Статьи

Настоящих буйных мало

14 февраля 2013 09:33

Наверное, в этом есть нечто символичное, что святой Валентин считается не только покровителем влюбленных, но и людей душевнобольных. Не случайно, в Германии 14 февраля украшают психиатрические больницы алыми лентами, а в храмах проходят специальные богослужения. Глядя на то, что творится вокруг, невольно ловишь себя на мысли: а на сколько вообще психически здорово украинское общество и особенно люди, которым мы доверили управлять страной? Вопрос далеко не праздный, как может показаться на первый взгляд, а потому попробуем взглянуть на отечественный политикум с точки зрения психиатрии.

На Западе уже давно подсчитали, что социальные потребности одного душевнобольного в 10 раз превышают жизненные затраты обычного человека. Несмотря на то, что в любой стране мира психически ненормальных людей одновременно боятся, презирают и над ними подшучивают, налогоплательщики готовы оплачивать из своего кармана их безбедное существование. Примечательно, что в Украине содержание одного депутата Верховной Рады как раз приблизительно приравнивается к обеспечению одного сумасшедшего за рубежом. Никаких намеков и аналогий, поскольку наши народные избранники в основной своей массе настолько никчемны и невзрачны, что не вызывают обожания даже у умственно отсталых больных. По словам зав.кафедрой психиатрии Харьковской медицинской академии последипломного образования доктора медицинских наук, профессора Валентины Козидубовой: «сегодняшние пациенты совсем не хотят быть похожими на отечественных политиков. Возможно, они просто не воспринимают их, как объекты для подражания. Поэтому среди страдающих манией величия имеются Наполеоны, генералы де Голли, Петры I, но нет ни одного Януковича, Тягнибока или Симоненко». Впрочем, поясняют психиатры, это еще объясняется и тем, что мифологичность отходит в прошлое, а так называемый бред интерметаморфозы переходит в зону сверхвозможностей. Иными словами, люди больше не принимают какой-либо образ, а наделяют себя сверхспособностями. Это я о душевнобольных, а не депутатах, которые с вилами приходит на телешоу или кулаками решают парламентские вопросы.

Не открою государственной тайны, если сообщу, что все психбольницы страны уже не первый год как переполнены. В Украине на диспансерном и консультационном учете находится более 4 млн человек. Из них почти половина больных шизофренией, шизоаффективными и подобными психозами. По закону многие из них могут голосовать, а кое-кто как, видимо из зависти, предполагают некоторые столичные журналисты, даже избирается мэром. Врачи констатируют, что больные с симптомами невроза, фобиями и пребывающие в состоянии депрессии составляют основную массу пациентов психиатрических и психоневрологических клиник. Причины отклонений самые что ни есть банальные – невыносимость украинских реалий. С одной стороны, извечная гонка за средствами к существованию, массовая безработица, отсутствие веры в будущее и собственные силы. С другой - нестабильная социально-политическая обстановка в стране, которая увеличивает риски, перенапряжение, стрессы у представителей относительно благополучных групп населения: бизнесменов, политиков, руководителей предприятий. Все это привело к тому, что психические заболевания, не связанные с органическими патологиями, стали в нашей стране доминирующими.

Впрочем, несмотря на то, что симптомы невроза (хотя и не ярко выраженные) наблюдаются практически у каждого третьего, а среднее количество суицидов в год по Украине составляет 15-20 тысяч, (что равно числу погибших в Афганистане за 10 лет войны) наше общество нельзя назвать психически больным. Как в принципе вполне здоровыми, с точки зрения психиатрии, считаются и отечественные политики. Да-да, не стоит называть их «круглыми идиотами» и «кретинами». Президент Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман недавно поставил свой профессиональный диагноз власть предержащим. «Я вижу перед собой глубоко аморальных людей, которые готовы играть любыми краплеными картами и иногда надевать личину, как это делал бывший мэр Киева Черновецкий», - говорит Глузман. «Но поверьте мне как психиатру, мы это в своей среде обсуждали, они все абсолютно здоровы психически, но с совершенно разрушенной моралью», - добавил он. Это, к слову, о том: по каким критериям следует выбирать себе правителей.

Иначе говоря, проблемы общества надо искать в нравственном, а не в душевном разложении. Аксиомой психиатрии давно уже стал тезис о том, что число психически тяжело больных составляет 1,7% от любой популяции. И Украина здесь не исключение. По сути, эта цифра не зависит от уровня экономического развития, благосостояния населения или политической ситуации в стране. Универсальный принцип характерен, как для жителей счастливой Дании, так и для обитателей Сомали. По большому счету, ситуация в социуме существенно не влияет на количество сумасшедших в обществе. Классический пример – послевоенная Германия. Тотальное уничтожение фашистами всех пациентов психиатрических лечебниц не изменило статистику, и уже к 1952 году количество умалишенных в ФРГ вошло в норму.

Вообще, «дурдом», который сейчас мы наблюдаем в стране, трудно поддается анализу с точки зрения психиатрии. Сегодня в принципе пока еще рано говорить о медицинских последствиях затяжного политического противостояния. Хотя харьковские врачи еще не забыли, как после событий осени 2004 года в клиниках наблюдался феномен обращения больных, утверждавших, что им давали на площадях всевозможные таблетки и психотропные вещества. Кстати, вопреки досужим домыслам, «оранжевая революция» никак не повлияла на количество психбольных в «первой столице». Сегодня многие психиатры с юмором вспоминают, как сверху поступали инструкции на то, что в больницах плохо ведется агитация, и чуть ли не требовали размещать в палатах наглядную агитацию: «Буйняк за Януковича».

Строго говоря, психическая норма – это понятие весьма относительное. У нас чуть ли не полстраны смотрит шоу Савика Шустера, но никто в неадекватности их не подозревает. Да и сам факт того, что у части пациентов «крыша едет» именно из-за политики является мифом. Как правило, шизофренический бред не оторван от реальности и направлен на самые мелкие бытовые проблемы, связанные с всевозможными страхами. Больные боятся, что они лишатся работы, у них отберут квартиру, или их отравит сварливая соседка. Симптомы слабоумия, скажем, зарождаются еще в детстве, а поскольку процесс этот не одномоментный, то истоки его нужно искать не в политических кумирах ХХI века, а в героях советской эпохи. Поэтому в бреду больные чаще вспоминают ярких личностей эпохи застоя. Как пример, - один из харьковских пациентов утверждал, что он одновременно Иисус Христос и Владимир Высоцкий. Психиатры допускают, что если и появится среди больных отец нации типа Вовы Путина, то это будет не раньше, чем через 20-30 лет.

Тем не менее, не все так просто и однозначно. Политические потрясения все же оказывают определенное влияние на увеличение количества неврозов и, как ни странно, сокращают число самоубийств. Психиатры заметили, что суицидальных случаев фиксируется больше, как раз в стабильном, зажиточном обществе, где люди, что называется, «бесятся с жиру». У нации, которая переживает перманентные потрясения, для выброса адреналина стрессовых ситуаций и так предостаточно. Всевозможные митинги, пикеты, акции протеста позволяют выплеснуться негативным эмоциям и не дают акцентуированным субъектам почувствовать себя одинокими. Хотя отсутствие героя нашего времени отражается и на том, что «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков».

Причем, в политике это проявляется особенно остро. По мнению психиатров, украинские парламентарии в основном представляют собой так называемый «аддективный тип личности». Патологией это, как мы выяснили, не является, но такие люди требуют непрерывной выработки адреналина и великих свершений. Они прыгают с парашютом, покоряют вершины, спускаются в пещеры. Им постоянно нужны конфликты и новые подвиги, а вот ежедневное стирание носков или монотонное принятие законов – превращает их жизнь в настоящую трагедию. Очевидно, что в прямом смысле слова психопатами наших политиков назвать нельзя, поскольку стать депутатами ВР душевнобольные люди не могут априори. Психиатры считают, что речь о сумасшествии может идти только в том случае, если поведение человека не обусловлено никакими мотивами. Если же депутат, чтобы прорваться в парламент, положил на алтарь победы здоровье, деньги, время, то вполне естественно, что он не хочет расставаться с депутатскими привилегиями. Цепляться за свои кресла, с медицинской точки зрения, реакция адекватная, а нравственные императивы психиатрия выносит за скобки своего рассмотрения. К тому же душевнобольной человек – это всегда социально неадаптированная личность. В нашем «клубе миллионеров» все парламентарии вполне состоявшиеся люди, и потерять для них работу (что для 70% украинцев является доминирующим страхом) в принципе не катастрофа. Скорее, у депутатов, теряющих мандаты, наблюдается комплекс «крушения сверх идеи», коей для большинства выступает власть в ее ницшеанском понимании. Как следствие, некоторые народные избранники прошлого созыва сейчас нуждаются в помощи психиатров по выведению их из депрессии и алкоголизма.

Не этим ли объясняется, зачем Юрий Кармазин лишает в судах депутатства Балогу и Домбровского, почему столь откровенен Тарас Чорновол, заявивший, что после победы «оранжевой революции» в 2005 году Виктор Янукович готовился к побегу в Россию, а экс-бютовец Григорий Омельченко рассказывает, что Тимошенко была завербована ФСБ еще в 1995 году.

Именно преодоление комплексов людей с истерико-демонстративной акцентуацией станет главной проблемой для отправленных в отставку парламентариев. Суть существования таких личностей – в постоянном пребывании в центре внимания. Самый яркий пример на постсоветском пространстве - Владимир Жириновский, который в жизни и на экране ведет себя совершенно по-разному. В украинской политике эгоцентрическая модель поведения с истерическими девиациями характерна для Богословской, Ляшко, Колесниченко, Литвина и многих других телезвезд. Ради достижения своей сверхидеи (оклеветать Тимошенко, попиариться для спонсоров, придать русскому языку статус второго государственного) они готовы на все. Даже на роспуск парламента и проведение новых выборов по мажоритарной системе. Если, конечно, «сверхидея» будет спущена свыше и подкреплена соответствующей суммой «отступных». Поскольку, с медицинской точки зрения, такое поведение не считается болезнью, а подобные проявления таблетками не лечатся, то, значит, дурдом нам гарантирован и в дальнейшем. Главное, нашим политикам не забыть классический принцип психиатрии: если тебя выписали из сумасшедшего дома - это еще не значит, что тебя вылечили. Просто ты стал как все!

Владимир ЧИСТИЛИН. Главное™


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling