статьи

Полный пенсион наступит в 2013, или Пенcионная реформа 2011: конец или только начало?!

О том, что реформа произошла, в нынешнем году приходилось говорить как минимум трижды - после окончательного принятия Верховной Радой Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (далее – Закон о реформе) ночью 8 июля, внесения уточнений 6 сентября и появления информации о президентской подписи под Законом уже 9 сентября. А потому нравится нам реформа или нет, она-таки идет. Позади год - для кого-то кропотливой работы, для кого-то популизма и жертвоприношений, бурных обсуждений – общественных и «кулуарных», и даже бессонных ночей – свидетелем одной из них была вся страна. Но я не сомневаюсь, что даже специалисты еще долго будут обнаруживать в Законе о реформе, точнее в двух десятках пенсионных законов, которых коснулась реформа, нечто новое и удивляющее. И я абсолютно уверена, что тернистый путь Закона о реформе (газета «ГЛАВНОЕ» №34, 2011) не будет казаться сложным по сравнению с непростым и болезненным процессом внедрения реформы в жизнь.

Ввиду множественности внесенных Законом о реформе изменений в действующее законодательство выделить самое главное сложно, ведь для каждого человека в пенсионном обеспечении важнее то, что касается лично его и близких в силу возраста, рода занятий и проч. факторов. Поэтому попробую просто выделить самое универсальное на свое усмотрение.

Спецпенсии и подходы к реформированию

Спецпенсии сохранили, хотя слегка и ограничили. Законом о реформе ввели ограничение максимального размера пенсии 10-ю прожиточными минимумами для нетрудоспособных, но не распространили его на ранее назначенные пенсии (иначе признания неконституционным такого положения Закона в Конституционном суде не избежать). Ясно, что такое ограничение затронет главным образом спецпенсионеров. Ведь для рядовых граждан фактическое ограничение максимального размера пенсии обусловлено ограничением максимальной суммы зарплаты, с которой платится единый социальный взнос, - не более 15 прожиточных минимумов для трудоспособных. Т.е. в сентябре текущего года независимо от верхнего потолка зарплаты работника взносы в Пенсионный и другие социальные фонды удерживаются из суммы не более 14,4 тыс. грн.

О спецпенсиях пишут много, но незамеченным в прессе остался подход, предложенный к реформированию спецпенсий законопроектом группы депутатов от БЮТ, поданным как альтернативный правительственному. А ведь подход этот был простым, логичным и справедливым как по отношению к рядовым пенсионерам, так и к «спец». И заключался он в том, что те, кто после вступления в силу Закона о реформе начнут работать на должностях, дающих право на спецпенсии, будут получать пенсию, начисленную по общеобязательному закону, т.е. на общих основаниях. И никаких сомнений в конституционности такого мягкого «избавления» от спецпенсионеров! Но эта оппозиционная инициатива была обречена на отклонение и снятие с рассмотрения практически без обсуждений.

Уместно вспомнить о международном опыте в подходах к пенсионному реформированию. В процессе реформ в некоторых странах (н-р, в Чили и Казахстане) солидарная пенсионная система была ликвидирована. Но обходиться без солидарной пенсии, полагаясь на другие уровни пенсионной системы, придется тем поколениям, которые начали трудовую деятельность ПОСЛЕ вступления в силу такой реформы. Справедливо, не правда ли?!

Подходил ли такой подход к ликвидации спецпенсий в Украине?! Теоретически - да. К тому же безболезненно. Вот только эффект в виде экономии средств ввиду использования единых подходов для начисления пенсий по возрасту всем людям был бы заметен не скоро. А мы ведь хотим, чтобы бюджет ощутил прелести пенсионной реформы уже завтра, точнее с 1 октября 2011 г. – именно таким окончательно определен срок вступления в силу Закона о реформе.

Реформа в …. реформе

Даже беглый просмотр Закона о реформе выдает его фискальный характер - экономия на каждом шагу, т.е. практически по каждой категории пенсионеров, невзирая на пол и возраст. Именно это стало причиной множества пестривших в СМИ характеристик Закона как анти-реформы, имитации, профанации и проч. Однако истинной «реформой в реформе» являются планы по внедрению накопительной системы пенсионного страхования, обычно называемой 2-м уровнем пенсионной системы. Тут уж не поспоришь. Не случайно именно с этих мер и начинается Закон о реформе. И хотя неопределенные сроки начала этого направления реформы - «с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета ПФУ» - несколько снижают ценность этой составляющей, все же курс на создание в Украине полноценно функционирующей 3-х уровневой пенсионной системы еще раз указан.

