Статьи

Разговора не получилось

1 марта 2013 20:19

 То, что Янукович терпеть не может журналистов и боится общаться с ними на острые темы, известно давно. Еще в бытность губернатором у него не раз возникали конфликты с местными «акулами пера и микрофона». Коллеги из Донбасса до сих пор вспоминают о раздаваемых перед пресс-конференциями бумажечках с пронумерованными вопросами. Не дай Бог влезть не то что с другими словами, но даже не в свою очередь. Ведь нынешний президент по сравнению с Януковичем донецкого периода - это Цицерон и Демосфен вместе взятые, который мгновенно реагирует на любые сюжетные повороты дискуссии.

Став политиком общенационального масштаба, стиль его поведения со СМИ практически не претерпел изменений: полная закрытость, в лучшем случае «паркетные» съемки, тщательный отбор на благонадежность и политическую лояльность проверенных кадров. Собственно, сегодня на итоговой пресс-конференции Янукович и сам подтвердил свою нелюбовь к журналистам. «Кто на что учился. Это не мое! Это мой недостаток», - признался президент.

Помнится, еще в начале правления Януковича пресс-секретарь Кучмы Алена Громницкая жаловалась, что нынешний глава державы встречается с представителями СМИ в шесть раз реже, чем ее бывший шеф. «В информационной сфере все то, что сейчас президент делает раз в полгода, у нас было раз в месяц», - сказала она. «Конечно, глава государства не может комментировать все - это было бы неправильно. Но, учитывая особенность нашего государства, переходный период, в котором мы очень долго существуем, общение и взаимодействие с журналистами должно быть. Она дает возможность быть понятым. Этого делается очень мало», - констатировала Громницкая.

Дошло до того, что в последнее время общение Януковича с журналистами преимущественно свелось к его подходам к президентскому пулу, приглашению в «Межигорье» попрыгать на пеньке Шустера и Ко или к задушевным беседам с Коротичем, которые сразу же прервались, как только бывший главред «Огонька» начал задавать неудобные вопросы о Тимошенко

До сегодняшнего дня Янукович не выходил перед украинскими журналистами на пресс-конференцию с 21 декабря 2011 года. Как обычно, ничего существенного тогда он не произнес, а запомнилась та встреча разве что двусмысленной фразой, которую президент бросил Мустафе Найему. «Я вам хочу сказать, что я вам не завидую», - обратился он к корреспонденту. – «Мы с вами друг друга хорошо знаем и понимаем. А остальное - додумайте сами». Что имел в виду гарант – так и осталось загадкой, но хорошо, что хоть не припомнил «Джентльменов удачи», и не указал Мустафе на его место. Второй печальный итог последнего общения с прессой - увольнение руководителя службы расследований канала «1+1» Олега Дейнеки за нелицеприятный вопрос о коррупции губернатора Хмельницкой области.

Возможно, не все уже помнят, что та встреча с масс-медиа проходила сразу после ночного возвращения Януковича из Москвы. Планировалось отрапортовать об успехах в газовом вопросе, но переговоры с Кремлем, как назло, провалились. На сей раз поводом для диалога высшего должностного лица страны со СМИ стал относительно успешный визит на саммит в Брюссель. По крайней мере, еврочиновники дали еще один шанс Януковичу, показав, что они любят Украину больше, чем ее нынешний глава державы. К тому же через несколько дней в «белокаменной» должна состояться еще одна встреча на высшем уровне. Поэтому журналисты ждали общения с нетерпением. Некоторые даже опасались, что она сорвется, поскольку за два часа до нее с сенсационным заявлением выступил Александр Турчинов. Тема его брифинга звучала пугающе: «Новая волна политических репрессий: власть незаконно лишила Сергея Власенко депутатского мандата и планирует его арест». Опасаться действительно было чего. Ведь в начале июля 2012 года намечалась еще одна большая пресс-конференция президента, но в последний момент ее отменили. Мотивацией отказа стали тогда протесты по всей стране против закона о языках. Впрочем, благодаря корреспонденту «Радио Свобода» Владимиру Носкову, на «мовне питання» Януковичу в Харькове все же пришлось отвечать, после чего раздраженный гарант покинул брифинг. Затем глава державы почти на полтора месяца укатил отдыхать в Крым, и больше с ним журналисты не виделись. Не захотел давать пресс-конференцию Янукович и зимой по итогам 2012 года. Вместо общения с журналистами он предпочел уехать отмечать Новый год в Карпаты.

Все попытки задать гаранту интересующие вопросы за рубежом также терпели фиаско. Например, в Америке 28 сентября 2012 года президент не захотел разговаривать с журналистами, даже не объяснив причину отказа. Пресс-офис секретариата ООН подтвердил, что подход Виктора Януковича был отменен «в последнюю минуту по неизвестным причинам». Не дала ему пресс-служба ответить даже на единственный вопрос оппозиционного журналиста в Брюсселе. Вечно перепуганная Дарка Чапак потом долго оправдывалась, почему ей в очередной раз пришлось обмануть коллег.

И вот в первый день весны 2013-го - долгожданная встреча Виктора Федоровича с отечественными масс-медиа. Под Украинским домом многотысячный пикет, как сторонников, так и противников президента. Беспрецедентные меры безопасности. У корреспондентов, на всякий случай, отбирают даже воду и бутерброды. Вместе с футболками «Стоп цензура!» журналисты впервые надевают маски главного душителя свободы слова. Но откровенного разговора опять не получилось. Сначала полчаса Янукович рассказывал, как он модернизирует страну. Словосочетание это ему явно понравилось, и он тулил его, куда не попадя. С помощью слайд-шоу президент наглядно попытался доказать (видимо, зарубежным масс-медиа), что сейчас у нас ситуация лучше, чем в Европе. Успешные реформы, дефляция, рост экономики, уменьшение задолженности по зарплате, каких только достоинств не приписал себе гарант. Даже отнес на свой счет снижение детской смертности и поделился, кому раздал деньги из 16 млн грн писательского гонорара. Затем, как обычно, поругал Тимошенко, намекнув, что она получила еще не так много, как заслужила. «Она страдает, но и страна страдает, надо было раньше думать», - резюмировал по явно неприятной для него теме Янукович. Монотонность усыпляющего вещания нарушили аплодисменты, которые сорвал корреспондент «Эхо Москвы», поинтересовавшийся, неужели лифты, трамваи и такси – сегодня главный вопрос для Украины? Журналист снова упомянул политзаключенных и миллиардные долги перед Россией. Это были единственные овации за два часа, и адресованы они были не привыкшему к лести Януковичу, а вопрошавшему коллеге, что заметно разозлило президента. Увы, ничего нового молчавший 15 месяцев гарант обществу через «четвертую власть» не сообщил.

Конечно, все понимают, что общение высокопоставленных персон со СМИ редко становятся шедеврами драматургии. Бывают, безусловно, исключения, но не в нашей стране. Согласитесь трудно представить себе, чтобы отечественный министр финансов, как в Японии, вышел к журналистам в стельку пьяным и нес всякую чушь. Наши прокуроры внезапно не прерывают брифинг выстрелом себе в голову, как это произошло в Польше. В Украине даже банально не выключают электричество, как недавно случилось на пресс-конференции главы Кыргызстана или во время выступления пожизненного президента Казахстана на совместном заседании палат парламента с ежегодным Посланием к народу республики. А его, между прочим, в прямом эфире транслировали сразу шесть казахских телеканалов, которые вынуждены были прекратить вещание. Что там говорить, у нас невозможен даже диалог президента с региональными корреспондентами, по типу как в России: «Садись Маша. Спасибо Витя». Разве что охрана поколотит и выведет из зала истошно кричащую Татьяну Черновол, но на фоне того, как избивают и угрожают журналистам на местах – это сущие пустяки.

Собственно и сам формат пресс-конференций Януковича не позволяет рассчитывать на откровенность. Это у Ющенко на американский манер собирали журналистов на зеленой поляне Секретариата. Мы не в Швеции, где акулы пера обязательно перед общением с главой державы собираются до ее начала и договариваются между собой о том, кто задает вопросы. Неформальное соглашение, заключенное журналистами, членами объединения парламентских репортеров, предусматривает также, что задавший вопрос может развить тему еще в двух или трех последующих вопросах. У нас региональные корреспонденты в лучшем случае отрабатывают командировочные, зарубежные – поднимают сто раз пережеванные темы евроинтеграции, а на общение с акулами пера общенациональных СМИ президенту оставляют не более пяти вопросов. Да и отвечать на них глава державы на этот раз не стал. Мало ли, какая правда ненароком вырвется. Когда его спросили о миллиардах сына, Янукович «отморозился», сказав, что подробностей не знает, и порекомендовал задать этот вопрос лично Александру. Такое впечатление, что тот более открыт для масс-медиа, чем его папа. О проблемах журналистов, которые в знак протеста против давления на СМИ, надели маски, гарант даже не захотел слушать. Вместо того, чтобы дать поручения чиновникам чаще встречаться с прессой и допустить операторов на заседания Кабмина, о чем его просила корреспондент «Телекритики», Янукович пообещал как-нибудь созвать по этому поводу совещание, то есть в очередной раз «заболтать» тему.

Очевидно, что до лета новых встреч президента с журналистами не будет. Все-таки это «не его», как он честно признался сегодня. После постановочного «Диалога со страной» в первый день весны мы увидели жалкий «монолог» с прессой. Стоило ли ждать 15 месяцев, чтобы лицезреть такое позорище? Честно говоря, глядя на экран, подумалось, может, лучше вообще не проводить подобные пресс-конференции? Зачем измываться над главой державы, пусть уж досидит оставшийся срок в «Межигорье». Знаю, что не только мне, просматривая пресс-конференцию, вспомнились слова из «Мастера и Маргариты».

«Все с интересом прослушали это занимательное повествование, а когда Бегемот кончил его, все хором воскликнули:

- Вранье!

- И интереснее всего в этом вранье то, - сказал Воланд, - что оно - вранье от первого до последнего слова».

Владимир ЧИСТИЛИН. Главное™


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling