Думки

Что такое Правый сектор?

7 Березня 2014 14:11
Китти САНДЕРС

Российская пропаганда, изо всех сил старающаяся оболгать события в Украине, пугает обывателя "Правым сектором". Мне уже не раз попадалась точка зрения, согасно которой "ПС" чуть ли не определяет ход украинской революции и таинственным образом управляет вообще всем в Украине, незримо нависая над несчастными русскоязычными жителями страны и готовясь испить их крови. В сознании российских пропагандистов, а за ними – и обывателей, не утруждающих себя поисками нормальной информации, "Правый сектор" смыкается с ичкерийскими боевиками, а потом и вовсе вся Украина превращается в котел ичкерийско-грузинско-бандеровско-американской русофобии. Помню, во время войны с Грузией российские патриоты убеждали меня, что Грузия была за Ичкерию на том основании, что на ее территории скрывался некоторое время Гелаев. Так и тут – Украина превращается в головах туповатых потребителей российских СМИ в филиал Ичкерии на том основании, что в Первую русско-чеченскую там воевали несколько десятков украинских добровольцев, о чем неоднократно упоминал Шамиль Басаев, подчеркивая совсем небольшой масштаб украинского вклада в войну.

Что же такое "Правый сектор" – не с точки зрения узкой идеологии или пропаганды одной из сторон, а с позиций объективно-политологических и социологических, так сказать? Явление это далеко не уникально, и оно не имеет особого отношения к фашизму в силу совершенно другого генезиса. Фашизм, корпоративное общество с экономическим укладом в формате монополистического этатистского строя, возможен в странах с давней национальной традицией и историей. Он является отличительной чертой стареющих, уставших, напуганных, любой ценой стремящихся к стабильности народов. Фашизм смертельно скучен со своей уродливой государственной экономикой, сующим свой нос в каждый дом государством и цензурой. Фашизм – удел напуганных, готовых передать свою свободу государству в обмен на безопасность и стабильность. В конфликте между Россией и Украиной фашистскую сторону представляет именно РФ с ее параноидальным стремлением к стабильности, вечным лозунгом "не высовывайся" и "не следует злоупотреблять гражданскими свободами". Молодые нации и народы, имеющие четкий план развития, к фашизму не склонны в силу бурлящей пассионарности, склонности к экспериментам в области нацбилдинга и отсутствию страха. Упрекнуть украинцев, еще вчера погибавших под пулями на Майдане и сегодня переживающими оккупацию со стороны РФ, в трусости, не сможет никто – кроме разве что Киселева и подобных ему; но кого вообще может интересовать их мнение?

"Правый сектор" – явление, типичное для стран, переживающих национально-освободительный процесс, либо деколонизацию. Охарактеризовать его можно как молодежный пассионарный национал-освободительный феномен, направленный на быструю "уличную" ликвидацию коррупционной системы, созданной для удерживания народа в подчинении и зависимости от внешней силы, а также поддержку дееспособного правительства. Я хочу привести несколько исторических аналогов ПС, организованных в период национального освобождения в разных странах, к "колонизации" которых имела отношение Россия (СССР) или близкие к ней советскообразные режимы. Их основное отличие от фашизма – ярко выраженный уличный характер, отсутствие претензий на власть и готовность перейти в мирный режим, как только к власти придут приличные люди, выбранные народом страны. Подобные организации не способны прийти к власти в силу отсутствия электоральных и управленческих механизмов. Если фашист стремится установить собственную диктатуру и реализовать вполне определенный тип социального устройства, то национал-освободительные движения прямого действия – всего лишь работают чистильщиками и ожидают выборов. Что мы сегодня и наблюдаем в Киеве – "Правый сектор" не мчится в Крым резать головы, не начинает отстреливать оккупантов, а выжидает, когда к власти придут реальные нацбилдеры.

Наиболее близкий аналог ПС – чилийская Patria y Libertad. Когда социалист Альенде начал широкую кампанию по экспроприации "лишней" собственности и советизации Чили с помощью Перу и Кубы, поставлявших левацким боевикам советское оружие, национально мыслящая пассионарная молодежь объединилась в несколько организаций, самой крупной из которых была "Родина и свобода". Будучи романтиками и националистами, молодые люди, в частности, основатель организации Пабло Родригес, характеризовали свое движение следующим образом: "Я считаю себя революционером. Вопреки всему, что думает большинство. "Родина и свобода" была движением революционным, националистическим, антикоммунистическим и антикапиталистическим". Их война с боевиками Альенде и государственной машиной – тема для целой книги; в конечном итоге Patria y Libertad сильно помогла осуществлению путча генералов и приходу к власти Правительственной хунты. Как только бойцы "Родины и свободы" увидели, что к власти пришли вменяемые люди, которые не допустят советско-кубинского реванша, они сразу же распустили свою организацию и влились в политическую жизнь страны. Несмотря на то, что режим генералов носил жестко неолиберальный и рыночный характер, что не раз вызывало критику со стороны ветеранов уличных движений. Чилийцев нельзя назвать молодой нацией, однако их национальное развитие крайне органичное, продуманное и здоровое, эта страна переболела марксизмом за три года, а фашизмом вообще никогда не увлекалась. Несмотря на то, что СССР изо всех сил клеймил и "Родину и свободу", и генералов гитлеровцами, нацистами, фашистами и т.д.

Еще характерный пример – на сей раз из истории Индонезии. В период деколонизации в этой стране пришло к власти националистическое просоветское левое правительство, а президентом страны стал Сукарно. В стране была введена жесткая цензура, запрещены западные фильмы, в экономике царил жесткий социализм сталинистского формата, под надуманными предлогами было захвачено государство Западный Ириан. В стране раскручивалась страшная инфляция, национализированная промышленность не работала, а школы нацменьшинств, например, китайцев, давали лучшее образование, чем государственные индонезийские учебные заведения. Во внешней политике Сукарно ориентировался на СССР и КНР.
Такая ситуация утомила народ страны. В 1965-м году был создан KAMI – Kesatuan Aksi Mahasiswa Indonesia, Союз действия студентов Индонезии. Эта организация, одна из многих созданных в те годы, приветствовала национальное освобождение Индонезии от колониального режима, но отрицала коммунистический путь развития, зависимость от СССР и Китая и диктатуру Сукарно. Это выражалось в лозунге КАМИ "Сукарно-1945 – да, Сукарно-1966 – нет!", который был популярен на акциях протеста и массовых демонстрациях индонезийской молодежи.
КАМИ активно приветствовала приход к власти правого военного правительства, ее героями были десантник Сарво Эди, фанатичный антикоммунист, сторонник независимости Индонезии, а также генерал Сухарто, правый президент страны, сменивший Сукарно на этом посту. КАМИ поспособствовала приходу к власти антикоммунистического военного правительстваи прекратила активные политические выступления, не пытаясь захватить власть или прорваться в государственные верхи.

Я могла бы продолжать и дальше, но объем статьи не позволяет вспомнить гватемальские, сальвадорские, венгерские, испанские (периода Гражданской войны) повстанческие и парамилитари-организации прямого действия, занимавшиеся быстрым изгнанием из страны советских и коммунистических захватчиков. Все они не претендовали на власть и даже толком не имели политической программы. Их целью было расчистить путь для новых лидеров, которые бы начали проводить разностороннюю политику и развивать страну, а не выпрашивать подачки от СССР/России и импортировать совок в свои страны. Слово Википедии: "Дмитрий Ярош говорил в интервью, что «Правый сектор» является не политической партией, а революционным национальным движением, и поэтому не вступает в политическую борьбу. Организация выступает за смену системы политической власти, но не имеет конкретной политической программы". Все прозрачно и предсказуемо.

"Правый сектор" мало чем отличается от той же "Родины и свободы". Очевидно, это тот же самый феномен, характерный для любой молодой нации, сопротивляющейся влиянию колонизаторов и "больших братьев". Пока профессиональные оппозиционные политики пытаются сбросить с поста президента диктатора-наместника Москвы, пассионарные ополченцы-патриоты облегчают оппозиции условия через уличные прямые действия. Опасаться прихода к власти и диктатуры "Правого сектора", "Родины и свободы", КАМИ могут только не совсем здоровые граждане, либо подонки-пропагандисты, для которых важна не правда, а интересы российской стороны.  Не бойтесь, россияне, ПС не придет к власти и не запретит вас, потому что такие люди к власти не стремятся, не видят себя в политике и не будут заниматься абсурдом вроде запретов языка. Вы не того опасаетесь. Лучше разберитесь с популистской диктатурой Путина, которая превращает вас в пугало для всего мира, цензурой и собственным фашистским государством. Потому как российская критика Украины, США, Европы, Японии все сильнее напоминает притчу о бревне и соринке в глазу.


Відео дня

Якщо ви помітили орфографічну помилку в тексті, виділіть її мишею та натисніть Ctrl+Enter

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling