Статьи

Медики Харьковщины гарантируют жесточайший отбор мобилизованных

5 февраля 2015 11:43

Врачи Харьковщины понимают, что человек, страдающий от заболеваний, - не только не боец, но и обуза для сослуживцев. Об особенностях работы медицинских комиссий в военкоматах во время четверой волны мобилизации “Главное” беседует со старшим врачом призывной комиссии Харьковского района Надеждой Лелюк.

- Надежда Владимировна, не будем скрывать, в ходе первых трех волн мобилизации через военкоматы «просочилось» в армию огромное количество людей, которым по медицинским показаниям в войсках не место. Эта ситуация вызвала огромный резонанс в обществе и во многом повлияла на то, что сегодня мужчины не спешат в военкомат, т. к. откровенно боятся, что на их заболевания врачи попросту закроют глаза...

- Если учитывать результаты прошедших волн мобилизации и сегодняшнюю — четвертую волну, то, поверьте, работа медицинских комиссий довольно отличается. И главное отличие в том, что ранее это был всего лишь медосмотр с предоставлением документов. Если человек отвечал, что жалоб на здоровье у него нет и не предоставлял какие-то документы о своих заболеваниях, то верили на слово.

Бывало, за день мы смотрели по 70 человек в режиме «сегодня смотрим – сегодня отправляем». У нас был маленький промежуток времени добывать достоверную информацию, но мы пытались это делать.

Безусловно, до нас доходила информация о том, что значительная часть из тех, кого мои коллеги признавали годным к службе, попадая в части или в зону АТО, сразу были вынуждены обращаться за медицинской помощью, т. к. у них обострялись хронические заболевания. И не реагировать на это, мы — медики — не могли.

- И что изменилось?

Сегодня ситуация в корне изменилась и во многом именно благодаря позиции самих врачей.

Поэтому на данный момент учитываются все ошибки, которые были допущены за прошедшие призывы. Сейчас мы очень тщательно собираем информацию, учитывая анамнез.

И чем старше человек — особенно, если это мужчины после 40 лет, тем придирчивей врачи. Мы стараемся по максимуму обследовать людей. И, поверьте, иногда выявляем у человека заболевания, о которых он сам и не подозревал.

Мобилизованным в возрасте до сорока лет необходимо обязательно сдать клинические анализы крови и мочи, пройти электрокардиограмму и флюорографию. Людей после сорока мы проверяем более тщательно - кроме стандартных анализов, нужно измерить внутриглазное давление, сдать кровь на сахар и принести справку о группе крови.

Без этих — первоначальных исследований — человек не пройдет медкомиссию. Кроме того, если мобилизованный знает, что у него есть какие-то заболевания, то он приносит заключения лечащих врачей.

- Т.е. ситуации «сегодня смотрим — сегодня отправляем» уже нет?

- Нет! Сегодня отводится два-три дня, чтобы человек, который получил повестку о мобилизации собрал необходимые анализы и принес нам свою медицинскую карточку. Так мы успеваем пересмотреть и проверить информацию по всем диспансерам: наркологическом, психиатрическом, провести осмотры, дополнительные обследования, окончательно поставить диагноз и принять решение — может или нет человек служить в армии.

- Вы упомянули медкарту. Означает ли это, что мужчина, подлежащий мобилизации, может принести в военкомат и свою медицинскую карту, и справки из негосударственных медицинских учреждениях, в которых указаны его диагнозы, и комиссия военкомата их примет и обязательно учтет?

- Именно так! Врачи медкомиссий военкомата обязаны принять у человека всю медицинскую документацию, которую мужчина считает нужным нам предоставить. Все жалобы на здоровье врачи обязаны зафиксировать в документах и проверить эту информацию. Если человек не считает возможным передать военкомату оригинал медицинского заключения, полученного в государственном или частном медицинском учреждении, то он может просто его нам показать, а передать копию документа. Все предоставленные справки и заключения вносятся в документацию здесь — в военкомате — и обязательно учитываются при вынесении решения о пригодности или непригодности к службе. Точно так мы не забираем себе медицинскую карту мужчины, с которой он к нам пришел, карта возвращается ему после просмотра врачами.

- И много ли мужчин уже пользуются этим?

- Достаточно. Скажу больше — были в нашей практике случаи, когда люди приходили с документацией и уже точно знали, по какой статье они не пригодны к службе.

- Исходя из чего они были столь уверены?

- Исходя из основного нормативного акта, на основании которого медицинские комиссии военкоматов принимают решение о годности мужчины к службе. Я говорю о Положении о военно-медицинской экспертизе в вооруженных силах Украины, утвержденном приказом №402 Министра обороны Украины. В этом документе прописаны и принципы работы комиссии и обозначены все заболевания, которые не позволяют признать человека годным к службе.

Соответственно любой человек может ознакомиться с этим документом, проконсультироваться со своим лечащим врачом и уже приблизительно понимать, насколько высоки его шансы попасть в армию.

- Одно дело, когда у человека есть реальные заболевания и он (вместе с ними) станет обузой для армии, а другое — придумать себе заболевания, исходя из того же перечня.

- Бывали и такие случаи. Скажу честно — редко. В нашем военкомате работают врачи с огромным опытом и высоким уровнем профессионализма. Соответственно, мои коллеги понимают, человек говорит правду и нет, есть у него симптомы определенного заболевания, или он почитал о них в Интернете и пытается выдать «желаемое» за действительное. Если кто-то пытается «откосить» , мы всё равно требуем карточки, стараемся проверять с особой тщательностью таких людей.

Я вам скажу откровенное - если мобилизованный что-то придумывает – это изначально видно, он может рассказать о каких-то несуществующих болях. Много бывает таких людей, которые обращаются с жалобами, а на самом деле при осмотре врачи никаких заболеваний не выявляют. Если же у медиков появляются сомнения на счет состояния здоровья человека - мы отправляем на дополнительное обследование и на этом ставим точку. Но если от призывника поступают многочисленные упорные жалобы при нормальных результатах анализов, мы вынуждены отправить его на обследование в медицинское учреждение.

Но есть и другие примеры, они нередки — в нашей практике были случаи, когда приходили мужчины, которые сомневались, смогут ли они служить «по состоянию здоровья», но услышав, что с его здоровьем всё в порядке, принимали решение идти защищать Родину. Вот, такие мужчины нас всегда радуют.

- Кстати, к вопросу о медицинской помощи. Будут ли врачи военкоматов осматривать человека, который от такого осмотра отказывается?

- Нет, осмотр любым врачом возможен только тогда, когда человек дает на это свое согласие. Если мужчина зашел в кабинет к врачу, отвечает на его вопросы о состоянии здоровья, предоставляет медицинские документы, соглашается на дополнительные обследования — это означает, что он дал свое согласие. Если же он отказывается даже от осмотра — это его полное и законное право. Насильно мы никого не осматриваем.

- Говорят, что те, кто приходит в военкомат добровольцем, т. е. без всяких повесток, иногда пытаются утаить свои заболевания.

- Правильно говорят. Такие случаи происходили и происходят часто. Понимаете, это — добровольцы! Они не ждут повесток, они рвутся защищать страну. Естественно побаиваются врачей — а, вдруг, мы признаем их или негодными, или ограничено годными.

Проходил у нас медкомиссию один из многочисленных добровольцев, и при осмотре окулист выявил, что его зрение находится в пограничных критериях между «годен» и «не годен». Врачи сомневались, но мобилизованный упорно настаивал на своем желании служить. Пришлось собираться на своеобразный консилиум: врачи, сам доброволец и военком. После переговоров медики приняли в расчет предпочтения мужчины и дали направление на службу, естественно, в те войска, где здоровье этого добровольца не ухудшится и он сможет быть полезен стране и армии.

Такие случаи всегда индивидуальны и каждый решается уже с учетом пожеланий добровольца, заключений врачей и решения военкома. Я имею в виду и тех, кого мы признаем как негодными к службе, так и ограниченно годными.

- Надежда Владимировна, а какова примерная статистика — сколько из прошедших медокмиссию мужчин признаются негодными к службе?

- Если примерно проанализировать состояние здоровья всех мобилизованных, которые прошли медосмотр, то 50 % из них полностью здоровы, 40% не годны к прохождению службы и 10% мы признали ограниченно годными.

- А что на практике означает понятие «ограничено пригоден»?

- Негодность к службе выносится в случае, если больной обследован и предоставил соответствующие документы, по которым мы, согласно уже упомянутому приказу Министра обороны №402, подтверждаем статью по какому-либо специалисту, который подан в этом приказе. Если комиссией выносится решение «не годен» в мирное время и военное время, то его снимают с военного учета.

В случае, если мобилизованный «ограниченно годен», согласно таблице дополнительных требований мы указываем, в какие именно рода войск можно отправить призывника согласно его состоянию здоровья. К примеру, для службы в аэромобильных войсках требуются абсолютно здоровые люди, следовательно, для человека с незначительной патологией мы подбираем другой род войск, другую воинскую часть.

Кроме того, решение медкомиссии районного военкомата всегда можно оспорит в медкомиссии областного военкомата или в суде.

Конкретно в нашем военкомате ни одного такого случая за все четыре волны мобилизации не было, что говорит о профессионализме наших врачей, но законного права оспаривать решение медкомиссии никто человека лишить не может.

Фото: Екатерина Курило

Дмитрий БРУК


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling