Мы получим снижение затрат на внешнеэкономическую деятельность, на экспертные услуги, а следовательно – снизим себестоимость товаров на международном прилавке. И, что очень важно, мощную международную правовую защиту в случаях конфликтов и противоречий.
 
Далее по пунктам:
 
1. режим наибольшего благоприятствования со всеми странами-членами ВТО;
 
2. защита отечественного производителя на основе норм и правил ВТО;
 
3. приведение украинского законодательства и практики международной деятельности в соответствие с международными правилами регулирования торговли;
 
4. доступ к механизму решения споров в рамках ВТО;
 
5. расширение доступа отечественных предприятий на внешние рынки вследствие более благоприятных условий для инвестиционной деятельности;
 
6. непосредственное участие в разработке норм регулирования международной торговли.
 
Нью-Васюки?
 
А вот и нет! Если внимательно посмотреть, уже немало наших предприятий вполне справляются с этими условиями задачи и успешно торгуют по этим правилам. Просто мы до сих пор это иначе формулировали. Называли их флагманами, успешными предприятиями и гордостью отечественной экономики. А они, оказывается, не просто хорошо и правильно строили свою экономику, а и выполняли все условия ВТО. За что теперь и получат самый быстрый эффект.
 
Даже в Харькове их перечислять и перечислять: «ФЭД», «Турбоатом», «Электротяжмаш», «Южкабель», «Завод им. Шевченко», «Харьковский релейный завод». Вполне покупаема бронетехника «Завода им. Малышева», продукция «Харьковского электроаппаратного завода», системы управления «Коммунара», станки и оборудование «Харьковстанк», «Харьковского завода агрегатных станков», «Харьковского завода подъемно-транспортного оборудования», завода «Свет шахтера». Это много и это далеко не все!
 
Антидемпинговые правила существенно усилят и без того неплохие позиции на международном рынке нашей пищевой и легкой промышленности. Хороши перспективы у химической. Расчеты показывают, что объемы производства резиновых и пластмассовых изделий возрастут на 20,8%, а количество рабочих мест – на 17,6%. Так что имеет смысл присмотреться к химическим факультетам на предмет образования.
 
Вторая сторона монеты
 
Конечно, есть и риски. Еще как есть! Возможность – это еще не результат!
 
Прежде всего, конечно, необходимость срочной реструктуризации многих предприятий, переоборудования, снижения энергоемкости. Чего греха таить – пока количество энергозатрат на единицу продукции делает ее малопривлекательной на рынке. Здесь опять же можно долго перечислять знакомые названия: «ХТЗ», «Харьковский завод тракторных самоходных шасси», «Серп и молот», «Чугуевский завод топливной аппаратуры» и еще, и еще, и еще.
 
Украинская экономика критично зависима от импорта энергоносителей, цены на которые не просто растут, а растут непредсказуемо! Это даже не фактор, это проблема, которую надо назвать, признать и решать.
 
На сегодняшний день на мировом рынке Украина представлена в большой мере как торговец товарами и очень слабо интегрирована в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала. У нас отсутствует действенная система поддержки отечественного производителя и стимулирования промышленного экспорта, что снижает конкурентоспособность державы. Мы имеем чрезвычайно изношенные производственные мощности, транспортные системы.
 
Проблемами могут стать такие последствия вступления в ВТО, как: малоуправляемое нами открытие украинского рынка для импорта, жесткая привязка национального законодательства к нормам ВТО, сокращение субсидирования из госбюджета, минимизация госрегулирования как производства, так и цен и тарифов.
 
Отдельным пунктом
 
стоит выделить вопрос сельского хозяйства. Потому что именно здесь у нас и так сложно, а теперь надо вводить еще и НДС,
 
Сельскохозяйственный сектор экономики Украины сегодня обеспечивает около 16% рабочих мест в стране и 14,5% ВВП. Аграрии системно и часто справедливо недовольны уровнем государственной поддержки отрасли – недостаточным субсидированием и решительно недостаточными закупочными ценами продукции. Вступление в ВТО предполагает снижение государственной поддержки сельского хозяйства еще на 20% в течение 5 лет. Это серьезный вызов.
 
Однако, анализ по десяти основным сельскохозяйственным товарам (пшеница, кукуруза, ячмень, подсолнечник, сахар, говядина, свинина, молоко, мясо птицы и яйца) показывает, что в основном наши продукты по цене вполне конкурентны в мире, и Украина останется экспортером сельскохозяйственных товаров.
 
Долгосрочные прогнозы обещают рост сельхозпроизводства на 1,5%, экспорта на 43,5%, увеличение эффективности.
 
Кроме того, нормы ВТО по ограничению государственных субсидий не касаются исследовательских, учебных, маркетинговых программ, создания системы госрезерва и обеспечения продовольственной безопасности.
 
То есть, государственные программы вполне могут работать и аграриев поддерживать. Даже больше – стимулировать обучение, научные исследования, развитие и модернизацию.
 
Итого
 
Вывод очень короткий – кто согласится напрягаться, развиваться, стараться и не лениться, у того все получится.
 
Если получится у большинства – страна Украина станет вполне взрослой.

Если нет – то нет.
Наталья СТАТИВКО

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал



Подтверждено:  
3 477 649 
+13 777
Болеет:  
371 463 
-9 625
Выздоровело:  
3 018 620 
+22 893
Умерло:  
87 566 
+509
Привито:  
13 610 070 
+206 710

3 декабря 2021
больше новостей
delta = Array ( [1] => 0.00036907196044922 [2] => 0.13261699676514 )