статьи

Бренд Харькова

20 июля 2013
6485
Поделиться:

Быть патриотом родного города означает не только любить его всем сердцем и гордиться достижениями своих земляков. Иногда это еще и право говорить о нем нелицеприятную правду. А она, увы, такова, что Харьков постепенно превращается в провинцию с местечковым менталитетом. Горожане все меньше связывают с ним будущее своих детей, инвесторы не желают вкладывать в долгоиграющие проекты, а представления о том, каким бы мы хотели видеть свой мегаполис через 10-15 лет, нет ни у власти, ни у оппозиции, ни у общественных организаций.

Идея создания бренда Харькова витает в головах интеллектуальной элиты города уже не первый год. Однако всякий раз попытки ответить на вопрос, в чем уникальность Харькова, каковы его ценности и перспективы, что мы можем предложить миру в XXI веке – так и оставались не реализованными. Обстоятельный и откровенный разговор о сути города на уровне смыслов, а не символов или мифов не нужен был ни прежней власти, ни, тем более, нынешней. Зато он крайне необходим самим горожанам, которые верят, что через десятилетие страна будет частью Европы, эпоха героев самого популярного ролика о «первой столице» в YouTube завершится, а, имея философию развития Харькова, можно будет воплотить наработанные идеи в жизнь.

Причем сверхзадачу надо ставить прямо сейчас, пока еще окончательно не уничтожен интеллектуальный потенциал и материально-техническая база. Харьков уже давно занимает лидирующее место в рейтинге самых несчастных городов страны. Вы только вдумайтесь, за годы Независимости из него уехало 25% активных граждан! Естественно, много и приехало, но это уже другой вопрос. Тех же, кто остаются здесь жить, условно можно разделить на четыре категории.

Первая, назовем ее «эмигранты», - это те, кто рассматривают наш мегаполис как перевалочный пункт. Своеобразный трамплин для дальнейших свершений в столице или за рубежом. Типажи: Л.Гурченко, Л.Черновецкий, Б.Ложкин, Я.Клочкова, иногородние студенты, амбициозные бизнесмены, начинающие музыканты. Они могут порой ностальгировать по юности на Сумской, но, как правило, недолюбливают город на букву «Х», а с годами и вовсе перестают считать себя харьковчанами. Примечательно, что львовяне в основной своей массе в Киеве остаются галичанами, жители Винницы или Полтавы сохраняют дух малой родины, даже донецкие в столице не теряют свой колорит, а вот жители Слобожанщины быстро ассимилируются, и кроме «тю», «тремпель» и характерного «геканья» от воспитанников «первой столицы» мало что остается.

Вторая весомая категория харьковчан – «консерваторы». С квасным патриотизмом, неизменным хамством, напористостью, достойной похвалы и конкретностью потомков Дикого поля. Не будем забывать, что история нашего края начиналась с прагматиков. Они приходили сюда, чтобы убежать от войны и начать свое дело. Это были свободные люди, точно знавшие, чего именно они хотят. Постепенно Слобожанщина, как некая свободная милитаризированная экономическая зона, стала мостом культур и пересечением торговых путей. Рог изобилия на гербе Харькова достаточно точно отобразил его суть. Город впитал в себя психологию самодостаточности, с присущей его гражданам отзывчивостью, гостеприимством, терпимостью к чужой культуре и вере.

Несомненно, «консерваторы» - здоровая часть общества, но все-таки их взоры преимущественно акцентированы на прошлое. Именно они так упиваются мифами о «первой столице», обязательно расскажут туристу, что площадь Свободы - самая большая в мире, (на самом деле как минимум 5-я), гордятся крупнейших рынком Восточной Европы «Барабашово» и вместе с ТНМК готовы сказать, что «Металлист» - «це краще із того, що у нас є». Критика Харькова для них равносильна личному оскорблению, а за избитыми штампами об «интеллектуальном, культурном и промышленном центре» нет желания взглянуть на другую сторону медали.

Однако, если мы все-таки хотим понять суть города, сформулировав его новый бренд, то, при всей любви к родному краю, следует избавиться от иллюзий. Называя вещи своими именами, стоит признать, что при царях Харьков был торгашеским, грязным, затапливаемым городком, с вонючими реками и развращенными нравами, что производило на иностранцев гнетущее впечатление. При Союзе «первая столица» стала военизированным, ментовским, чисто совковым, антиукраинским мегаполисом с многочисленной болтливой и недееспособной псевдоинтеллигенцией. Каков Харьков сегодня видно по тому, как он голосует на выборах, по отношению к парку Горького, по заявлениям, что торговля - это наше все, хотя ее баланс отрицательный, по чисто азиатскому отношению к блату и не желанию бороться за свои интересы. К счастью, далеко не все харьковчане такие, но именно «консерваторы» определяют лицо сегодняшнего города.

Третью категорию условно можно назвать «мещане». Это те, кто в принципе уехал бы из Харькова, но в силу различных обстоятельств (нет денег, пожилые родители, брак, привычка и т.п.) остаются жить здесь и невольно творят его историю. Они любят Харьков беззаветной и несколько странной любовью, ибо знают, что другой родины у них никогда не будет, а поэтому на свой вкус формируют образ и стиль города. Им не безразличны символы, здания, события, впечатления, стратегии, атмосфера, ценности родного края. «Мещане» могут быть настолько разными, что абсолютно не поддаются классификации. Они гордятся Харьковом как юридической столицей, потешаются, что при полутора миллионах населения все знают друг друга, восторгаются его молодежным духом, всегда полны нереализованных идей, замкнуты на себе и кичатся своей «первостоличностью». Нередко в них проявляется вся суть ментальности харьковчан, где доминируют такие качества как индивидуализм, толерантность, интеллект, дух творчества, своеобразный юмор. Зачастую, все это спрятано где-то в глубине души, но когда прорывает, то Харьков становится в авангарде самых передовых начинаний. Один из первых университетов, украинское возрождение 20-30 годов ХХ века, великие свершения, целые школы в различных направлениях науки и искусства, подъем конца 80-х, Майдан-2004 года.

Безусловно, нам есть чем гордиться в прошлом, но бренд – это все-таки разговор о будущем. Любопытно, что после «оранжевой революции» львовяне, (кстати, на деньги Ахметова), провели широкомасштабное исследование, каким бы они хотели видеть свой город в недалекой перспективе. Доминировали три направления: IT-технологии, туризм и швейное производство. В качестве приоритетов выбрали первые два. После этого мэр Львова, отец пятерых детей А.Садовый, заявил, что хочет, дабы его отпрыски после обучения в Европе вернулись в родной город. Затем он посадил за стол переговоров всю галицкую элиту. Люди с самыми разными взглядами, конкуренты по бизнесу, заклятые враги, политические оппоненты объединились вокруг идеи создания бренда Львова. Ее поддержала церковь, и за 5-7 лет удалось совершить прорыв. Евро-2012 лишь стимулировало процессы, но первоначально нужно было определить реперные точки, куда потом направлялись основные ресурсы.

Будем реалистами, на нынешнем этапе в Харькове подобное априори невозможно. Но креативные идеи вырабатываются не во властных кабинетах, и придуманный к футбольному чемпионату логотип «smart city» был не только благим пожеланием дизайнеров. Умные, талантливые, пассионарные люди в нашем городе, к счастью, не перевелись. Их мысли, новации, творческий потенциал для создания нового бренда Харькова можно было бы использовать уже сегодня. Четвертая категория земляков, - условно назовем их «состоявшимися», - могла бы внести неоценимый вклад в этом направлении. Таких людей не так уж и мало. Сознательный выбор в пользу Харькова, как города, где можно реализовываться, сделали: поэт Сергей Жадан и правозащитник Евгений Захаров, музыкант Сергей Бабкин и бухгалтер Александр Кирш, врач Евгений Коморовский и плеяда фантастов во главе с ОЛДИ. Думаю, было бы, что сказать о родном городе певцу Вадиму Мулерману, журналисту Сергею Потимкову, священнику о. Виктору Маринчаку. Список еще можно долго продолжать, ведь не только миллиардер Курченко формирует сегодняшний образ Харькова. А главное не он будет определять его суть через десятилетие.

Ценности никуда не уходят – они остаются, но над ними надстраиваются новые, более актуальные ментальные пласты. Бренды городов бывают разными: есть мегаполисы лидеры и развлекательные центры, деловые столицы и культурные оазисы, города музеи и торговые перекрестки. И здесь опять же надо смотреть правде в глаза, а не продолжать жить советскими мифами. Харьков уже точно не станет ни городом современной промышленности, ни городом развитого туризма, вряд ли будет столицей культуры или деловой активности, но, пока еще не все разрушено, может, например, позиционировать себя как университетский центр, сделав «фишкой» образование и инженерную мысль. Еще десять лет назад в Харькове работало 20% ученых всей страны. Сейчас наука системно уничтожается, но при вложении средств и грамотной оценке приоритетов шанс спасти утопающего, похоже, еще есть.

Бренд сделать город инновационной, научной и интеллектуальной столицей Украины – это лишь одна из альтернатив стратегического видения перспектив Харькова. Можно пойти другим путем – создавать диснейленды, аквапарки, дельфинарии, стать центром развлечений. Как вариант можно на какой-то новой основе попробовать возродить славные ярмарочные традиции и сделать акцент на торгово-выставочном потенциале, хотя в эпоху Интернета, как по мне, это выглядит анахронизмом. Заманчиво сделать ставку на культуру, но вряд ли сегодня это реально. Скорее правильнее было брендировать Харьков как город возможностей, генератор идей, открытый инновациям и передовым технологиям. В любом случае – это предмет серьезного исследования и беспристрастного разговора с харьковчанами. Если на уровне смыслов, ценностей и миссии такой диалог городских элит в ближайшее время не состоится, то, боюсь, Харьков обречен на безвозвратное увядание.
chist.jpg
Владимир ЧИСТИЛИН. Главное™

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал



Подтверждено:  
3 501 955 
+4 478
Болеет:  
353 695 
-4 843
Выздоровело:  
3 059 741 
+9 082
Умерло:  
88 519 
+239
Привито:  
13 753 066 
+70 797

Сегодня
больше новостей
delta = Array ( [1] => 0.0011870861053467 [2] => 0.079636096954346 )