Статьи

А что мы празднуем?

22 августа 2013 15:18

Несмотря на всю судьбоносность события, произошедшего 70 лет назад, устраивать 23 августа в «первой столице» масштабные гульбища, как минимум, нелепо. Во-первых, историки уже доказали, что Харьков освободили на несколько дней позже, чем долгое время подавала нам советская пропаганда. Во-вторых, День города в разные эпохи отмечали совсем в другие дни, и говорить о каких-то традициях вряд ли здесь уместно. Наконец, 23 августа – это еще и Общеевропейский День памяти жертв тоталитарных режимов. В связи с чем, кроме чествования ветеранов и возложения цветов на могилы освободителям, неплохо было бы приспустить флаги, а не устраивать пляски на костях.

Похоже, настала пора разделить два понятия, которые в последние годы все чаще стали подменяться с целью манипуляции общественным сознанием. Одно дело - отдать должное тем, кто на фронте или в тылу приближал победу над фашизмом. И это вовсе не благосклонность власти, как нам пытаются преподать с экранов телевизоров, а ее святая обязанность. Причем, не только 9 мая и 23 августа. Другое дело – проводить грандиозные увеселительные мероприятия до поздней ночи, с дискотекой, фейерверком, шоу-программой и народными гуляниями, что характерно для праздников типа Дня города. Смешивать все в одну кучу совершенно не оправданно, и я бы даже сказал кощунственно. Давайте не забывать, что день Харькова в советские времена традиционно отмечали в сентябре. Спокойно и для многих вообще незаметно. Никакого отношения к Победе он не имел, а День освобождения города был обычным рабочим днем. Только относительно недавно с целью оптимизации бюджета городские власти решили объединить обе торжественные даты. В конце концов, 23 августа стали почему-то считать еще и Днем основания города. Хотя логичнее было бы его праздновать 28 августа - в День Успения Пресвятой Богородицы, по старейшему и некогда основному храму Харькова. Дореволюционная православная традиция была именно такова - день рождения любого населенного пункта определялся по его главному храмовому празднику. В конце лета, перед началом учебного года, вполне можно было бы проводить торжественные гуляния с оркестрами, салютами и молодежными забавами. В последнее время подобное и без того практикуется, но при придании событию патриотического смысла и бендеровском размахе нынешних градоначальников вполне могло бы стать запоминающимся событием для всех жителей нью-Харькова. Очевидно, что День города должен быть ярким, веселым, креативным, с современными подходами и эстетикой, соответствующей европейскому уровню по всем параметрам. Здесь мы вполне могли бы потягаться с Киевом, Одессой, Львовом. Конечно же, без дня города сегодня никуда, и лучший в стране фейерверк (желательно не в час ночи) обязан стать его украшением.

Но, позвольте, при чем здесь наши уважаемые ветераны и их боевые заслуги? У нас детям войны уже под 70-ть, а те, кто с оружием в руках очищал город от фашистских оккупантов, и вовсе в почтенном возрасте. Парады героев, как это происходило в 20-ю и 25-ю годовщины Победы, когда большинство участников тех событий были еще живы и молоды, сегодня не проведешь. Ветеранам нужны не бил-борды с их портретами и поздравлениями мэра, а достойная во всех смыслах старость. А то, судя по квитанции за ЖКХ, из крана у них текут виски, мусор вывозят на мерседесе, домофон в роуминге, а снег чистит сам глава администрации.

Оставим на совести советских историков тот факт, что празднование освобождения Харькова 23 августа в свое время было чисто политическим решением. Его следовало бы перенести на 29 августа, когда немецкие войска окончательно покинули наш город. Как рассказывает доцент Восточнославянского филиала Международного Соломонова университета, кандидат исторических наук Владимир Маслийчук: «23 августа – это дата, когда советские войска вошли в Харьков и заняли его центр. Немецкие военные силы покинули город для перегруппировки, а 29-го из Основы нанесли контрудар, достигнув центра Харькова для оттягивания основных советских сил, чтобы организованно и безопасно отступить к Полтаве и дальше к Днепру».

Историк Андрей Парамонов приводит статистику, которую стоило бы зачитать со сцены на пл. Свободы для любителей поплясать в этот поминальный день. Вот лишь некоторые из наведенных им фактов: «Немцы организованно отступили. Их потери несопоставимы с потерями Красной армии, особенно в период с 23 по 30 августа. 69-я армия потеряла за неделю боев 4434 человека убитыми и ранеными. 5-я танковая армия потеряла за этот же период 3843 человека убитыми и ранеными, 53-я армия – 11248 человек, 7-я армия – 5842 человека, 57-я – 8432 человека. А всего Степной фронт за август месяц потерял убитыми и ранеными 155344 человека убитыми и ранеными. Большая часть из них погибла и получила ранения вокруг Харькова. Славный полководец Конев, мастер обходных маневров, утопил пригороды Харькова в крови наших солдат и офицеров. Не уничтожил немецкую группировку, которая планомерно отходила до самого Днепра. Тем не менее, его имя носит высота и музей. Сегодня он посвящен славным победам Красной армии, а должен быть посвящен горечи от поражений и гибели тысяч солдатских жизней, сложившим свою голову по вине своего командования». Поэтому вся помпезность, с которой сегодня празднуется День освобождения города, это не просто незнание истории Харькова, но и плевок на могилы наших отцов и дедов.

Говоря об евроинтеграции, не следует забывать и тот факт, что Парламентская Ассамблея ОБСЕ несколько лет назад приняла резолюцию, в которой 23 августа названо Общеевропейским Днем памяти жертв сталинизма и нацизма во имя сохранения памяти жертв массовых казней и депортаций. Дата подписания пакта Молотова-Риббентропа не случайно объявлена в Европе днем траура. В цивилизованных странах в этот день принято приспускать знамена, ибо во всем мире помнят, что именно сговор двух преступных режимов развязал самую страшную в истории человечества войну. Украине тоже накануне праздника Независимости, в день, между прочим, государственного флага страны, не мешало бы на общенациональном уровне почтить память своих героев. Без развлекательных программ на телевидении, с поминальными службами в церквях, с уроками истории в школах, с зажженными свечами и всеобщей минутой молчания. Европейский дух покаяния и траура вполне соответствует сложившимся десятилетиями в Харькове традициям чествования освободителей. Однако, 23 августа вы никогда не увидите «отцов города» на украинско-польском захоронении в 36 квартале лесопарковой зоны, на староеврейском кладбище на ул. Академика Павлова, в Дробицком Яру, на Мемориалах памяти жертв Голодомора 1932–1933 гг. Наоборот, в разных формах нам будут преподносить героизм деятелей партии, сакральность красного флага, величие маршалов Жукова, Конева и им подобных, на чьей совести гибель сотен тысяч невинных солдат и офицеров.

Возможно, когда-нибудь мы дождемся и суда над коммунизмом, который, как замечает председатель правления Украинской Хельсинской группы по правам человека Евгений Захаров, не проводят потому, что он не был побежден, как нацизм. «Все трибуналы после Нюрнбергского действовали по мандату ООН. Однако Организация объединенных наций не примет подобного решения по политическим причинам - против него выступает Россия и Китай. Совет Европы - потому что возражает Россия. ПАСЕ принимала несколько резолюций о необходимости осуждения коммунистических режимов, но для проведения трибунала этого мало. Кроме того, уже некого судить - все те, кого можно обвинить в преступлениях, уже умерли», - констатирует правозащитник.

Между тем, на уровне неправительственных организаций Европы возможность суда над коммунизмом рассматривается вполне серьезно. Преступной коммунистическую идеологию уже признал в 2000 году Международный общественный трибунал в Вильнюсе. Сейчас идет процесс обсуждения юридических аспектов международного права для того, чтобы сделать этот процесс не только общественным, но и привлечь к нему независимых судей из разных стран. Задача состоит в том, чтобы мировое сообщество раз и навсегда классифицировало теоретиков и практиков большевизма как преступников. Но это в будущем, а пока пакт Молотова-Риббентропа, подписанный 23 августа, уже всеми давно осужден. И страны ЕС рано или поздно спросят Украину: «А почему в Общеевропейский День памяти жертв сталинизма и нацизма во втором по населению городе страны не соблюдаются элементарные правила приличия?»

Мне возразят, мол, да все уже привыкли, что у нас 23 августа большой праздник. Это давняя традиция, которую так любят харьковчане. Не смейте ее трогать! Боже упаси, но, ради объективности, давайте почитаем новости за 2010 год. «По предварительной договоренности с руководством города принято решение провести в этом году празднование Дня Харькова 24 августа, объединив его с Днем Независимости». То есть, иными словами отменить всеми любимый праздник. Кому принадлежат эта фраза? Губернатору Михаилу Добкину, в бытность которого мэром традиция и обрела нынешние очертания. И ничего страшного не случилось – просто одни выборы прошли, а новые на горизонте ожидались нескоро. А до того, пока правили «оранжевые», в Харькове городская власть вообще 24 августа практически не отмечала. Весь акцент празднования умышленно делался на Дне города. И пока вся страна вспоминала борцов за Независимость Украины, куда входят и «невпихуемые» для губернатора воины УПА, в «первой столице», как мантру, твердили «мы-харьковчане!»

В нынешнем году на 23 августа к нам едет президент, а поэтому в юбилей освобождения города чиновникам снова будет не до ветеранов. В прошлом году гарант тоже пожаловал в гости. 22 августа он открывал памятник на пл.Конституции, а коммунисты в окружении наряда милиции выкрикивали проклятия мэру, снесшему монумент в честь провозглашения советской власти. Да-да, той самой, которая освобождала Харьков в 1943-м. В следующем году, можно не сомневаться, перед президентскими выборами событие начнут еще больше политизировать. Как это происходило при попытке первого пришествия Януковича в 2004 году, думаю, все хорошо помнят. За последние 100 лет мы уже трижды праздновали юбилеи города. Причем, всякий раз имели в виду разные даты основания. 250-летняя годовщина отмечалась в 1905 году. Через 51 год, в 1956 году праздновали 300-летие Харькова, в 2004 году - 350-летие. Политическая целесообразность в «первой столице» всегда побеждала историческую достоверность, мировоззренческое инакомыслие и здравый смысл. Поэтому, отмечая 23 августа, каждый харьковчанин вкладывает в него свой смысл. Оттого, наверное, данный праздник в народе и столь любим, хотя даже после обретения Независимости, он так и не стал выходным. А, между прочим, мог бы! Скажем, Одесский горсовет в честь Дня города в этом году объявил понедельник, 2 сентября, нерабочим днем. Это притом, что начало учебного года и т.п. Власти Полтавы пару лет назад сделали выходным свой городской праздник. Недавно аналогичное решение утвердили тернопольские депутаты. В прошлом году пошли по этому пути в Бердянске. У нас же в День города одни с чистой совестью едут копать картошку, другие - спешат вечером с пивом на площадь, третьи – на кладбища поминать жертв репрессий, четвертые бормочут заученные со школы мифы о Красной армии, пятые стирают вышиванки, готовясь ко Дню Независимости, шестые создают массовку для президента. Впрочем, Бог с ними, с шестыми. Как говаривал Григорий Саввич, всякому городу нрав и права. Для Харькова же в последние годы 23 августа становится хорошим тестом на европейскость. Зная, как мы умеем любить свой город, не сомневаюсь, что когда-нибудь харьковчане все-таки сумеют его сдать достойно.

Владимир ЧИСТИЛИН. Главное™


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling