Статьи

Подземка гонит порожняк

25 марта 2013 09:25

В ближайшее время КП «Харьковский метрополитен» повысит стоимость проезда до 3 грн. На днях мэр поспешно проанонсировал грядущее подорожание. В подземке пассажиров уже предупреждают о непопулярной мере, а горожане прикидывают, во сколько теперь им будет обходиться поездка на работу. Все прекрасно понимают, что вслед за метро возрастет стоимость проезда не только в остальном электротранспорте, но и в маршрутках.



Еще в январе метрополитеновцы утверждали, что себестоимость поездки одного пассажира составляет 2 грн 29 коп. Сейчас просят на 70 копеек больше, объясняя это тем, что все очень подорожало. Никаких расчетов, как обычно, городской громаде никто не предоставил. По словам председателя Харьковского областного Антимонопольного комитета Украины Анатолия Косолапова, с ними тоже никто новые цены не согласовывал. В результате после прохождения всех формальностей мы получим самое дорогое метро в стране, немотивированное подорожание проезда на 30% при прежнем качестве обслуживания. Огромные интервалы между поездами, поломанные эскалаторы, очереди за талонами – все это, естественно, никуда не денется. А вот платить придется больше, поскольку пассажиров, которых в очередной раз просят «с пониманием отнестись к подобным действиям», будут и дальше держать за дураков, рассказывая им о многомиллионных убытках.

Так ли это на самом деле сказать сложно, поскольку метрополитен предприятие режимное, а потому точных цифр - сколько стоит для харьковчан подземный транспорт - не знает никто. Кроме, пожалуй, метрополитеновского руководства, но оно, по понятным причинам, всю правду о золотых скамейках, табличках и прочих аксессуарах не расскажет.

На официальном сайте подземки за прошедший год декларировались убытки в 132 млн грн. В отчете КП «Харьковский метрополитен» Департаменту транспорта харьковского горсовета утверждается, что всего в 2012 г. доходы предприятия составили 431 млн. 563,1 тыс. грн., расходы - 550 млн. 624,5 тыс.грн. (убытки - 119 млн. 61,4 тыс.грн.). То есть, погрешность в 12 млн грн вполне допускается. Поскольку реальные цифры тщательно скрываются, арифметику подземки пришлось искать в открытых источниках, проводя несложные математические подсчеты.

Итак, при пассажиропотоке 700 тысяч в день ежемесячно метрополитен должен перевозить 21 млн. человек. Умножьте этот показатель на 2 грн, и вы получите исходную цифру в 42 млн. грн в месяц или 504 млн. в год. Таков в идеале должен быть чистый доход предприятия от его основной деятельности. Понятно, что около 100 млн. грн в год приходится на льготный контингент, но пусть и с опозданием государство эти затраты все же компенсирует. Вынесем за скобки прибыль, получаемую от рекламы и аренды земли (о чем будет сказано ниже), и проанализируем теперь расходную часть бюджета.

Следует отметить, что коллектив метрополитена в последнее время сильно поредел. Если недавно на КП числилось около 4 тыс человек, то сейчас ту же работу делают вдвое меньше сотрудников. Допустим, при среднем окладе метрополитеновца в 4 тыс грн в месяц на зарплату выделяется 8 млн. грн. Еще около 7 млн. грн должно уходить на оплату электроэнергии, которая, между прочим, для метрополитена считается по тарифам как для населения, а не как для предприятий. Все разговоры о том, что повышать проезд нужно сразу на 1 грн, поскольку выросли цены на электричество - чистой воды спекуляция. Как мы видим, электроэнергия составляет всего 10% от общих затрат. Добавьте в расходную часть несколько миллионов гривен на иные коммунальные услуги, 1,5-2 миллиона на содержание в подземке милиции, около 5 млн. на снабжение маслами, запчастями и т.п. Получается чуть больше 25 млн. грн. Напомню, ежемесячный доход только от пассажирских перевозок мы предполагаем 42 млн грн. Даже если посчитать инвестиционную составляющую и отнять из полученной суммы порядка 10 млн. грн на фонд обновления, то в результате более 7 млн. грн. в месяц метрополитен имеет без дополнительного заработка. Из отчета КП выходит как раз все наоборот: ежемесячно предприятие несет убыток около 10 млн. грн. Позволю себе усомниться! Неужели можно поверить, что метрополитен, как уверяет его руководство, получает от рекламы 700 тыс. грн в месяц, а от аренды торговых площадей лишь 1 млн 250 тыс. грн. По отчетам рекламного отдела, возможно, так оно и есть, но тот, кто хоть раз заказывал рекламную площадь в метро, прекрасно знает расценки.

На балансе харьковского метрополитена числится 321 вагон. В каждом из них мы может видеть десятки объявлений и рекламных плакатов. Места забронированы на много месяцев вперед, поскольку в набитом в час пик вагоне харьковчанам ничего не остается, как рассматривать цветные картинки. Для рекламодателя целевая аудитория пассажиров метро, а это, как правило, основные покупатели товаров (средний класс, студенты, госслужащие) гораздо больше, чем размещение ролика на телевидении. Еще бы, – ежедневно 700 тысяч человек в течение нескольких минут (в отличие от того же телевизора метро не выключишь), вынуждены узнавать о новых поступлениях и сногсшибательных скидках. В метрополитене формально существует рекламный отдел, который для налоговой подает «правильные» цифры. На практике же, утверждают завистники, они заключают договора с рекламными агентствами и через систему черного «нала» прокручивают суммы в десятки раз больше озвучиваемых. Для этого существуют специальные фирмы - посредники, контролирующие «откат» денег в нужном направлении. Злые языки утверждают, что сын бывшего директора метрополитена, депутат горсовета от Партии регионов Максим Мусеев еще несколько лет являлся финансовым директором одной из таких компаний - фирмы «Фронт».

Так что только на рекламе под землей можно получать миллионные прибыли! И есть подозрение, что кто-то кладет их себе в карман. Листовка в вагоне размером 420 х 13 мм для заказчика продается по цене 8500 грн. Сколько таких плакатов в каждом из 320 вагонов? Если 20 штук, то это уже в месяц можно заработать десятки миллионов гривен, а в метрополитене декларирует убытки в 10 млн грн. Добавьте к этому рекламные носители на станциях, переходах, билл-борды вокруг эскалаторов, объявления на стеклянных дверях, надписи на вагонах и т.д. и станет ясно, что декларируемые 700 тыс. грн. в месяц – пыль в глаза несведущим обывателям и коррумпированным инспекторам ГНА.

По информации, которая есть в открытых источниках, за аренду торговых площадей Харьковский метрополитен ежемесячно получает 1 млн 250 тыс грн или 15 млн грн в год. Формально вся территория вокруг этого КП принадлежит городской громаде. Именно с ее представителями во власти заключают договора многочисленные киоскеры, лоточники и частные предприниматели, торгующие в переходах цветами, батарейками и нижним бельем. Естественно, все соглашения подписываются с согласия руководства метрополитена. Как это происходит - тема отдельного разговора, но, поговаривают, что чужие здесь не ходят. Система откатов и негласно узаконенной дани установлена давно. Меняются только ее владельцы. «Местовое» в метро, рассказывают предприниматели, обходится любому желающему в 100 грн в день. На такой станции как «Академика Барабашова» (при среднем количестве в 100 торгующих) прибыль может составлять до 10 тыс грн в день или 300 тыс грн в месяц. И таких прибыльных станций в харьковской подземке как минимум десяток (3 млн грн). Кстати, сбор средств с лоточников происходит каждое утро абсолютно открыто в сопровождении милиции. Той самой, которой метрополитен ежемесячно платит деньги за охрану режимного объекта.

Еще больший куш приносит руководству метро торговля киосками, расположенными в переходах. На их строительстве и перепланировках «под единый стиль» раньше наживался предыдущий начальник подземки Мусеев. Теперь предпринимателям продают право торговать. Знающие люди рассказывают, что всего в метро около 1200 киосков. Официально, по договору, работает только половина из них, остальные 600 киосков - по устным договоренностям с руководством метро за 1 тыс долл в месяц (итого 600 тыс долл) или почти 5 млн грн. Легальные киоски тоже приносят немалую прибыль «мимо кассы». Дело в том, что официально арендовать киоск в метро – затея из области фантастики. В коммерческом отделе управления метро вам скажут, что, к сожалению, все занято. Однако существует фирма, клиентам которой места, все-таки, находятся в нужном количестве. Пакет документов обойдется в 1000 долл, договор при этом оформляется сроком на один год. Продление договора происходит только при помощи той же фирмы за 350 долл. Можно только догадываться, какую прибыль получает подземка только с одного «Барабашовского» рынка, а есть еще Центральный, Конный, Московский проспект, Героев Труда и т.д. Я уже молчу о том, что, покупая карточки и постоянно пополняя их на десятки поездок вперед, пассажиры дотируют метрополитен. Даже если просто взять эти деньги и вложить в банк, то через месяц можно получить кругленькую сумму с процентами.

Таким образом, только по самым скромным подсчетам ежемесячно харьковский метрополитен получает около 10 млн. грн. никем не учтенной чистой прибыли. В год набегает до 120 млн. грн. Это приблизительно столько, сколько не хватает руководству в ежегодных отчетах. Не потому ли у нас метро постоянно убыточно, а за все тайны подземки расплачиваются рядовые харьковчане.

Владимир ЧИСТИЛИН. Главное™


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling