Владимир ЧИСТИЛИН. Главное™
Ментальность пограничья
Как формировалось самосознание харьковчан, что сделало наших земляков прагматичными циниками, почему так часто переписываются учебники истории и, вообще, насколько сейчас востребована гуманитарная наука. Об этом и многом другом мы беседуем с профессором ХНУ им. В. Каразина, президентом «Международной ассоциации гуманитариев» Владимиром Кравченко.   – В истории Харькова немало мифов. Складывается впечатление, что в своей книге «Харьков – столица Пограничья» вы пытаетесь их развенчать.   – Миф развенчать невозможно. Его можно только заменить другим. У Харькова есть миф «первой столицы». В принципе, существование мифов – нормальное явление. Посмотрите, сколько их вокруг Одессы. Но о «жемчужине у моря» написаны сотни работ, на Западе выходят десятки монографий, а Харьков незаслуженно забыт. Возможно, это происходит потому, что наш город в последнее время чрезвычайно интровертен. Мы говорим всегда о себе, а это мало кому интересно. Есть десятки городов на Западе, которые могут сказать о себе: «не первый и не второй». Типология таких мегаполисов видна на уровне литературы, но у нас беда: историки читают только историков, филологи исключительно филологов, а город требует всестороннего видения. В книге, которую благодаря белорусским историкам смогли издать только в Вильнюсе, я как раз пытаюсь выйти за рамки дисциплинарной ограниченности.   – Каковы особенности это проанализировать людей, живущих в городе, который позиционирует себя как «не первый и не второй»?   – Для меня специфика Харькова сформирована его пограничным статусом. То есть, вроде бы есть налет провинции, но зато нет «обязаловки», унификации. Люди сюда приходили с прагматичными целями: убежать от войны и начать свое дело. По такой логике творился американский Дикий Запад. Свободные люди ни от кого не зависели, но точно знали, чего они хотят. Слобожанщина – это некая свободная милитаризированная экономическая зона. Здесь люди были наделены особым статусом и привилегиями: правом гнать водку, делать муку, проводить ярмарки. Поэтому харьковчане хотели ограничить сюда доступ чужаков. Российское правительство тоже в этом нуждалось. У нас привыкли считать, что первая граница была с татарами, но на самом деле она проходила с Россией, так как империя не намерена была эти привилегии распространять на своих подданных. Как следствие, возникали параллельные поселения – Русская Лозовая/Черкасская Лозовая, Русские Тишки/Черкасские Тишки. Границу между ними местное население хорошо понимало и сознавало.   – Как проходила ментальная трансформация людей приграничья?   – Ментально такая граница делает человека более самостоятельным. В условиях, когда государство или церковь все время давит человека, у харьковчан была относительная свобода. Держава с ней мирилась, так как ей нужно было привлечь людей в Дикое поле. Для меня харьковчанин – это воплощение здравого смысла. Он понимает вещи вполне конкретно. Конечно, никуда не деться без романтизма – это тоже было в новейшей истории Харькова – замечательные эпохи искреннего подъема и коллективного позитивного переживания, но среднестатистический харьковчанин на протяжении жизни вряд ли способен быть романтиком многократно.   – Миф «Харьков – первая столица» довольно устойчивый.   – Если я говорю, что это миф, то я не отрицаю право на его существование. Есть, скажем, миф, что Харьков – «ментовский город», но всегда найдутся те, кто с этим не согласятся. Столичный статус Харькова – побочный продукт коммунистического эксперимента. В настоящее время – это символ локального патриотизма, хотя и эклектичного, скорее протестного, чем созидательного, толка. В конце-концов, это «бренд», который продается.   Если Харьков действительно вынашивает столичные амбиции, то в этом отношении местечковая психология – плохой помощник. Харьков должен чем-то превосходить другие мегаполисы. Такой город обязан будет открыться для инноваций и быть восприимчив ко всему новому. Особенность столицы в том, что она открыта. Провинция, наоборот, закрывается, кричит: «понаехали тут». Сейчас Харьков резко упал в своем столичном статусе. Посмот­рите на площадь Свободы – мы видим возвращение к архетипам базара, как это было в XVII веке. Словно в 50-60 годы с появлением телевизора, сейчас на площади оглушительно вещает огромный экран. Новации в закостенелых структурах вообще не воспринимаются. Талантливым людям здесь не комфортно – они уезжают. Хорошо, что к Евро-2012 Харькову присвоили бренд «умный город». В чем, собственно, проявляется его «ум», должно быть понятно каждому, кто пройдется по улицам, зайдет в кафе, попробует что-либо купить и т. д. Хуже, если бы Харькову присвоили титул «грязного», каким он на самом деле является.   – Учебники истории Украины постоянно переписываются. Насколько я знаю, у вас есть своя концепция решения этого вопроса.   – У нас есть группа ученых, которая сформировалась несколько лет назад. Ее возглавляет зав. кафедрой истории Киево-Могилянской академии, профессор Наталья Яковенко. Идея в том, чтобы попытаться предложить модифицированный и обновленный вариант национально-государственной истории Украины. Можно понять наивный романтизм начала 90-х годов, когда бросились выискивать арийские корни, Велесову книгу, тысячелетнюю историю украинского государства и т. п. Если бы в это время произошло «экономическое чудо», забил фонтан нефти и все украинцы внезапно – как они о том мечтают – разбогатели, подобные штучки еще можно было бы понять, но сегодня нужна иная концепция, которая была бы приемлемой для людей разной ориентации, говорящих на разных языках, принадлежащих различным конфессиям. В этом смысле интересен пример Финляндии. Того, как там показана история до провозглашения независимости. Пришел шведский губернатор – построил мост, потом появился российский – создал школу. Затем пришел финский: он построил мост, школу и еще больницу. То есть акцент – на позитивном, созидательном. Скажем, в Харькове в период империи на заводах заработки были в три раза больше, чем в центре России. Советские администраторы тоже немало создали, например, железные дороги, конструкторские бюро, тяжелую индустрию. Мы слишком много внимания уделяем темам, которые раскалывают общество. В 1917 году на заплеванных улицах собирались тысячные митинги. Люди решали глобальные вопросы мирового порядка, а вокруг все утопало в грязи. Когда в 1918 году в Киев пришли немцы, то первым делом они кипятком помыли вокзал, а только потом стали разгружать вагоны. Это гораздо важнее, чем крики бесноватых с обеих сторон, например, на 9 мая.   В музее Финляндии я не нашел экспозиции о Зимней войне с СССР. Они не хотят воспитывать поколение на противопоставлении, на конфронтации, хотя войну-то финны фактически выиграли... В отличие от наших предков, которые могли выигрывать сражения, но не войны. Музей проводит государственную политику толерантности и межнационального согласия. Мы ведь не ставим в своих музеях стенды о российских черносотенцах, хотя, возможно, скоро и будем. Учебник – это тот же музей, который формирует гражданина.   – Может, все-таки правильнее показывать две позиции?   – А почему именно две? Я вот смотрю на наших студентов. Даже пятикурсники не всегда в состоянии критически мыслить. Большинство из них не могут сделать сравнительный анализ двух разноплановых текстов. Как это вы видите в 5-6 классе? Иначе будет некая шизофреническая расщепленность, от которой страдают постсоветские «подростки». Они мечутся по заколдованному кругу: Россия-НАТО, Европа-СНГ, русский язык-украинский язык. Спросите, сколько из них хотя бы раз выезжали за границу. Кто из них был в Европе или даже в России. Только не в Москве, а в глубинке. Культуру города определяют ведь не по улицам, а по подъездам.   Выход из замкнутого круга – в открытости, а не самоизоляции, толерантности, а не фанатизме. У меня нет рецептов, но как историк я предложил бы акцентировать на опыте модернизации.   – Почему вы слова не говорите о национальной идее?   – Это похоже на поиски рецепта философского камня – многие этим занимаются, но никто еще не достиг цели. Вон в России во времена Ельцина был призыв: «Давайте создадим национальную идею». В итоге получилось православие, самодержавие и народность, которую никто не может определить – что это такое. Формула 30-х годов XIX века графа Уварова, с которой никто не знал, что делать. Если мы не в состоянии предложить чего-то общего для всех, давайте создадим равные условия для всех – люди сами выберут лучшее. Вместо этого одна воинствующая мифология сменяет другую, борется с третьей, погоняет четвертой, но улицы-то грязные, как и были. Механизм отбора лучших, профессиональных, компетентных людей не действует. Общество мечется между КПСС и православной церковью на фоне растущей бедности, коррупции, хамства. Оно решает вопросы выживания. Прежде, чем этим людям что-то предлагать, надо бы восстановить кредит взаимного доверия в обществе, дать им вздохнуть свободнее.   – Насколько сегодня востребована гуманитарная наука?   – Абсолютно не востребована. Люди не предполагают существования экспертного, то есть независимого гуманитарного знания. Для них гуманитарий – это пропагандист. Собственно, немало гуманитариев, работающих в высшей школе, тоже так думают. Ничего удивительного – высшая школа до сих пор не реформирована и не модернизирована. В некоторых случаях – это настоящие авгиевы конюшни. И никакой очередной закон о высшем образовании здесь ничего не изменит. Непонимание гуманитарных аспектов модернизации – свидетельство примитивности самого общества.   Я представляю Международную ассоциацию гуманитариев, в которую входят ученые из Беларуси, России, Украины, а также Эстонии, Польши, США. Их всех объединяют принципы профессионализма, корпоративной этики и чувство взаимного доверия. Наши коллеги из России и Беларуси все еще чувствуют себя в Украине более свободно, чем у себя дома. Мы можем потерять это преимущество, если будем следовать ущербной психологии «осажденной крепости»: все у нас дома, дескать, хорошо, если бы не было западного вмешательства. К чему привела эта дремучая психология Беларусь, Северную Корею, Кубу?   Создавая подобную негосударственную структуру, мы тем самым создаем платформу для полноценного диалога гуманитариев постсоветских стран между собой и с мировым сообществом. Это солидный интеллектуальный потенциал, помноженный на безупречность академической репутации. Если государство будет в этом заинтересовано, МАГ готова к сотрудничеству. Но – на определенных условиях. Если нет – ничего страшного, мы все равно продолжим культивировать принципы гражданского общества в нашей профессиональной среде. Без этого никакая гуманитаристика не сможет прописать больному обществу терапию диалога и толерантности. «Врач, исцелись сам!»
Тест... на протест
Нет сомнения, что массовые акции недовольства, наподобие прошедшего «Дня Гнева», будут в Украине только нарастать. Но поскольку власть никак не реагирует на демократические формы протеста, возможно, стоит прибегнуть к более неординарным способам гражданского неповиновения.   Предлагаем вашему вниманию семь наиболее оригинальных методов, которыми граждане напомнили о своих правах.   Отпустить бороду   Измученные затяжным политическим кризисом бельгийцы решили не бриться. Они убеждены, что длинные бороды могут стать именно тем действенным средством, которое заставит политиков объединиться и создать новое дее­способное правительство. Вдохновителями оригинальной кампании выступили известные актеры и телеведущие. В акции приняли участие тысячи бельгийцев, которые загружали свои бородатые фото на специально созданный сайт. В ответ сенатор из Фландрии Марлиин Теммермам, гинеколог по образованию, призвала граждан до формирования правительства отказаться от секса. «Мой призыв, безусловно, шуточный, но он вписывается в линию призывов к бельгийцам выразить гражданский гнев», – пояснила она свою инициативу.   Залить улицы молоком   Во многих странах Евросоюза доведенные до отчаянья фермеры еще недавно выливали – куда попало – молоко. Улицы городов и сельские поля были залиты им тоннами. В Германии фермеры даже сливали молоко в пруд при одном из монастырей в городе Эйслебен. В результате такой акции протеста погибло более чем полтонны рыбы. Монашки, разводившие в пруду зеркальных карпов, оценили нанесенные им убытки в сумму около 10 тыс. евро. А вот французские фермеры во время кризиса пошли дальше – они жгли автомобильные шины и сено прямо в центре Парижа на Елисейских полях.   Пересесть на лошадей   Необычные акции протеста против роста цен на бензин прошли недавно во многих городах Румынии. Граждане приезжали на автозаправки на машинах, запряженных лошадьми. Автомобилисты по всей стране, как могли, поддерживали протест. Большинство из них все же покупали бензин, но при этом рассчитывались пригоршнями самых мелких монет, чтобы у оператора уходило много времени на их пересчет.   Надеть всем каблуки   Оригинальный способ борьбы за права женщин и протест против сексуальных домогательств на работе придумали в Англии. Акция получила название «Пройди милю в ее обуви». Сейчас это международный мужской марш, который проходит в разных странах в поддержку женщин. Родился он из старинной английской пословицы «To know a person should walk a mile in his shoes», что означает: чтобы узнать человека, нужно пройти милю в его обуви (т. е. поставить себя на его место). Мужчины в туфлях на высоких каблуках шагают ровно милю.   Раздеться догола   Женщинам можно посоветовать другой эффектный вариант. «Голые протесты» весьма распространены в Европе. В Украине наиболее активны в таком виде демонстраций представительницы общественной организации «FEMEN». Девушки раздевались и против повышения тарифов, и в защиту свободы слова, и протестуя против проституции и секс-туризма. В Европе одна из наиболее масштабных регулярных «голых» акций – Лондонский велопробег «London World Naked Bike Ride». Ее целью является протест против нефтяной зависимости и использования автомобилей. Привлекает голых манифестантов и организация «РЕТА», защищающая права животных. Раз в год проводят «голые» забеги и филиппинские студенты, в последний раз они протестовали против сокращения госфинансирования вузов.   Постирать флаги   Перуанские оппозиционеры в знак протеста против президента Альберто Фухимори во время избирательной кампании очередных президентских выборов в 2000 году, массово выстирали свои национальные флаги. Тем самым они хотели очистить страну от грязной политики президента Перу. Советские люди помнят, как Дин Рид выстирал флаг США, объясняя поступок тем, что смывает с флага кровь тысяч погибших в войне вьетнамцев. В Америке тогда этот поступок никто не заметил, хотя в СССР он имел огромный резонанс. Только сделать это надо так, чтобы после стирки «желто-синий» прапор неожиданно не превратился в красный с серпом и молотом.   Вступить в партию красавцев   Для этого, правда, такую в Украине нужно еще создать. В качестве образца можно позаимствовать румынский опыт. Там недавно появилась необычная политическая партия – в нее принимают только красивых молодых моделей. Таким образом, ее лидер Санзиана Буруяна надеется освежить имидж типичного политика, как правило, немолодого и весьма непривлекательного мужчины. «Мы хотим избавиться от толстых депутатов и политиков», – заявила известная в стране модель. Буруяна готова действовать весьма жесткими методами: в случае ее победы толстяков, будут штрафовать ежемесячно за каждый избыточный килограмм на 10 евро. Кроме того, 23-летняя модель собирается ввести штраф на супружеские измены. Любопытно, что он будет распространяться только на мужчин и составит 100 евро. А за шутки про блондинок Санзиана предлагает уже сажать – правда, она не уточнила, на какой именно срок.   Революция прищепок   Один мой коллега в качестве нового символа протеста предложил использовать в качестве «украшения» не дискредитировавшие себя ленточки, а обыкновенные прищепки. Девизом всех несогласных с действиями нынешнего антинародного режима должны стать слова «Прищепим власти язык». За все ее пустые обещания, ложь и цинизм нынешним правителем давно пора бы оторвать не только языки, но украинцы нация мирная, что доказали события 2004 года. Поэтому если власть не сдаст тест на протест, то надо делать красивую революцию прищепок. Стильно, дешево и главное идеологически выдержано.   Шутки шутками, но, по данным последних соцопросов, сегодня более 60% украинцев готовы к различным акциям гражданского неповиновения. Количество же людей, готовых к незаконным формам протеста (несанкционированным митингам, уличным беспорядкам и т. п.) для защиты своих прав, достигло уже 32%. Поскольку цифра эта с каждым днем возрастает, то не исключено, что День Гнева рано или поздно может превратиться в эру ненависти
Valentine's Day
День всех влюбленных в нашей стране празднуется с особым размахом. То ли потому, что мощи святого Валентина хранятся в одной из церквей города Самбор Львовской области, то ли из-за того, что в последние годы нам катастрофически не хватает любви, а, может, просто украинцы испытывают элементарный дефицит на неидеологизированные праздники. Как бы там ни было, согласно соцопросам, почти половина наших соотечественников 14 февраля собираются делать подарки своим возлюбленным. А потому самое время поговорить о том, как этот день отмечается во всем мире. Удивительно, но драматическую судьбу Святого Валентина Голливуд до сих пор не экранизировал, хотя сюжет так и просится на киноэкраны. Для тех, кто не в курсе, немного предыстории. В античное время детская смертность была очень высока. В 276 году до н. э. Рим чуть не вымер в результате «эпидемии» мертворождений и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам не имели детей, рассматривались как проклятые. Посему они прибегали к мистическим обрядам, дабы обрести способность к деторождению. Место, где, по легенде, волчица выкормила основателей Рима, считалось у римлян святым. Поэтому каждый год 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» (лат. lupo – «волчица»), во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготавливались бичи. После пира молодые люди брали кнуты и выходили в город пороть женщин. Главной частью фестиваля Луперкалий были голые люди, несущие ремни из кожи козла. Римляне бежали мимо женщин и неистово их лупили. Дамы охотно подставляли «пятую точку», считая, что удары дадут плодовитость и легкие роды. Ритуал был очень распространен в Риме, и в нем участвовали даже члены знатных семейств. Празднества стали столь популярны, что, с приходом христианства, обряд еще долго не могли искоренить. В 494 году н. э. Папа Геласий I внес коррективы в Луперкалии, и вместо них дню был присвоен небесный покровитель – Святой Валентин, которого казнил император Клавдий II. В позднем средневековье во Франции и Англии житие Св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюбленных пар. Согласно преданию, император вбил себе в голову, что одинокий мужчина – без семьи, жены и обязательств – лучше бьется за родину на ратном поле битвы, и запретил юношам жениться, а девушкам - выходить замуж. Святой Валентин был рядовым священником, который сочувствовал несчастным влюбленным и тайно, под покровом ночи, освящал браки. Вскоре «проделки» падре стали известны властям, и его кинули в тюрьму, приговорив к смертной казни. В казематах Св. Валентин познакомился с прекрасной дочкой надзирателя – Джулией. Романтичный священник написал перед смертью признание в любви – «валентинку». Казнь произошла 14 февраля 269 года н. э. Исламский мир В ХХI веке именно в середине февраля в Саудовской Аравии полиция проводит обыски в местных магазинах. Они ищут все, что имеет отношение к празднованию запрещенного в стране дня Св. Валентина. Под угрозой смертной казни правоохранители изымают красные розы, товары в форме сердец и красную оберточную упаковку. Любопытно, что в течение года эти товары продавать разрешено, но в преддверии 14 февраля они становятся «контрабандой». Власти Ирана, в рамках развернутой в исламской республике кампании против влияния западной культуры, тоже уничтожают атрибуты влюбленных. «Печать и производство любой продукции, касающейся дня Св. Валентина, включая любые плакаты, брошюры, открытки и коробки с символами, изображающими сердечки, половину сердечек, красные розы, а также любые действия, пропагандирующие этот праздник, запрещаются. Власти примут все предусмотренные законом меры против тех, кто проигнорирует этот запрет», – гласит инструкция, розданная иранским объединением полиграфии. Поэтому диссиденты исламских стран стараются использовать праздник для популяризации демократических ценностей. США В Америке, как и на родине Св. Валентина в Италии, 14 февраля называется «сладким» днем. Из названия понятно, что основными подарками являются всевозможные конфеты, печенье и шоколадки в форме сердца. Раньше влюбленные в США дарили друг другу марципаны. Это был довольно ценный презент, поскольку марципан содержал сахар, который тогда стоил очень дорого. С 1800 года началось широкое использование сахарной свеклы, и американцы наладили производство карамели. В день Св. Валентина они выцарапывали на красно-белых конфетках соответствующие празднику слова. В 50-е года конфеты стали укладывать в картонные коробочки в форме сердца. По традиции, с днем всех влюбленных поздравляют не только тех, с кем состоят в романтических отношениях, но и всех, кого любят, – мам, пап, бабушек, дедушек, друзей. Европа Дальше всех пошли англичане. Они поздравляют не только людей, но и любимых домашних животных: лошадей, собак. Популярными подарками на 14 февраля в Англии считаются сладости в виде сердечек, мягкие игрушки, особенно любимые в Британии медвежата Teddy, и неизменные открытки – «валентинки». Кроме открыток-сердечек, во Франции дарят также белье, шоколадные муссы, конфеты, романтические путешествия, «счастливые» лотерейные билеты, нарезанную сердечками колбасу, розовые йогурты, искусственные цветы, с французским акцентом бубнящие что-то вроде «Я буду любить тебя вечно!» Также день Св. Валентина считается наиболее удачным днем для предложения руки и сердца. Под шампанское и десерт, возлюбленной протягивается красная коробочка с «фиансай», так называемым «кольцом на помолвку». В Голландии 14 февраля не считается зазорным, если женщина сама подойдет к мужчине и вежливо попросит его на ней жениться. Если сей высокий жест не будет оценен, мужчина может пенять на себя: он должен подарить даме платье, предпочтительно шелковое. Славится так называемыми «ложками любви» Уэльс. Перед праздником влюбленные вырезают из дерева ложку, украшают ее сердечками и дарят друг другу. Такой подарок буквально означает: «Ты нашел путь к моему сердцу». Поляки 14 февраля посещают Познаньскую метрополию, где, по преданию, покоятся мощи Св. Валентина и находится его чудотворная икона. Они верят, что это паломничество помогает в любовных делах. В Германии Св. Валентин считается покровителем психически больных. В честь праздника немцы украшают психиатрические лечебницы алыми лентами, а в часовнях проводят специальное богослужение. В Испании день всех влюбленных проходит 1 мая, и его неизменными символами считаются майское дерево и «королева», избранная из числа самых красивых девушек. Национальные черты праздник приобрел в Болгарии. Там день всех влюбленных совпадает с местным торжеством виноградарей – днем Св. Трифона, который раньше отмечался также 14 февраля. Эти два праздника слились в один и очень удачно дополнили друг друга, ведь любовь опьяняет не меньше, чем вино. Легенда о библейском виноградаре весьма любопытна. Трифон Зареза, или как его еще называют – Трифон Безносый, лишился носа за свое неподобающее поведение, за то, что посмеялся над Пресвятой Богородицей. С тех пор женщинам 14 февраля не разрешается даже брать в руки нож. Азия В Японии традиция дарить в этот день сладкое появилась с подачи одной крупной фирмы по производству шоколада. Там начали праздновать день Св. Валентина еще в 30-е годы, но до сих пор шоколад остается самым распространенным подарком. Кстати, в стране Восходящего Солнца день Св. Валентина слегка напоминает «8 Марта для мужчин», так как японские мужчины получают, пожалуй, даже больше подарков, чем женщины. В ходу мужские аксессуары – бритвы, лосьоны, бумажники и т. д. Подсчитано, что в Китае в прошлом году в день Св. Валентина продавали 24 тыс. букетов роз в минуту. И это несмотря на то, что в самой многочисленной стране мира праздник влюбленных носит название Цисицзе, и приходится на 26 августа. Он отмечается вечером 7-го дня 7-го месяца по традиционному Лунному календарю. Праздник Цисицзе тесно связан со сказанием о Пастухе и Ткачихе – трогательной историей любви, дошедшей до наших дней с незапамятных времен. Между прочим, на Руси есть свой день влюбленных, и связан он с благоверной княжеской четой – Петром и Февронией. В России православная церковь все чаще призывает перенести праздник любви на 8 июля, когда чествуют муромских святых. С 2008 года в России праздник имеет официальный правительственный статус и называется он «День семьи, любви и верности». Но кто бы что не считал, 14 февраля евроатлантическая цивилизация будет сходить с ума от современных «ромео» и «джульетт». В соответствии с данными Американской ассоциации поздравительных открыток (есть и такая – авт.), ежегодно в мире, исключая страны Восточной Европы, посылается до одного миллиарда «валентинок». Больше открыток отправляется только на Рождество. Любопытно, что приблизительно 85% всех «валентинок» покупают представительницы прекрасной половины человечества. А, как известно, чего хочет женщина, того хочет Бог
"Звездные" войны
Несмотря на то, что 2011 год объявлен ООН годом Космоса, а весь мир готовится широко отмечать полувековой юбилей полета Юрия Гагарина, харьковская мэрия ведет активную борьбу и судебные тяжбы против руководства планетария. Уникальный культурно-образовательный комплекс, находящийся в самом центре города, сначала хотят перевести в коммунальную собственность, а затем использовать по своему усмотрению. Лакомый кусок собственности в центре города уже второй год является камнем преткновения между мэрией и коллективом ЗАО «Харьковский планетарий им. летчика-космонавта Ю. А. Гагарина». Городские власти пытаются любой ценой заполучить здание в коммунальную собственность. Для ведения «звездных» войн ими привлекаются лучшие юристы мэрии, СБУ, прокуратура, а также всевозможные проверяющие органы. Судебная эпопея через суды, апелляции и кассационные жалобы уже достигла высших столичных инстанций, и не исключено, что конфликт может перерасти в международное разбирательство. По крайней мере, по инициативе планетария в процесс уже вовлечены администрация президента, Академия Наук Украины, Академия педагогических наук Украины, Общество «Знание» Украины, Национальное Космическое Агентство Украины, Украинская Астрономическая Ассоциация, ряд влиятельных общественных организаций и видных личностей, в том числе и зарубежных. Чем может грозить передача собственности другому владельцу, даже в лице коммунального департамента? В Виннице здание планетария превратили… в казино. Аналогичное событие произошло в России. В Брянске, после перехода под опеку города, научно-образовательный центр сначала перевели в категорию аварийных, а потом ликвидировали. Даже знаменитый московский планетарий, который был под крылом общества «Знание», после смены собственника уже 20 лет закрыт на реконструкцию. Рядом с ним построили подземные парковки, магазинчики и увеселительные заведения. Из 20-ти действовавших в Украине планетариев «в живых» осталось только пять. Причем, харьковский по праву считается в СНГ одним из самых лучших. Занимая всего 0,7 га, он более полувека является уникальным местом, где люди могут узнать практически все по космической тематике. Решение о создании планетария было принято по инициативе академика Николая Барабашова, а с 1962 года комплексу не случайно присвоили имя Юрия Гагарина. Без привлечения бюджетных средств, всего за год старинное здание в центре города удалось достроить до четырех этажей. На самом верхнем из них построили башню телескопа. Кстати, позже этот метод строительства получил название «народной стройки». Сегодня городские власти пытаются игнорировать то, что в труднейший период 90-х планетарий без бюджетного финансирования выдержал все экономические кризисы, а при прохождении государственной регистрации 17 августа 1992 г. получил правовую форму коллективного предприятия. Тогда здание было внесено в Устав планетария как недвижимое имущество, а контроль за проведением регистрации проводил именно исполком харьковского горсовета. Возникает вопрос: зачем ломать то, что создано трудом и усилиями не одного поколения? На сегодняшний день Харьковский планетарий – это целая лаборатория по изучению космоса. Зал оборудован цифровым квадростерео звуком. Современный цифровой видеопроектор позволяет на большом экране демонстрировать фото- и видеоматериалы к лекциям и презентациям. Сотрудничество с Всемирной и Евразийской ассоциацией планетариев, ЮНЕСКО, агентством NASA, Федерацией космонавтики России, Национальным космическим агентством Украины, Аэрокосмическим обществом Украины, Международным центром гуманной педагогики, музеями и планетариями страны, Харьковским НИИ астрономии, вузами, комитетом международного проекта «Астрогоризонт» позволяет планетарию предоставлять зрителям самую новую и достоверную информацию. Не стоит забывать, что Харьковский планетарий является инициатором и участником многих Международных конференций по астрономическому образованию, космонавтике, физике, философии. Здесь на первом этаже с 2008 года действует уникальный музей «Космос». Его экспозиция подчеркивает активную работу ученых, конструкторов, техников Харьковщины в области наук о Земле и космонавтике. Созданы и установлены большие макеты самых надежных в мире ракетоносителей, которые создавались на предприятиях Украины, модель «космического челнока», первого спутника, глобусы планет, фигуры астронавтов и космонавтов, редчайшие космические экспонаты. Имеется уникальная коллекция, составляющая беспрецедентный на постсоветском пространстве музей НЛО. Об этом мало кто знает, но планетарий никогда не финансировался из бюджета. С первых лет своей работы он не входил ни в государственную, ни в коммунальную собственность, и уже два года является ЗАО. Тем не менее, на основе хозрасчетной системы коллектив из 20 человек содержит здание и уникальную видеоаппаратуру звездного зала, без всяких льгот со стороны горсовета производит коммунальные платежи и текущий ремонт помещений. При этом планетарий еще умудряется помогать многим общественным организациям, например «Ассоциации студентов», «Союзу воинов-интернационалистов, обществу «Дети Чернобыля», социальным службам Харькова и области. Надо ли говорить, что особое внимание здесь уделяют детям. При планетарии действует астрономический кружок, детский космический лицей, студенческий музыкальный клуб, театральная студия. В течение учебного периода проводятся конкурсы детского рисунка. Активное участие в лекционной работе принимают ветераны космической отрасли, их выступления перед студентами вузов в сопровождении видеофильмов о космосе всегда вызывают ажиотаж. Роль планетария в развитии образования молодежи трудно переоценить. Только в 2010 году здесь побывало около 50 тыс. человек. Но все эти достижения приземленных чиновников горсовета не интересуют. Их влечет здание в центре города, которое путем махинаций легко может перейти из коммунальной собственности в частные руки. На приглашение хоть раз посетить планетарий один из сотрудников юридического департамента мэрии чистосердечно признался: «Я у вас никогда не был, и быть не собираюсь». За безобидной передачей здания в собственность города кроется ряд существенных для планетария проблем. В таком случае коллектив, по сути, становится заложником не всегда предсказуемой воли властей. В мэрии могут установить такую арендную плату, что мало не покажется. К тому же, сегодня капитальные и текущие ремонты здания и внутренних помещений обеспечивает ЗАО «Харьковский планетарий им. Ю. А. Гагарина», акционерами которого стали все члены трудового коллектива, включая пенсионеров, отдавших годы жизни и труда этому предприятию. В полном объеме, без льгот, оплачиваются коммунальные услуги. Кто будет отвечать за сохранность здания в случае его реорганизации – непонятно. Каких подрядчиков и по какой цене начнет «рекомендовать» мэрия – тоже большой вопрос. Возможно, все обойдется, как это случилось в Донецке. Там, несмотря на то, что парк с расположенным в нем планетарием был отдан под застройку, планетарий удалось сохранить. Построили специальное здание в удобном для посетителей районе. Но донбасский опыт, скорее, исключение. Как правило, после смены собственника подобные учреждения быстро «умирали». Директор Харьковского планетария Галина Железняк настаивает на том, что планетарий должен находиться в том месте города, к которому привыкли харьковчане. В центре города планетарий полноценно выполняет свои функции: «Наш уникальный культурно-образовательный комплекс может работать только в полной структуре здания, специально созданного под него. Сюда входят, помимо звездного купола, пространство музея, учебные аудитории и обсерватория. Разрушение целостности структуры планетария может привести к негативным последствиям для общей работы, а также к потере оперативности в поддержании и развитии имеющейся материальной базы», – говорит директор. Коллектив предприятия полагает, что планетарий будет интересен многим зарубежным гостям при проведении Евро-2012. Благодаря уникальному музею «Космос», именно Харьковский планетарий получил широкую известность в мире. Он готов к Евро-2012 расширять экспозицию музея, предоставлять спектр новых видов деятельности, например, создавать зал «виртуальных путешествий». Космос стоит того, чтобы мы умели смотреть на звезды! Как заметил ветеран космической отрасли Украины Геннадий Тупало, вместо того, чтобы провозгласить Харьков столицей систем управления и активно содействовать выполнению комплексной программы празднования в регионе 50-летия полета Гагарина, предложенной руководством планетария, городские власти продолжают проверять планетарий на жизнестойкость. Если громада не возьмет ситуацию под контроль, то мечта академика Барабашова о создании научно-просветительского центра будет похоронена под обломками «звездных» войн, затеянных градоначальниками
От независимости – к зависимости?
Сегодня сложно назвать точную дату появления в Харькове независимых СМИ. Кто-то справедливо связывает ее с выпуском в августе 1988 года газеты «Ориентир. ДиП», потом просто «Ориентир» Валерием Дашевским и Александром Волосовым. Многие убеждены, что реально все началось 13 октября 1990 года, когда на телеэкранах горожан впервые вышел в эфир Сергей Потимков и высветились буквы «АТВ». Есть мнение, что первой ласточкой демократических масс-медиа конца 80-х был местный «самиздат» с его легендарной историей сопротивления «совку». Но если подходить формально, то именно 2 января 1991 года, (день получения свидетельства о регистрации № 1 и возникновения в Харькове первой независимой телекомпании «НИКА ТV»), должно считаться датой официального отделения СМИ от государства.   Весна 1989 года была для харьковчан первым по-настоящему ощутимым глотком свободы. Горожане взахлеб читали первые полуподпольные демократические издания, ходили на митинги Коротича и Евтушенко, обсуждали фильм «Легко ли быть молодым», смотрели по пятницам с программу «Взгляд» с Листьевым, Любимовым, Захаровым и Политковским., а главное мечтали, что скорое крушение тоталитарной системы принесет долгожданное счастье. Для журналистов конца 80-х оно виделось в возможности говорить правду и писать то, о чем хочется. В те времена одним из рассадников демократических процессов масс-медиа являлась газета «Вечерний Харьков». Именно ее сотрудники первыми осуществили, то о чем поговаривали тогдашние «акулы пера» в курилках многих изданий – попробовать избавиться от державной опеки и создать независимую журналистскую структуру. Так 25 марта 1989 года был создан, а 28 марта бюро правления Харьковского областного отделения Союза журналистов СССР утвердило устав Рекламно-информационного центра «РИЦ», который стал прообразом первых негосударственных СМИ. Его основателями стали журналисты Владимир Ревенко, Евгений Маслов, Александр Волосов и ныне покойный Александр Мурзин. Центр так и не издал никакой газеты. Но каждый из первоучредителей впоследствии избрал свою нишу, снискав положенную порцию славы. Мурзин вместе с сестрой Еленой основал первую рекламную газету «Харьковский курьер». Позже оказавшийся в тюрьме за свою журналистскую деятельность Волосов выпускал прославленную газету «Ориентир». Ревенко и Маслов были редакторами различных СМИ…   Спустя почти год после «первого харьковского блина» в Москве стали регистрировать первые негосударственные масс-медиа. Этим и воспользовались тогда честолюбивые харьковчане. После того, как летом 1990 года в Москве «дали добро» на существование компании «Ника ТВ» и об этом вышла информация в газете «Труд», в «белокаменную» из «первой столицы» отправился Владимир Ревенко. В результате переговоров с организатором первой независимой телекомпании Николаем Луценко удалось зарегистрировать 17 июля 1990 года в Москве, а 5 октября 1990 года в Харькове региональное бюро Всесоюзной общественной телекомпании «НИКА ТВ». Владимир Ревенко, Александр Сериков, Евгений Маслов и Сергей Сушко обосновались в мансарде Областного дома народного творчества. Позже к ним присоединились, Дмитрий Харитонов, Юрий Францов, Дмитрий Головачев, Игорь Поддубный и др. «НИКА ТВ» стала снимать и монтировать сюжеты, программы, рекламу на бытовых видеомагнитофонах. Осенью 1990 года состоялся ее первый совместный эфир с областным телевидением. Вел его из Дворца спорта неподражаемый спортивный комментатор Борис Ланевский. По иронии судьбы начало большого пути журналисты начали с чемпионата по кик-боксингу. Думаю уместно поименно вспомнить тех, кто организовал и провел первый совместный эфир ХГОТРК и негосударственной телекомпании. Помимо Бориса Павловича, над ним работали Борис Медовкин, Вадим Брук, Василий Гусаров, Евгений Гладушевский, Евгений Щербань, Владимир Ревенко, Евгений Маслов.   В это же время в полуподвальном помещении народной киностудии Политехнического института обсуждалась идея создания альтернативного телевидения. Позже, введший в лексикон харьковчан слово «дешифратор» Владлен Литвиненко, как директор малого предприятия «Агентство телевизионного вещания» (АТВ), принял решение создать две группы. Одну возглавлял Сергей Потимков, вторую – покойный ныне Александр Голубчик. По очереди, начиная с октября 1990 года, оба творческих коллектива должны были отработать в эфире по одному месяцу, согласно предложенным ими концепциям. 13 октября вышла в эфир группа Потимкова. Идея уличного телевидения буквально сразила наповал харьковчан. Будущий «комендант города» и его коллеги сумели увлечь зрителя стать на следующий день героями дня. Репортажи с улиц, звонки в студию во время прямого эфира, актуальные темы повседневного быта – все это обрекло его группу на успех. Поэтому, когда в ноябре 1990 года в эфире появилась команда Александра Голубчика, интеллигентного фаната кино, зритель уже не был в состоянии аффекта. Литературно-художественное вещание Голубчика, мне кажется, проигрывало уличной публицистике Потимкова. Решение Литвиненко было предопределено. Стоит вспомнить тех, кто тогда работал на «АТВ»: Леонид Мачулин, Константин Кеворкян, Людмила и Сергей Перетяченко, Александр Буньков, Вячеслав Шамаев, Анатолий Елагин, Владимир Лебедев, Сергей Бутырин, Анатолий Ярмолюк.   Позже после технологического вещания и непродолжительного перерыва трансляция возобновилась на Старый Новый год. 14 января 1991 года через день по понедельникам, средам и пятницам с 20 до 23 часов харьковчане имели возможность смотреть негосударственное телевидение. Через месяц стало ясно, что необходим еженедельный эфир и полное заполнение сетки вещания, но это уже другая история, вылившаяся в создание прославленного «Тониса», который сегодня, увы, переживает не самые лучшие времена своего существования…   А в конце декабря 1990 года состоялось еще одно знаменательное событие для харьковских электронных СМИ. В рамках программы «Вход свободный», которую готовила молодежная редакция, (по договоренности с Юрием Пернатьевым) вышла в записи программа «НИКА ТВ» представляет». Эфир готовили сотрудники «НИКА ТВ» Владимир Ревенко, Евгений Маслов, Александр Сериков, мультипликационную заставку делал Леонид Сторожук, монтировал программу видеоинженер ХСТ Евгений Михайловский. В программе «НИКИ»был показан юмористический журнал «Телеглядки» с участием журналистов из газеты «Бабах» (Сергей Гулевский и Ко)...   В это же время параллельно еще до провозглашения Независимости Украины ребята из «Тониса» ковали славу и доблесть харьковской тележурналистики. В начале 90-х годов в нашем городе насчитывалось уже целых шесть негосударственных телеканалов, в то время как столица могла похвастаться лишь тремя. Уже тогда все мечтали об общественном телевидении и думали, что его создание вовсе не за горами. Спустя двадцать лет, с горечью приходится констатировать, что мы, по сути, находимся в той же точке, что и два десятилетия назад. Цензура и самоцензура захлестнула практически всех, а граница компромисса часто определяется бизнесовыми и политическими интересами работодателя. Сегодня «отцы» независимой харьковской тележурналистики все больше говорят об Интернет-телевидении, поскольку то, что мы видим сейчас на «голубых экранах» первой столицы лишь жалкое подобие «драйва», который ушел вместе с первопроходцами начала 90-х годов. Кого-то из них уже нет, кто-то, как водится, далече. Кажется, никто из «пионеров» поколения «похоронных надежд» не ушел в монастырь, не покончил жизнь самоубийством, не сошел с ума и не пошел по этапу. Все прозаично, как и любое отрезвление от утраченных иллюзий. Да, кто-то завязал с профессией, кто-то бьется до сих пор об лед, не находя себе применения, есть те, кто окунулся с головой в бизнес, политику, посвятил себя детям или другим не менее важным делам. Кто-то спился и отошел от дел, так и не сумев принять условия тотальной «попсы». Остальных периодически мы видим на телеэкранах или читаем о них в газетах.   За эти годы уже выросло новое поколение классных журналистов, создано множество замечательных проектов, снято и написано тысячи интересных вещей. Время настолько быстротечно, что двадцать прошедших лет кажутся совершенно другой эпохой. Поколение Facebook и Twitter вправе даже не помнить о «НИКЕ», «АТВ» или «Ориентире». И все же любое значительное явление имеет свое начало. Жаль только, что в нашей стране каждые двадцать лет приходится начинать с нуля. Хотя если верить законам диалектики деление на нуль в пределе дает бесконечность. А может быть все-таки пора опомниться и вспомнить, что на нуль делить нельзя
С вещами на выход
Набросив «петлю» на малый и средний бизнес, депутаты уже до конца этого года обещают во втором чтении принять Жилищный кодекс, который предусматривает принудительное выселение людей на окраины. В случае, если закон вступит в силу, уже в следующем году тысячи украинцев останутся без жилья.   Логика команды Януковича предельна ясна. Сначала душится самая активная часть общества – предприниматели. По прогнозам экспертов, после принятия Налогового кодекса без работы останется свыше 2 млн человек. Затем, с утверждением Трудового кодекса, «удавку» затянут на наемных рабочих. В числе норм этого драконовского закона парламентарии завуалированно внесли понятие о ненормированном рабочем дне. Теперь работодатель сам сможет определять, сколько и на каких условиях должны трудиться его подчиненные. Для этого даже придумали законодательную лазейку – желание сотрудников, основанное на коллективном договоре. По мнению доктора экономических наук, заведующей кафедрой управления Харьковского национального экономического университета Галины Назаровой, «по желанию коллектива» работник может работать 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Иными словами, когда все будут заняты только поиском хлеба насущного, и никто уже не посмеет думать об акциях гражданского сопротивления, новая власть явит свое истинное лицо – она обнародует новый Жилищный кодекс.   В первом чтении депутаты рассматривали его еще 6 ноября 2009 года, и уже тогда к нему была масса претензий. Сейчас, когда стало ясно, что исполнительная власть может протолкнуть любое решение, народные избранники больше не церемонятся с электоратом. По словам одного из разработчиков Кодекса Александра Мазурчака, необходимость принятия нового документа, вместо действующего с 1983 года Жилищного кодекса УССР, созрела давным-давно. Очевидно, что нынешний Жилкодекс не отражает изменений в сфере жилья: в нем нет ничего о приватизации, объединениях собственников многоквартирных домов и других нововведений постсоветского периода. Другое дело, что подходить к нему надо с умом, а не так, как собирается нынешняя власть.   Среди принципиальных изменений предлагается вернуть начисление пени за долги по квартплате, обеспечивать малоимущих соцжильем и – что самое кардинальное – выселять людей из домов, если те мешают строительству мостов и дорог. Как определяют у нас, где необходима дорога, и ведет ли она к храму, можно убедиться на примере работы местных властей. Например, на днях в Харькове без общественных слушаний и всякого обсуждения с громадой, мэрия начала демонтировать трамвайные пути возле Центрального рынка и в начале улицы Клочковской. Инициаторы нового Кодекса не скрывают, что речь идет о замене ветхих домов, прежде всего, «хрущевок», на современные здания.   Четкого механизма, как будет реа­лизовываться идея-фикс – законодатель не дает. «Нынешний Жилищный кодекс не предусматривает такого понятия, как реконструкция микрорайонов, поэтому работать очень сложно, необходимо согласие всех жильцов. Но предусмотрено, что владелец жилья должен получить квартиру не хуже, чем та, в которой он проживает, – говорит Александр Мазурчак. – Тех, кто будет против, власть переселит через суд, с предоставлением равноценного жилья или выплатой его рыночной стоимости». Заметим, что раньше рассматривалась норма, что реконструкция может состояться, если на нее согласны не меньше 70-90% жителей. В проекте, который собираются сделать законом, даже если 90% жильцов выступают против этого решения, дом все равно может пойти под снос. Тем же, кто не согласен на условия компенсации, могут предложить жилье согласно Закону «О принудительном переселении при общественной необходимости», то есть в пределах города. Если же человек примет правила игры власти и согласится на реконструкцию, ему, по идее, должны предоставлять жилье в том же микрорайоне.   Юристы в один голос заявляют, что застройщики однозначно будут стараться отправить жильцов на окраину, где квартиры гораздо дешевле. Как вы понимаете, доказать через суд свою правоту гражданину будет очень сложно. Как работают суды после проведения судебной реформы, мы видели во время проведения избирательной кампании. То же самое касается и выплаты компенсаций: считать их будут по среднерыночной стоимости квадратного метра жилья, не учитывая ни престижность района, ни близость метро, ни экологический фактор. Все, кто хоть раз продавали или покупали квартиру, знают, что официальная цена для БТИ на порядок ниже той, по которой реально совершается сделка.   Эксперты утверждают, что автоматическое начисление пени за не­оплату коммунальных услуг (в 10 раз больше по сравнению с нормами 1996 года – авт.), возможность изъятия жилья для строительства другого дома, обязательное создание объединений совладельцев во всех многоквартирных домах – это лишь малая часть новаций, которые содержатся в проекте Жилищного кодекса. Профильный комитет уже рекомендовал парламенту принять его во втором чтении до конца года. Есть подозрения, что пока наши малоинформированные сограждане будут заняты подготовкой к новогоднему застолью, народные избранники, ближе к праздникам, подведут принятие общественно опасного документа к точке невозврата.   Вряд ли открою Америку, если скажу, что новый Жилищный кодекс лоббируют определенные бизнес-круги. Прежде всего, запланированные драконовские нормы выгодны крупным строительным компаниям, которые из-за нежелания жильцов покидать свои квартиры до сих пор не могли реализовать свои планы по реконструкции центральных районов городов, застроенных «хрущевками». В Харькове можно только представить, какое раздолье появится у строительных фирм, которые позарятся на лакомые куски в районе Центрального рынка, Москалевки, Ивановки и других обветшалых кварталов. Нет сомнений, что, коль мы – как любит повторять Янукович – «строим новую страну», реформы нужны. В сфере ЖКХ и жилищного законодательства они необходимы позарез. Но если все же Жилищный кодекс примут в той редакции, в которой он предлагается сейчас, нынешние акции протеста предпринимателей покажутся власть предержащим цветочками. Когда судебный исполнитель придет в дом и скажет собирать вещички, а обыватель на собственной шкуре поймет, что у него забирают крышу над головой, то бессмысленный и беспощадный бунт в Украине может стать реальностью
Подтверждено:  
3 438 381 
+10 554
Болеет:  
406 374 
-15 325
Выздоровело:  
2 946 032 
+25 318
Умерло:  
85 975 
+561
Привито:  
13 391 656 
+226 059

Сегодня
больше новостей
delta = Array ( )