Напомню, что такая система была законодательно предусмотрена еще в 2003 году, однако на сегодняшний день работает лишь солидарная система (1-й уровень), претерпевшая существенные изменения вследствие принятия Закона о реформе, и система добровольного негосударственного накопительного пенсионного обеспечения (3-й уровень). Суть существующего пока что только на бумаге 2-го уровня заключается в том, что начиная с года бездефицитности бюджета ПФУ часть единого социального взноса работников, не достигших к этой дате 35 лет, вместо ПФУ будет направляться на их личные накопительные пенсионные счета в специально созданном для этого Накопительном фонде, а потом инвестироваться в экономику Украины преимущественно через ценные бумаги. Предполагается, что именно благодаря долгосрочному инвестированию даже небольшие взносы со временем существенно «вырастут» и к моменту достижения участниками 2-го уровня пенсионного возраста станут еще одним источником пенсии. Размер взноса в первый год работы системы будет составлять 2% от зарплаты, ежегодно повышаясь на 1% до достижения 7-ми. Только за начальний год работы нового уровня его инвестиционный потенциал в виде взносов от более 7 млн. участников превысит 4 млрд грн.

Участие в этой системе будет обязательным, однако через 2 года работы системы застрахованные лица получат право перевести свои накопления и последующие взносы в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) по своему выбору. Несмотря на участие во 2-м уровне негосударственных учреждений, этот уровень все равно остается составной частью системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, со строгим регулированием и суровым контролем со стороны уполномоченных государственных органов. Поэтому в корне неправильным называть планы по введению 2-го уровня пенсионной системы и привлечению к нему НПФ «попытками приватизировать ПФУ», как это делают некоторые политики, а также говорить о каких-то дополнительных пенсионных взносах с работников или работодателей.

Сейчас трудно предположить, какой процент молодых украинцев - участников новой системы - отдаст предпочтение негосударственным фондам. В России аналогичная система существует почти 10 лет и в нее поступает накопительная часть страхового взноса граждан, рожденных после 1967 г. С каждым годом растет количество россиян, желающих перевести свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда России в частные управляющие компании или фонды. Хотя уже есть и небольшое количество граждан, выразивших желание вернуться из НПФ в государственную управляющую компанию, функции которой выполняет Внешэкономбанк. И это несмотря на то, что по итогам 2010 года ВЭБ не смог уберечь пенсионные накопления россиян от инфляции.

Так что наличие выбора и права свободного перехода из государственных структур в негосударственные и обратно (в Украине это предполагается разрешить не чаще одного раза в два года) является нужным и удобным. Активность участников этот системы в нашей стране предопределит их молодой возраст, доступ к Интернету, широкие возможности получения достоверной информации о различных НПФ и результатах их деятельности, а также имеющийся собственный опыт добровольного участия в таких фондах.

Продолжая тему российского опыта, отмечу, что не обошлось там и без скандалов при переводах пенсионных накоплений граждан в НПФ. Однако, как ни парадоксально, именно негатив вокруг НПФ в СМИ побудил миллионы ранее пассивных россиян поинтересоваться судьбой и размером своих пенсионных накоплений, а заодно и деятельностью НПФ.

Внедрить 2-й уровень пенсионной системы в Украине сейчас планируется с 1 января 2013 года. Но для этого властям предстоит безотлагательно осуществить целый ряд подготовительных мероприятий, кроме обеспечения бездефицитности бюджета ПФУ. Так что с позиции внедрения 2-го уровня пенсионная реформа только начинается.

Реформа для всех

Кстати, в связи с введением 2-го уровня и началом фактического перечисления страховых взносов в обязательную накопительную систему всех нас, независимо от возраста ожидает... повышение заработной платы. Не удивляйтесь, именно это предусмотрено Законом о реформе. Вот только вряд ли мы ощутим это на своих карманах, т.к. планируется просто перераспределить страховые взносы между работником и работодателем. То есть начисления для работодателей на фонд оплаты труда станут меньше, зато больше будет удерживаться из зарплаты каждого работающего. Поэтому Закон о реформе обязывает всех работодателей, независимо от формы собственности, провести повышение зарплаты всем работникам с тем, чтобы после отчисления единого социального взноса и налога на доходы физических лиц подлежащая выплате зарплата не была ниже фактически выплаченной за предыдущий год.

Так что настоящая реформа в виде запуска 2-го уровня пенсионной системы все же коснется всех работающих, независимо от возраста. Но будет это не ранее 2013 года, с учетом погрешности для любых прогнозов в нашей стране...
Елена ВАСИЛЬЧЕНКО, руководитель проектов компании по управлению активами "КИНТО", для Главное™

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

загрузка...

комментарии
загрузка...

Сегодня
больше новостей
delta = Array ( [1] => 0.00053620338439941 [2] => 0.33057713508606 )