Владимир ЧИСТИЛИН. Главное™
1 2 3 45 6 7 8 9 10
Москва словам не верит
Спустя 633 года после разгрома Мамая на Куликовом поле, в Москве пройдут досрочные выборы градоначальника. Три года назад Путин назначил мэром «белокаменной» своего бывшего главу администрации, и с тех пор искал повод узаконить власть Собянина. За это время в России многое изменилось: сам хозяин Кремля вернулся в президентское кресло, в стране прошли массовые митинги недовольных, а у оппозиции появился политик нового типа, к которому народ начал питать доверие. А.Навальный С.Собянин Казалось бы, какое нам дело до их проблем? Тем более, что после решительных евроинтеграционных заявлений Януковича и почти уже решенного вопроса об отправке Тимошенко в Германию, политический пасьянс будет перетасован. Однако, не станем забывать, что в украинской столице городской голова тоже «назначенец», вся киевская власть давно нелегитимна, а московский сценарий на Банковой рассматривают чуть ли не как самый оптимальный для возведения «на трон» Попова. Но, к счастью, Украина - не Россия, и при всей схожести происходящих процессов у нас действуют другие правила игры. Как бы нас не убеждали тамошние демократы, никакой интриги в Москве не предвиделось изначально. Если не случится чудо, то 8 сентября при явке около 50% избирателей мэром двадцати миллионного мегаполиса станет нынешний и.о. городского головы Сергей Собянин. За несколько дней до выборов социология показывала, что за него проголосуют более 60%. Оппозиционер Навальный в лучшем случае наберет 20%. Остальные кандидаты остались далеко позади. Но в московских выборах важен не столько их результат, сколько тот факт, что все стороны процесса остались довольны происходящим и реализовали свои стратегические задачи. В сегодняшней Украине подобное в принципе невозможно. На этих выборах Кремль ставил перед собой цель доказать, что их ставленник популярен даже в либеральной столице. Что уж говорить тогда о регионах, где градус недоверия власти значительно ниже? Собянин полностью оправдал главный месседж Путина, что оппозиция слаба, не пользуется поддержкой населения и ни на какие цветные революции или «Болотные» протесты рассчитывать не приходится. И.о. вел традиционную кампанию политика-хозяйственника, облеченного всеми полномочиями провластного кандидата, включая круглосуточное прославление на ТВ. Как водится, на митинги сгоняли бюджетников и работников коммунальных служб, задабривали пенсионеров, делали показушный косметический ремонт. Использование админресурса и гарантия необходимой явки своих избирателей позволили Собянину не сомневаться в том, что второй тур не предвидится, и он даже согласился на систему видеотрансляции на всех избирательных участках. Впервые в истории проведения выборов мэра Москвы видеозапись всех возможных конфликтных ситуаций и нарушений в ходе голосования можно будет отмотать и пересмотреть. Поскольку многие видят в 55-летнем Собянине нового преемника Путина, то демократичные выборы не только узаконят существующий порядок вещей, но и могут стать хорошим трамплином для его политического будущего. Однако, главное, что Кремлю удалось навязать оппозиции свой сценарий развития событий. Фактически безальтернативные выборы могли бы возбудить недовольство, как на Западе, так и внутри страны. Поэтому сначала Навального судили, дали ему 5 лет, а на следующий день выпустили, позволив ему прямо на вокзале провести первый предвыборный митинг. В отличие от Украины, в России политикам новой волны пока верят. Поэтому к избирательной кампании подключилась многотысячная армия волонтеров, финансирование пошло снизу от рядовых граждан, а в штабы, (которые, кстати, располагаются не в конференц-залах самых дорогих гостиниц страны, а в скромных офисах обычных жилых домов), были задействованы лучшие специалисты. Навальный лично не раз раздавал листовки на остановках, агитировал в вагонах метро, отвечал на вопросы простых москвичей прямо на улице. Власть разрешила установить по всему городу палатки, и сотни людей, в свободное от работы время, иногда даже жертвуя летним отпуском, бесплатно вели энергичную агитацию. В стране, где после раннего Ельцина, целое поколение не дышало воздухом свободы, а многие истосковались по возможности открыто говорить правду, происходившее в последние месяцы можно считать колоссальным успехом. В социальных сетях оппозиционеру вообще не было равных. 400 тысяч подписчиков Навального в Твиттере сделали свое дело. С помощью интернета их кандидатом была одержана не только интеллектуальная, но и моральная победа. Максимально емко происходящее охарактеризовал Виктор Шендерович: «Эти выборы - про то, люди мы или олени, которым можно прислать пастуха из Ханты-Мансийского крайкома КПСС, чтобы пасти их и пускать на мясо по необходимости». Не удержусь от еще одной цитаты нашего земляка доктора Комаровского, который рекомендовал своим российским друзьям курс навальноферона. «Предстоящие московские выборы невольно вызывают у меня радостные медицинские ассоциации. Такое впечатление, что на фоне полного и безнадежного иммунодефицита вдруг зашевелились чудом уцелевшие остатки иммунитета. И 8 сентября станет известно - сколько иммунной системы уцелело (в процентах). Мы все понимаем, что шансов на выздоровление именно сейчас практически нет, но появляются призрачные надежды на успех повторного курса лечения». Впрочем, эксперты отмечают, что за пробуждением гражданского общества, стоит ни что иное, как «выпускание пара» Кремлем. Раскрутка Навального как безальтернативного лидера протестной активности происходила на протяжении последних двух месяцев по канонам событийного менеджмента при деятельном содействии властных структур. Сам главный оппозиционер не скрывает, что его главная цель – президентское кресло. Поэтому кампания Навального выглядит не как выборы, а как попытка пройти праймериз в кандидаты в члены путинского Политбюро. В качестве уникального ресурса предлагалась возможность консолидировать значительную часть протестного электората. По этому пути в свое время шли Владимир Жириновский (1993–1999 годы) и Дмитрий Рогозин (2003 год). В России сейчас идет бурная дискуссия: посадят Навального сразу после выборов или дадут ему еще какое-то время поиграться в демократию, чтобы окончательно дискредитировать оппозицию. Такие попытки предпринимались и во время самой кампании. Власть сначала попыталась наклеить именитому блогеру ярлык «фашиста», но в интеллектуальной Москве модная ныне фишка не сработала. Затем, памятуя, что Навальный по своим взглядам убежденный левый, а его главное кредо «отобрать и поделить», начали запугивать москвичей непопулярными в столице коммунистическими страшилками. Вспомнили и то, что некоторые деятели КПРФ одно время даже всерьез предлагали, чтобы вместо «неликвидного» Зюганова партию возглавил молодой, перспективный лидер Алексей Навальный. Но чем больше очерняли кандидата, тем выше взлетал его рейтинг. Кстати, сам оппозиционер вовсе не стеснялся откровенного популизма. Он был близок к народу не только физически, но и в отличие от украинских политиков, сумел говорить с избирателем на его языке, отвечая на вопросы, которые действительно волнуют простых граждан. Хотя москвичам Навальный все-таки больше напоминает Явлинского, чем раннего Ельцина. Слабо знакомый с его деятельностью избиратель больше видит в нем непримиримого блогера, чем политического лидера или управленца, за которого можно отдать голос. В отличие от наших оппозиционеров, российские демократы, скорее, виртуальные и технологические. Сколько бы мы ни критиковали украинских политиков, они не только влияют на принятие решений через парламент, но за ними стоят реальные партийные структуры с устойчивой многомиллионной поддержкой. В России политика все еще маргинальное явление. Поэтому на 7-ми тысячах выборах, которые в это воскресенье пройдут по всей стране, оппозиции по большому счету «ловить нечего». Несмотря на то, что элита в последние два месяца зашевелилась и принялась снова публично критиковать Путина, ВВП должен быть доволен результатами московских выборов. Кремль может беспокоить лишь одно - сторонники Навального достигли успехов в монополизации права на организацию уличного протеста в столице. Раньше этот процесс спецслужбам удавалось без проблем контролировать. Впрочем, и этот момент может быть удачно использован в целях дискредитации оппозиции. Так, достоянием СМИ стало письмо Бориса Немцова, адресованное Гарри Каспарову и ответ на него шахматиста. В переписке речь шла о готовящихся на следующий день после выборов беспорядках. «Гарри, отлично понимаю твою занятость в последнее время, но хотел бы тебя попросить выделить некоторое время, и хотя бы удаленно принять участие в нашей агитации. Мы трезво оцениваем наше состояние сейчас, и для хотя бы удовлетворительного результата нужно как следует ударить в последнюю неделю», - пишет Немцов. На что Каспаров трезво ему отвечает: «...мне абсолютно не нравятся планы Алексея на 9 сентября. Я понимаю желание его советников добиться максимального шума, но еще одна акция массового неповиновения с его участием, по моему мнению, маргинализует его как политика, и в стратегическом плане сыграет на руку противникам. Он считает, что новая волна протеста вынудит власть пересмотреть его приговор, я же считаю, что беспорядки вызовут агрессию сверху, и тогда мы ему уже ничем помочь не сможем. Более того, очень сомневаюсь, что на этот раз выборы удастся представить настолько нечестными, насколько это требуется для массового недовольства – Собянин делает все, чтобы этого избежать. Я могу помочь с международным освещением нарушений, но из-за Сирии, скорее всего, дела до этого никому не будет. Алексею я свое мнение высказал, но понимания не добился, поэтому надеюсь и на твою поддержку в этом вопросе». Как известно, Москва словам не верит. Поэтому если Навальный 9 сентября не выведет людей на площадь, то его не поймут ни сторонники, ни спонсоры. Но при радикальном развитии событий это будет закат его политической карьеры. Тогда его уже точно посадят, а что происходит с политзаключенными в России, мы знаем на примере Ходорковского. Недовольным режимом Путина придется в ближайшие пять лет искать нового лидера или окончательно смириться с тем, что демократия и Россия вещи не совместимые
Ганебна українофобія харківської влади
Здається, такого ще в історії Харкова не було. Місцева влада на прохання відомих вчених-професорів дозволила на головній вулиці міста встановити меморіальну дошку видатному землякові, а коли її офіційно повісили, екстрено прийняла рішення демонтувати неугодний пам’ятний знак. Але тепер це буде зробити складніше. Біля дошки цілодобово чергують добровольці, чекаючи, коли представники влади прийдуть з кийками знищувати пам'ять про великого українця. Постать почесного президента Української Вільної Академії Наук у США, лауреата Національної Шевченківської премії, академіка НАН України Юрія Шевельова ще донедавна замовчувалася на батьківщині. За радянські часи його ім’я взагалі було під забороною. Хоча, скажімо, письменниця Оксана Забужко вважає, що Харків у кожному з останніх трьох століть подарував світову по генію: у XVIII – Г.Сковороду, у XIX – О.Потебню, а в XX ст. – Ю.Шевельова. Сам же про себе славіст №1 без зайвої скромності мав право сказати: «Те, що Грушевський зробив для української історії, я зробив для української мови». І це справді відповідає дійсності. Творча спадщина найвідомішого і найпопулярнішого літературознавця українського зарубіжжя становить близько 900 праць. В Гарвардському і Колумбійському університетах, професором яких він був, творче надбання Шевельова займає визначне місце у скарбниці світової науки. Між тим, як це часто буває, у рідному місті про нього відомо лише одиницям. Біографія вченого яскраво відображає всю трагічність українства у минулому столітті. Юрій Володимирович Шевельов (один із псевдонімів Шерех) народився у Харкові 17 грудня 1908 року. Його батько – генерал-майор російської імператорської армії - був німцем, тому при народженні майбутній вчений мав прізвище Шнейдер. Але з початком першої світової війни сім’я стала Шевельовими, а мати пізніше навіть змінила місце народження сина у документах на місто Ломжу (Польща), щоб унеможливити перевірку соціального походження сина органами більшовицької влади. Закінчивши Харківський університет, він захистив кандидатську дисертацію та викладав в альма-матер, в тому числі в Інституті журналістики. В 1941-43 роках Шевельов завідував кафедрою української філології. Під час окупації він займався наукою, хоча з нацистами не співпрацював, бо ненавидів як фашизм, так і більшовизм. Втім, у 1943 р. Шерех покинув Харків та виїхав зі старенькою матір'ю до Львова. Потім він працював в Українському Вільному університеті, читав лекції в Швеції та різних європейських наукових установах. Доля привела його до Америки. Він стає найвідомішим славістом на Заході. Викладає в Гарвардському і Колумбійському університетах. Завдяки йому українська мова входить в коло світових наукових інтересів. Якщо пересічний громадянин США знає Україну через братів Кличко чи Андрія Шевченка, то серед інтелектуальної еліти наша країна асоціюється саме з постаттю Шевельова. Своїми дослідженнями він спростував офіційну радянську доктрину про існування східнослов’янської єдності, «братньої колиски трьох мов: російської, білоруської й української». Йому вдалося науково довести, що українська мова бере свій початок з VII століття, а завершує формування у XVI ст. Саме це зробило вченого персоною нон-грата в СРСР на довгі роки. Його звинувачували в колабораціонізмі під час фашистської окупації, Олесь Гончар до кінця днів не міг пробачити своєму вчителеві нібито відмову допомогти визволити його з в’язниці, радянська історіографія писала, що вчений був сексотом НКВС, а в російській версії Вікіпедії й досі змальований демонічний образ одного із найвизначніших українських інтелектуалів ХХ століття. Мабуть, північні сусіди ніколи не вибачать Шевельову його відому тріаду страшних ворогів Україні усіх часів: «Москва, кочубеївщина і провінціалізм». За 93 роки свого життя він об’їздив півсвіту, але де б не працював Юрій Шевельов, наше місто назавжди залишалося у серці письменника. Його книги - безцінна енциклопедія харківського життя першої половини ХХ століття, неупереджена розповідь про українську інтелігенцію, студентство, неповторну мистецьку ауру «першої столиці». Ось як Шерех розповідає про еволюційний розвиток нашого міста. «Перший Харків - це місто слобод, хуторів, ремісників. Хронологічно - це друга половина ХVІІ-ХVІІІ і навіть початок ХІХ століття. Другий Харків - «провінційне купецьке місто несходимої і безвихідно-сірої російської імперії». Хронологічно - це друга половина ХІХ і початок ХХ століття. Третій Харків - «символ українського урбанізму», «здибленої і м’ятежної України». Це Харків «буйного ренесансу української духовності двадцятих років». Російська більшовицька влада проголосила Харків столицею Радянської України; і «покоління запальних романтиків, покоління юнок з голубими прозорими віями рушило на завоювання Харкова. «Ви проголосили Харків столицею України? - сказали вони. - Гаразд, ми зробимо його таким. Ми сповнимо його українським змістом». Українська молодь прийняла виклик: зробімо Харків осередком і символом нової України! Третій Харків - це «Харків Хвильового і ВАПЛІТЕ, Курбасового «Березоля», виставок АРМУ в залах колишнього монастиря, непримиренно-палких диспутів у Будинку літератури ім. Блакитного на Каплунівській, Курсів сходознавства, українського студентства, українського походженням, душею, програмою і прагненням, поволі українізованих заводів і установ, неповторний, невідтворний, сповнений життя і безумствування. Звісно з цими намірами - підняти Харків на рівень світового центру - Москва миритися не бажала. І тому доклала всіх зусиль для знищення «незручного» покоління вчених, студентів, творчих особистостей. За справу взялося ГПУ. Десятки тисяч Харків’ян після допитів на Совнаркомівській і Чернишевській прощаються з життям або відтранспортовуються на північ і схід. Уночі зникає з майдану пам’ятник Блакитному, «Березіль» робиться казеним «театром ім. Т.Шевченка», закладається російська газета «Красное знамя», а український «Харківський пролетар» перейменовується на «Соціалістичну Харківщину» - газету для селян. Ніяких столиць, ніякої України. Вирок м’ятежному третьому Харкову завершує перенесення столиці до Києва і таємне знищення могил Блакитного, Скрипника, Хвильового. Лишився четвертий Харків, що за планами партії й уряду мав бути «суцільна провінція». Це була політика Москви, «щоб усю Україну тримати в стані і на рівні сірої провінційності». Четвертий Харків – місто «старої молоді», обивателів-слимаків, де необхідно думати одне, а говорити друге; говорити одне, а робити друге, де банкрутство слів породжує банкрутство смислів, де панують обережність, забріханість, цинізм, егоїзм і в глибині душі людина відчуває: щастя нема, народу нема, батьківщини нема». І тут виникає мрія про п’ятий Харків. В перші роки Незалежності Шевельов, незважаючи на похилий вік, майже щороку приїжджав до України, вдивляючись в перші ознаки нового Харкова. Він усіма силами допомагав своїм землякам. За його ініціативи в середовищі еміграції був створений фонд «Друзі Харкова», який фінансово підтримував журнал «Березіль», українські церкви - Івано-Богословський та Свято-Димитрієвський парафії, театр Т.Шевченка, музейні виставки. Шевченківську премію Шевельов віддав на розвиток української школи № 6. Особливий внесок був зроблений в розвиток Історико-філологічного товариства. Саме завдяки активній діяльності вченого були знайдені кошти на видання перших томів нової серії «Збірника ХІФТ». У 1994 р. Ю.Шевельов стає першим почесним членом Товариства, яке і рекомендувало топонімічній комісії міста увіковічити вченого у Харкові. «Для того, щоб виготовити меморіальну дошку та оформити всі документи треба було зібрати близько 15 тис. грн», - розповідає одна із ініціаторів громадського вшанування видатного харків’янина, автор радіопрограми «П’ятий Харків» Вікторія Склярова. Перший внесок у 20 грн зробила пенсіонерка на Мовному Майдані. Потім, іноді здаючи по 2 грн, долучилися студенти, небайдужі харків’яни, українська інтелігенція. Необхідну суму збирали всім миром, не долучаючи до втілення ідеї великий бізнес та політиків. У березні цього року відбувся «Концерт для Шереха» за участю Сергія Жадана, гурту «Ойра», молодих харківських поетів. Всі зібрані кошти пішли на встановлення пам’ятної дошки за проектом знаного харківського художника-графіка Валера Бондаря, у виконанні скульптора Олександра Демченка. 3 вересня 2013 року, за два дні до урочистостей, дошку встановили на будинку «Саламандри» по вулиці Сумській, 17, де з 1915 по 1943 рік у 8 метровій кімнаті жив Шевельов з матір'ю. Хтозна, може, коли через півстоліття історики згадуватимуть теперішню добу, саме ця подія буде визначати незламний дух нашого міста. Українського, вільного і інтелектуального п’ятого Харкова, про який так мріяв найвідоміший на Заході наш земляк Юрій Шевельов
Чего хочет женщина?
В обществе, где половина населения страны воспитана однополыми парами: мамами и бабушками, где вся система образования построена на женском труде, а декретный отпуск берут лишь 2% мужчин, разговоры о равноправии полов когда-нибудь должны были перейти в практическую плоскость. И вот на днях в Харькове произошло без преувеличения неординарное событие. В нашем городе открылся не имеющий аналогов в Европе Музей женской и гендерной истории. В нем можно не только увидеть памятник кастрюле, выкинуть в корзину для мусора туфли на высоком каблуке, узнать, сколько месяцев в году тратит женщина на мытье посуды, но даже под вой сирен провести ночь в атмосфере оккупационного Харькова. Поскольку нога журналиста еще сюда никогда не ступала, приоткрою некоторые тайны этого экстравагантного во всех отношениях музея. Необычная экспозиция насчитывает около трех тысяч экспонатов. Чего здесь только нет: от глобуса, на котором отмечены страны, в которых приняты законы о гендерном равенстве до игрушек, одежды, книг и фотографий сексистского характера, рассказывающих о дискриминации женщин. Для тех, кто не в курсе сообщу, что английское слово «gender» - означает социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как оно воспринимается окружающими. Если говорить совсем примитивно, то пол – это то, что у человека между ногами, а гендер – то, что у него в голове. Учитывая, что в Украине по-прежнему на десять девчонок приходится девять ребят, в музее говорят не только о женских проблемах. Есть здесь и стенды, посвященные и мужчинам. Один из них так и назван - «вымирающий вид». Хотя большая часть коллекции все же посвящена женской истории и борьбе женщин за свои права. Если в начале прошлого века чикагские домохозяйки требовали уважения к себе, громыхая на улице кастрюлями, то в сегодняшнем быстроменяющемся мире современные леди находят более изысканные способы борьбы против дискриминации. На данный момент в мире насчитывается более 50 музеев, рассказывающих о борьбе женщин за равноправие, но харьковский, по праву, может считаться уникальным. Если, скажем, в Италии в основу коллекции положена трансформация моды, синегалки сделали акцент на обучении традиционным видам работы, а в Австралии экспозиция располагается в здании бывшей тюрьмы (со всеми вытекающими отсюда последствиями), то первый украинский музей является гендерным в прямом смысле этого слова. То есть, он повествует о полной паритетности полов, которая направлена на сотрудничество и возможность реализации творческого потенциала, как мужчин, так и женщин. Причем, некоторые аспекты феминизма у «пересічного» украинца могут вызвать самый настоящий культурный шок. Например, здесь вам докажут, почему «Золушка» в редакции Шарля Перро гендерно не корректна. Что мальчик, несущий портфель однокласснице в «Энциклопедии юных леди», формирует неправильный стереотип мышления. Покажут скандинавские книги сказок, где девочка играет в хоккей, идет на войну, сражается с драконом и в конце повествования освобождает принца из пещеры. Очевидно, что украинское общество пока не готово к такому повороту событий, но кто еще недавно мог подумать, что тема гомосексуализма станет предметом дискуссий, заполонит СМИ и будет вынесена на обсуждение Верховной Рады с персональным голосованием. Изюминкой музея является специальная – «женская» - комната, в которой собрана коллекция предметов быта, одежды и орудий труда украинских женщин разных времен. В качестве наглядного пособия дискриминации представлен пяти килограммовый утюг, работающий исключительно на углях. Для глажки белья дамам предстояло немало потрудиться, чтобы постоянно поддерживать внутри прибора тление огня. Здесь же находится оригинальный памятник кастрюле, напоминающий, что в среднем на приготовление пищи женщина тратит 5 лет жизни и еще 15 месяцев у нее занимает мытье посуды. Любопытно, что в этой маленькой и темной комнате плотно закрыты шторы. Зато, когда они раздвигаются, из окна виден другой мир, где женщины наравне с мужчинами спускаются в шахты, трудятся на заводах, работают в поле, с оружием в руках защищают Родину. При этом уже давно стало нормой, что средняя оплата их труда на 30% меньше зарплаты мужчин. Собственно, многие усматривают здесь одну из причин деградации в последнее время таких профессий как учитель, врач, журналист. Можете сюда добавить кого угодно: от повара до парикмахера. Не оттого ли у нас учебный год напоминает беременность – длится 38 недель, зато начинает тошнить уже на вторые сутки. Кто может назвать за годы Независимости Украине хоть одну женщину министра образования? Это при том, что педагогические коллективы в садиках, школах, интернатах почти на сто процентов состоят из дам постбальзаковского возраста. Не случайно венчает «женскую» музейную комнату со шторами в неоцененный мир, высокий стеклянный потолок с деньгами. Такой себе недвусмысленный символ, что женщина не имеет к ним отношения, а чтобы заработать их в патриархальном мире ей приходится приложить гораздо больше усилий, чем представителям противоположного пола. И даже как-то гармонично рядом с предметами домашнего обихода, смотрятся здесь обрезанные крылья, олицетворяющие нереализованные возможности прекрасной половины человечества, да простят меня за столь не гендерный термин феминистки. Кстати, в музее можно узнать и о том, что понятие «феминизм» - как теорию равенства полов – введен в оборот не эмансипированной барышней, а импозантным французским мужчиной. Еще в конце XVIII веке социалист-утопист Шарль Фурье говорил, что «социальное положение женщины есть мерилом общественного прогресса». Именно он первым начал именовать феминистами сторонников и поборниц гендерного равноправия, а сейчас этот термин имеет более 300 толкований. Что-то там говорить, некоторые ученые уже доказывают наличие в природе более двух полов, а количество гендеров вообще не поддается исчислению. Как уверяет создатель музея Татьяна Исаева: «Половая дискриминация в нашей стране начинается со школы. Возьмите современный учебник по трудовому обучению. В нем девочка изображена с кастрюлей, а мальчик – сидит за компьютером. Такие стереотипы формируются в украинском обществе повсеместно. Например, если мужчина захочет работать медбратом, то в трудовой книжке ему все равно запишут «медсестра», ибо специальности «медбрат» отечественное законодательство не предусматривает». В музее, кстати, есть на эту тему весьма любопытный экспонат – зажим для галстука на женской военной рубашке. Как известно, в украинской армии девушки носят рубашки с застежкой на женскую сторону, но вот зажимы остались прежними. Курьез состоит в том, что если зажим прицеплять к галстуку с другой стороны, то герб Украины будет вверх ногами. Помимо повествования о выдающихся соотечественницах и их открытиях, в харьковском музее имеется виртуальная коллекция средств пыток, созданных человечеством для женщин. К ним феминистки относят пояс верности, корсеты, паранджу и даже туфли на 15-ти сантиметровых каблуках. Мужчинам прямо на входе предлагают провести экскурсию в непривычной для них обуви, а потом порассуждать на тему качества дорог или отсутствия пандусов. Еще один необычный экспонат – детская игрушка, которая моделирует ситуацию на ферме. Одна фигурка в виде крайне агрессивного мужчины с плетью в руке изображает пастуха, другая - женщину с ведром, явно запуганную происходящими событиями, подразумевает под собой доярку. В музее (посещение которого, кстати, бесплатно) много фотографий, значков, сувениров из разных стран мира. Есть футболка с президентской кампании Хилари Клинтон, письмо из канцелярии Ангелы Меркель, предметы, подаренные Юлией Тимошенко. С помощью специально изготовленных панорам наглядно показана роль женщины в разные эпохи. Причем, если вы до сих пор считаете, что в первобытнообщинном обществе мужчины бегали за мамонтами, а их жены разводили огонь в пещерах, то с вами проведут гендерный ликбез. Сильные кроманьонки тоже ходили на охоту, а слабые мужики сидели у домашнего очага – феминистки на этот счет готовы предоставить чуть ли неоспоримые доказательства. Между прочим, уже не первый год при семи харьковских вузах активно действуют гендерные центры. На эти темы говорят не только в высшей школе, но и проводят занятия со старшеклассниками и даже обучают детей меняющимся социальным ролям мужчин и женщин в начальных классах. О чем пишут и как иллюстрируют проблему равенства полов харьковские школьники, собраны целые тома, но это тема отдельного разговора. Рисунки детей «Ура! До трех лет я с папой!» в Европе давно уже стали нормой. В шведском обществе не первый год ведется дискуссия, почему только 30% мужчин пользуются правом на декретный отпуск, тогда как в Харьковской области уход за детьми с получением положенных по закону денег оформили лишь 2% пап. Борцы за гендерное равноправие любят приводить сравнения с Европой, куда мы сегодня так стремимся. Скажем, в той же Швеции в парламенте женщины составляют 48%, в то время как в Украине народными избранницами являются 10%. Причем, как говорят сами скандинавки, еще в 60-70 годы прошлого века у них процветало беспробудное пьянство. Но затем, когда в стране началась реализовываться государственная гендерная политика, и женщины начали принимать равноправное участие на уровне принятия решений, деньги начали распределяться совершенно по-другому принципу, а общество стало более цивилизованным. Поскольку официально открытие музея приурочили ко дню освобождения Харькова, то целый зал в нем отвели условиям жизни женщин в оккупации. Чтобы прочувствовать на себе, что такое военный быт, каково есть макуху и попытаться уснуть под вой сирен сотрудники музея предлагают посетителям оригинальную услугу – ночь в оккупированном Харькове. В комнате, обставленной в интерьере 1943 года, женщины действительно прятались от бомбежек, поэтому аура здесь вполне соответствует представленным экспонатам. А когда в темноте на полную громкость включают звук сирен, то можно только догадываться, что испытывали дети и их матери под аккомпанемент настоящих обстрелов 70 лет назад. Будем откровенны, вряд ли большинству жителей «первой столицы», (причем вне зависимости от пола), то о чем говорят и показывают в музее, понравится. Сама тема гендерного равноправия вызывает у рядового украинца если не раздражение, то, как минимум, искреннее недоумение. Однако, хотим мы того или нет, но современный мир стремительно меняется. И если сто лет назад женщины боролись за право участвовать в выборах, то сегодня феминистки поднимают вопросы иного порядка. Например, почему женщины в Украине контролируют лишь 5-10% экономических ресурсов, отчего так выходит, что девочки в школе учатся лучше, а среди профессоров их единицы, чем можно объяснить неизменную статистику тюрем, что большинство преступлений совершаются дамами от отчаянья. И, наконец, чего же на самом деле хочет Бог, если для нас, мужчин, женское сердце по-прежнему остается потемками
Когда мечты сбываются
Ровно полвека назад, 28 августа 1963 года, баптистский священник Мартин Лютер Кинг произнес свою самую знаменитую речь «У меня есть мечта». Шедевр ораторского искусства не только потряс умы четверти миллионов участников Марша на Вашингтон, но и изменил сознание миллионов рядовых американцев. Массовые акции ненасильственного сопротивления достигли тогда, казалось бы, невозможного. 11% населения страны, (а именно столько темнокожих насчитывалось на тот момент в США), сумели отстоять свои права и изменить ход истории. Сегодня, когда в Украине уже всем очевидно, что нынешний режим просто так власть не отдаст, вероятными представляются два варианта развития событий. Революция по румынскому сценарию с пролитием крови и непредсказуемыми последствиями или путь, предложенный Мартином Лютером Кингом, который сейчас многим кажется, чуть ли не фантастическим. «Вам не нужны пули, если у вас есть избирательные бюллетени», - любил повторять темнокожий пастырь, чья жизнь оборвалась от выстрела наемного убийцы в 39 лет. Кинг понимал, что рано или поздно станет жертвой политического террора. Вместе с тем он и его соратники были убеждены в том, что ненасилие является единственным морально оправданным и реальным способом доступным в борьбе за справедливость. Нет, они не были наивными романтиками. В них кидали бомбы, душили слезоточивым газом, их детей травили собаками, жен унижали, стариков избивали. Боевики Ku-Klux-Klanа ежедневно угрожали активистам физическими расправами. Тем не менее, по призыву Кинга борцам с расизмом удалось воплотить в жизнь гандистский лозунг «Заполним тюрьмы!». В это трудно поверить, но с чувством собственного достоинства 5% афроамериканского населения США за свои убеждения побывали за решеткой. Именно философия ненасильственного сопротивления преодолела животный страх, который так долго сковывал сердца чернокожих южан. В своих мемуарах Кинг вспоминал: «Никто не боялся. Никто не старался избежать ареста. Многие негры добровольно пошли в контору шерифа, чтобы узнать, есть ли в списках их фамилии, и если их не было, уходили разочарованные. Когда-то запуганный народ сразу преобразился. Кто когда-то дрожал перед законом, теперь испытывали чувство гордости, если их должны были арестовать за участие в борьбе за свободу». В начале 60-х волна сидящих забастовок прокатилась по всей Америке. «Несправедливый закон - это вообще не закон», - повторял слова св. Августина молодой баптистский священник. «Не подчиняться таким законам - моральная обязанность общества», - учил Кинг, поднимая на акции неповиновения властям десятки тысяч соотечественников. Классическая головоломка социальных изменений, как убедить большинство научиться уважать мнение меньшинства, нашла свое применение на практике. Чуть позже формулу «Око за око делает всех слепыми» дополнит Вацлав Гавел в своем знаменитом эссе «Сила бессильных». Для вершителей «бархатной революции» она станет настольной книгой, пробудившей самосознание чехов. Здесь нужно сделать одну очень важную ремарку. Принцип ненасилия не имеет в виду, что речь идет о безволии, слабохарактерности, пассивном сопротивлении, по типу буддистских монахов или пацифистских групп. Христианское по духу понимание борьбы со злом вовсе не означает, что нужно всегда подставлять другую щеку. Иисус тоже, когда надо брал плеть и переворачивал столы менял, а святых воинов в истории церкви, возможно, даже не меньше, чем затворников и аскетов. Думаю, никто не рискнет упрекнуть в слабоволии и сентиментальности Евгения Грицяка – одного из лидеров и организаторов Норильского восстания. Тот бунт холодного лета 1953-го всколыхнул 20 тысяч политзаключенных и потянул за собой массовые протесты в лагерях Воркуты и Кенгира, после которых администрации ГУЛАГа пришлось пойти на беспрецедентные уступки. Вот как позже вспоминал те дни лидер украинского сопротивления: «Администрация провоцировала насилие. В лагерь завезли холодное оружие: лопаты, топоры, ломы. Некоторые горячие головы призывали что-то поджечь. Все это происходило не без помощи провокаторов. Восстание необходимо было сдерживать от самых минимальных силовых эксцессов, ибо они завершились расстрелами. Нам это удалось». Во все времена диктаторы больше боялись людей, а не пуль. За последние четверть века украинцы не раз демонстрировали, что могут быть мобилизованы в национальное движение, которое отстаивает гуманистические цели, солидарность и ненасилие. В одном из интервью Грицак даже высказал для многих патриотов крамольную мысль. По его мнению, если бы та энергия, которая в 40-50 годы была вложена в вооруженное сопротивление, перетекла в ненасильственную борьбу, украинское общество ныне бы имело совсем иной вид. Возможно, он и не прав, но история не знает сослагательного наклонения. Ее удел оперировать фактами. Однако, как подсчитали ученые, с 1900 по 2006 год ненасильственное сопротивление диктатуре или колонизаторам (военная оккупация - не учитывалась) приводило к успеху в два раза чаще, чем насильственное. Есть над чем задуматься. Причем без применения оружия, крушение авторитарных режимов происходило вне зависимости от расположения страны на глобусе, будь то Сербия (2000 год) или Мадагаскар (2002 г.), Ливан (2005 г.) или Непал (2006 г.). Уже после убийства Кинга массовые акции неповиновения свергали военные хунты, приводя им на смену демократически избранных президентов в Аргентине, Бразилии Чили. То, что при самоорганизации людей можно обойтись без кровавых революций, в свое время доказали Индия и Мальдивы, Таиланд и Пакистан, ЮАР и страны бывшего соцлагеря. Пиночет в Чили, Милошевич в Сербии, Сухарто в Индонезии и многие кровавые диктаторы уходили с корабля современности именно вследствие мирных восстаний. Мы не знаем что это - усмешка Создателя или парадоксы истории, но как бы там ни было, «сила бессильных» чаще оказывалась эффективнее штыков. В конечном счете, зелоты всегда проигрывали мученикам, готовым идти на бескровную жертву. Как тут не вспомнить, связанного с нашим городом философа Григория Померанца, который по этому поводу писал: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое и правое дело, и так до Геенны огненной и до Колымы». Очевидно, что не все так просто и однозначно. Да и мечты не всегда сбываются, как это описано в учебниках по ненасильственному свержению власти добрым дядюшкой Шарпом. В новейшей истории России был эпизод, который многим запомнился своим драматизмом. Во время митинга на Болотной Навальный со сцены прокричал: «Вы готовы сейчас пойти и взять Кремль и Белый дом?» Собравшиеся затихли. Большинство молчало и внимательно смотрело на сцену и экраны - наверное, он шутит; не подсунули ли нам попа Гапона; не манипулятор ли это, сошедший с ума от запаха власти? Навальный выдержал паузу и продолжил в том духе, что мы, мол, мирные граждане и за вилами пока не тянемся. Опыт той же России наглядно показывает, что одного преодоления страха еще недостаточно. Мирные восстания достигают успеха только тогда, когда основные источники власти - бюрократия, экономическая элита и силовики - отказываются подчиняться режиму. Мы пока не достигли такого состояния, но процесс этот необратим, и все, похоже, идет именно к тому. Законы истории также неотвратимы, как осенний дождь. И в этом смысле размышления американского профессора политологии Александра Мотыля, что Украина заслуживает своего Мартина Лютера Кинга, имеют рациональное зерно. «Харизматичных лидеров, которые вдохновляют нации, нельзя предусмотреть. Они возникают каким-то чудесным образом. Кто мог предположить, что никому не известный молодой священник из Атланты изменит Америку? Кто мог вообразить, что адвокат из Южной Африки положит конец британскому правлению в Индии. Или автор абсурдистских пьес скинет коммунистический режим в Чехословакии? Поэтому, чем гнилее и нелепее будет становиться режим Януковича, тем вероятней появление украинского Мартина Лютера Кинга», - считает политолог. Те, кто полвека назад вместе со своим лидером «мечтал» на ступенях Мемориала Линкольна, вспоминают, что для миллионов американцев Марш на Вашингтон был откровением. Многие из них, сидя у своих телевизоров, впервые увидели такое количество марширующих с достоинством темнокожих. Еще более удивительным для них стало то, что в этих стройных рядах они увидели много белых участников. Да и сами организаторы акции были поражены ее размахом и успехом. Но подобные вещи спонтанно не возникают. Их тщательно готовят, причем не один месяц. С момента, когда чернокожая швея Роза Паркс была арестована за отказ уступить белому пассажиру место в автобусе, до многотысячной столичной манифестации, которую уже нельзя было игнорировать, прошло почти 8 лет. Не имея стратегии, не обладая опытом ведения борьбы, необразованные афроамериканцы не поддались на провокации, и пока жив был Кинг, добивались грандиозных успехов. Лишь взяв в руки оружие после убийства духовного лидера, они изменили своим принципам, за что сразу же поплатились. Бунт был жестоким и беспощадным. По Америке прокатилась волна насилия и убийств, но бороться с властью их же методами темнокожим оказалось не под силу. На подавление беспорядков были брошены 70 тысяч солдат регулярной армии, которые просто смяли восставших. В федеральной столице дома горели в шести кварталах от Белого дома, а на балконах Капитолия и лужайках вокруг Белого дома орудовали пулеметчики. По официальным данным в стране было убито 46 человек и еще 2,5 тысячи получили ранения. В глазах активистов убийство Кинга символизировало неисправимость системы и убедило тысячи людей в том, что ненасильственное сопротивление ведет в тупик. Крах иллюзий получить все сразу всегда играла злую шутку с революционерами-романтиками. Однако, в конечном счете, сторонники Кинга все-таки победили. Афроамериканцы не только получили равные с белыми права, но и через 40 лет после смерти своего лидера президентом США был избран темнокожий демократ Барак Обама. Так что мечты иногда сбываются. Даже если на первый взгляд они кажутся совершенно фантастическими
А что мы празднуем?
Несмотря на всю судьбоносность события, произошедшего 70 лет назад, устраивать 23 августа в «первой столице» масштабные гульбища, как минимум, нелепо. Во-первых, историки уже доказали, что Харьков освободили на несколько дней позже, чем долгое время подавала нам советская пропаганда. Во-вторых, День города в разные эпохи отмечали совсем в другие дни, и говорить о каких-то традициях вряд ли здесь уместно. Наконец, 23 августа – это еще и Общеевропейский День памяти жертв тоталитарных режимов. В связи с чем, кроме чествования ветеранов и возложения цветов на могилы освободителям, неплохо было бы приспустить флаги, а не устраивать пляски на костях. Похоже, настала пора разделить два понятия, которые в последние годы все чаще стали подменяться с целью манипуляции общественным сознанием. Одно дело - отдать должное тем, кто на фронте или в тылу приближал победу над фашизмом. И это вовсе не благосклонность власти, как нам пытаются преподать с экранов телевизоров, а ее святая обязанность. Причем, не только 9 мая и 23 августа. Другое дело – проводить грандиозные увеселительные мероприятия до поздней ночи, с дискотекой, фейерверком, шоу-программой и народными гуляниями, что характерно для праздников типа Дня города. Смешивать все в одну кучу совершенно не оправданно, и я бы даже сказал кощунственно. Давайте не забывать, что день Харькова в советские времена традиционно отмечали в сентябре. Спокойно и для многих вообще незаметно. Никакого отношения к Победе он не имел, а День освобождения города был обычным рабочим днем. Только относительно недавно с целью оптимизации бюджета городские власти решили объединить обе торжественные даты. В конце концов, 23 августа стали почему-то считать еще и Днем основания города. Хотя логичнее было бы его праздновать 28 августа - в День Успения Пресвятой Богородицы, по старейшему и некогда основному храму Харькова. Дореволюционная православная традиция была именно такова - день рождения любого населенного пункта определялся по его главному храмовому празднику. В конце лета, перед началом учебного года, вполне можно было бы проводить торжественные гуляния с оркестрами, салютами и молодежными забавами. В последнее время подобное и без того практикуется, но при придании событию патриотического смысла и бендеровском размахе нынешних градоначальников вполне могло бы стать запоминающимся событием для всех жителей нью-Харькова. Очевидно, что День города должен быть ярким, веселым, креативным, с современными подходами и эстетикой, соответствующей европейскому уровню по всем параметрам. Здесь мы вполне могли бы потягаться с Киевом, Одессой, Львовом. Конечно же, без дня города сегодня никуда, и лучший в стране фейерверк (желательно не в час ночи) обязан стать его украшением. Но, позвольте, при чем здесь наши уважаемые ветераны и их боевые заслуги? У нас детям войны уже под 70-ть, а те, кто с оружием в руках очищал город от фашистских оккупантов, и вовсе в почтенном возрасте. Парады героев, как это происходило в 20-ю и 25-ю годовщины Победы, когда большинство участников тех событий были еще живы и молоды, сегодня не проведешь. Ветеранам нужны не бил-борды с их портретами и поздравлениями мэра, а достойная во всех смыслах старость. А то, судя по квитанции за ЖКХ, из крана у них текут виски, мусор вывозят на мерседесе, домофон в роуминге, а снег чистит сам глава администрации. Оставим на совести советских историков тот факт, что празднование освобождения Харькова 23 августа в свое время было чисто политическим решением. Его следовало бы перенести на 29 августа, когда немецкие войска окончательно покинули наш город. Как рассказывает доцент Восточнославянского филиала Международного Соломонова университета, кандидат исторических наук Владимир Маслийчук: «23 августа – это дата, когда советские войска вошли в Харьков и заняли его центр. Немецкие военные силы покинули город для перегруппировки, а 29-го из Основы нанесли контрудар, достигнув центра Харькова для оттягивания основных советских сил, чтобы организованно и безопасно отступить к Полтаве и дальше к Днепру». Историк Андрей Парамонов приводит статистику, которую стоило бы зачитать со сцены на пл. Свободы для любителей поплясать в этот поминальный день. Вот лишь некоторые из наведенных им фактов: «Немцы организованно отступили. Их потери несопоставимы с потерями Красной армии, особенно в период с 23 по 30 августа. 69-я армия потеряла за неделю боев 4434 человека убитыми и ранеными. 5-я танковая армия потеряла за этот же период 3843 человека убитыми и ранеными, 53-я армия – 11248 человек, 7-я армия – 5842 человека, 57-я – 8432 человека. А всего Степной фронт за август месяц потерял убитыми и ранеными 155344 человека убитыми и ранеными. Большая часть из них погибла и получила ранения вокруг Харькова. Славный полководец Конев, мастер обходных маневров, утопил пригороды Харькова в крови наших солдат и офицеров. Не уничтожил немецкую группировку, которая планомерно отходила до самого Днепра. Тем не менее, его имя носит высота и музей. Сегодня он посвящен славным победам Красной армии, а должен быть посвящен горечи от поражений и гибели тысяч солдатских жизней, сложившим свою голову по вине своего командования». Поэтому вся помпезность, с которой сегодня празднуется День освобождения города, это не просто незнание истории Харькова, но и плевок на могилы наших отцов и дедов. Говоря об евроинтеграции, не следует забывать и тот факт, что Парламентская Ассамблея ОБСЕ несколько лет назад приняла резолюцию, в которой 23 августа названо Общеевропейским Днем памяти жертв сталинизма и нацизма во имя сохранения памяти жертв массовых казней и депортаций. Дата подписания пакта Молотова-Риббентропа не случайно объявлена в Европе днем траура. В цивилизованных странах в этот день принято приспускать знамена, ибо во всем мире помнят, что именно сговор двух преступных режимов развязал самую страшную в истории человечества войну. Украине тоже накануне праздника Независимости, в день, между прочим, государственного флага страны, не мешало бы на общенациональном уровне почтить память своих героев. Без развлекательных программ на телевидении, с поминальными службами в церквях, с уроками истории в школах, с зажженными свечами и всеобщей минутой молчания. Европейский дух покаяния и траура вполне соответствует сложившимся десятилетиями в Харькове традициям чествования освободителей. Однако, 23 августа вы никогда не увидите «отцов города» на украинско-польском захоронении в 36 квартале лесопарковой зоны, на староеврейском кладбище на ул. Академика Павлова, в Дробицком Яру, на Мемориалах памяти жертв Голодомора 1932–1933 гг. Наоборот, в разных формах нам будут преподносить героизм деятелей партии, сакральность красного флага, величие маршалов Жукова, Конева и им подобных, на чьей совести гибель сотен тысяч невинных солдат и офицеров. Возможно, когда-нибудь мы дождемся и суда над коммунизмом, который, как замечает председатель правления Украинской Хельсинской группы по правам человека Евгений Захаров, не проводят потому, что он не был побежден, как нацизм. «Все трибуналы после Нюрнбергского действовали по мандату ООН. Однако Организация объединенных наций не примет подобного решения по политическим причинам - против него выступает Россия и Китай. Совет Европы - потому что возражает Россия. ПАСЕ принимала несколько резолюций о необходимости осуждения коммунистических режимов, но для проведения трибунала этого мало. Кроме того, уже некого судить - все те, кого можно обвинить в преступлениях, уже умерли», - констатирует правозащитник. Между тем, на уровне неправительственных организаций Европы возможность суда над коммунизмом рассматривается вполне серьезно. Преступной коммунистическую идеологию уже признал в 2000 году Международный общественный трибунал в Вильнюсе. Сейчас идет процесс обсуждения юридических аспектов международного права для того, чтобы сделать этот процесс не только общественным, но и привлечь к нему независимых судей из разных стран. Задача состоит в том, чтобы мировое сообщество раз и навсегда классифицировало теоретиков и практиков большевизма как преступников. Но это в будущем, а пока пакт Молотова-Риббентропа, подписанный 23 августа, уже всеми давно осужден. И страны ЕС рано или поздно спросят Украину: «А почему в Общеевропейский День памяти жертв сталинизма и нацизма во втором по населению городе страны не соблюдаются элементарные правила приличия?» Мне возразят, мол, да все уже привыкли, что у нас 23 августа большой праздник. Это давняя традиция, которую так любят харьковчане. Не смейте ее трогать! Боже упаси, но, ради объективности, давайте почитаем новости за 2010 год. «По предварительной договоренности с руководством города принято решение провести в этом году празднование Дня Харькова 24 августа, объединив его с Днем Независимости». То есть, иными словами отменить всеми любимый праздник. Кому принадлежат эта фраза? Губернатору Михаилу Добкину, в бытность которого мэром традиция и обрела нынешние очертания. И ничего страшного не случилось – просто одни выборы прошли, а новые на горизонте ожидались нескоро. А до того, пока правили «оранжевые», в Харькове городская власть вообще 24 августа практически не отмечала. Весь акцент празднования умышленно делался на Дне города. И пока вся страна вспоминала борцов за Независимость Украины, куда входят и «невпихуемые» для губернатора воины УПА, в «первой столице», как мантру, твердили «мы-харьковчане!» В нынешнем году на 23 августа к нам едет президент, а поэтому в юбилей освобождения города чиновникам снова будет не до ветеранов. В прошлом году гарант тоже пожаловал в гости. 22 августа он открывал памятник на пл.Конституции, а коммунисты в окружении наряда милиции выкрикивали проклятия мэру, снесшему монумент в честь провозглашения советской власти. Да-да, той самой, которая освобождала Харьков в 1943-м. В следующем году, можно не сомневаться, перед президентскими выборами событие начнут еще больше политизировать. Как это происходило при попытке первого пришествия Януковича в 2004 году, думаю, все хорошо помнят. За последние 100 лет мы уже трижды праздновали юбилеи города. Причем, всякий раз имели в виду разные даты основания. 250-летняя годовщина отмечалась в 1905 году. Через 51 год, в 1956 году праздновали 300-летие Харькова, в 2004 году - 350-летие. Политическая целесообразность в «первой столице» всегда побеждала историческую достоверность, мировоззренческое инакомыслие и здравый смысл. Поэтому, отмечая 23 августа, каждый харьковчанин вкладывает в него свой смысл. Оттого, наверное, данный праздник в народе и столь любим, хотя даже после обретения Независимости, он так и не стал выходным. А, между прочим, мог бы! Скажем, Одесский горсовет в честь Дня города в этом году объявил понедельник, 2 сентября, нерабочим днем. Это притом, что начало учебного года и т.п. Власти Полтавы пару лет назад сделали выходным свой городской праздник. Недавно аналогичное решение утвердили тернопольские депутаты. В прошлом году пошли по этому пути в Бердянске. У нас же в День города одни с чистой совестью едут копать картошку, другие - спешат вечером с пивом на площадь, третьи – на кладбища поминать жертв репрессий, четвертые бормочут заученные со школы мифы о Красной армии, пятые стирают вышиванки, готовясь ко Дню Независимости, шестые создают массовку для президента. Впрочем, Бог с ними, с шестыми. Как говаривал Григорий Саввич, всякому городу нрав и права. Для Харькова же в последние годы 23 августа становится хорошим тестом на европейскость. Зная, как мы умеем любить свой город, не сомневаюсь, что когда-нибудь харьковчане все-таки сумеют его сдать достойно
Хорошо, что не пираньи
Этим летом лексикон среднеобразованных жителей Слобожанщины пополнился новым словом «пистия». Зеленое тропическое растение буквально за месяц заполонило почти всю акваторию Северского Донца. Видимо, кто-то из состоятельных сограждан почистил свой аквариум, что привело к экзотическому виду главной реки Харьковщины. Некоторые специалисты уже успели окрестить происшедшее экологической катастрофой. Другие, наоборот, считают, что с пистией нам несказанно повезло. Любители активного отдыха, многочисленные байдарочники, рыбаки и просто отдыхающие все лето жаловались на плавучий сорняк, количество которого постепенно уменьшается. О плюсах и минусах воздействия на природу этого африканского растения попробуем вместе разобраться. Смею утверждать, что если бы наши природоохранные органы действовали решительно, то нынешней ситуации могло бы и не возникнуть. Еще прошлой осенью на деревянном мосту в районе сел Лесное и Мохнач Змиевского района мне доводилось наблюдать первые одиночные экземпляры пистии. То есть, уже тогда чье-то непреодолимое желание почистить бассейн ценой загрязнения окружающей среды могло привести к непредвиденным последствиям. Однако, к счастью, холода приостановили тогда процесс, а после нового выброса пистии в начале июня, в Донец самое время уже было завозить бегемотов. В Харькове на базарах давно можно встретить водный сорняк, продаваемый по цене несколько гривен за штуку. В то же время в некоторых американских штатах излюбленное аквариумистами растение считается запрещенным, и его распространение грозит серьезным наказанием. Скажем, в Коннектикуте хранение одной пистии обходится в 100 долларов. Борются со злоумышленниками и в российской столице. Тамошние олигархи частенько скидывают тропическую траву в Москва-реку, что не раз загрязняло водоем. Самое мощное засилье пистии доселе наблюдалось жарким летом 1976 года в Дании, но, похоже, наш случай станет для Европы хрестоматийным. Председатель общественной организации «Зеленый фронт» Олег Перегон поделился с «Главным» своими соображениями по поводу позитива, который мы получили от экзотического растения. «С пистией нам очень повезло, - считает известный харьковский эколог. - Во-первых, в этом районе Северского Донца было страшно развито браконьерство. Причем, как сетевое, так и электроудочками. Сейчас оно изжито полностью. Еще одной бедой реки являются новые украинцы, которые приобрели мощные моторные лодки, гидроциклы и другие плавсредства. В период нереста, да и не только его, они носились так, что ученые уже констатируют нарушение берегов из-за постоянных волн. Пистия поставила этому точку». «Еще один положительный момент для реки – снизилось количество отдыхающих, - замечает Олег Перегон. - Как следствие, стало меньше мусора и прочих отходов, ибо, к сожалению, наши люди нормально отдыхать на берегу водоемов не умеют. Кроме того, пистия очищает воду от ионов цинка и свинца. В результате чего впервые за долгие годы нынешнем летом на Северском Донце можно было увидеть дно». По мнению эколога, никакой опасности для реки тропическое растение не представляет, поскольку вода здесь проточная. А вот, если бы водный салат попал в Печенежское или Краснооскольское водохранилище, то последствия могли быть катастрофическими. Еще бы, ведь то же Печенежское водохранилище является источником питьевой воды для Харькова. Что ожидает акваторию при зимнем похолодании, достоверно сказать сейчас никто не берется. Считается, что при температуре +10 градусов и ниже пистия погибает. То есть, к октябрю-ноябрю кое-что начнет проясняться. Хотя, как справедливо замечает зав.отделом генетики НИИ биологии Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Юрий Шкорбатов, семена сохраняют жизнеспособность при + 4 градусах и переносят кратковременное охлаждение до - 5. В том же Мохначе Донец зимой не замерзает из-за стока теплых вод Эсхаровской ГРЭС. «И уж там семена пистии обязательно сохранятся», - убежден ученый. Кроме того, орнитологи предупреждают, что семена экзотического растения не прогнозируемо разносятся птицами. Поэтому в принципе попасть они могут куда угодно. Природа уже сейчас начинает приспосабливаться к новым условиям. Так, ученые уже заметили, что пропал один из видов ряски. «Исчезла плавающая сальвия, которой еще было очень много в прошлом году. Совсем нет водокраса лягушачьего», - замечает доцент кафедры ботаники ХНУ им. Каразина Олег Горбулин. Но самое неприятное может наступить, когда пистия начнет гнить. Предполагают, что вниз водоема опустится значительное количество органики. Теоретически она может не успеть окислиться, и тогда на дне создадутся бескислородные условия. Сероводород и другие токсичные газы накопятся в отложениях и выйдут в толщу воды. Не обязательно, что все пойдет по худшему сценарию, но теоретически существует опасность, что в таких условиях на дне образуется значительное количество неприятно пахнущего ила, который может привести Донец к заболачиванию. Также следует заметить, что помимо специфического запаха, в листьях пистии создаются чудесные условия для размножения всевозможных микробов и вирусов, что может иметь серьезные последствия не только для рыбы, но и для других обитателей реки. Добавьте к этому совершенно иное по объему испарение воды, меньшее попадание света, видовое изменение флоры, и станет понятно опасение директора НИИ биологии ХНУ им. Каразина Анатолия Божкова, утверждавшего еще в начале лета, что «даже не делая глубоких анализов и расчетов, все это повлияет на отношения в нашей экосистеме». По всей видимости, если растение найдет себе укромные места в реке для зимовки, угроза водоему будет возникать ежегодно. Рано или поздно проблему все равно придется решать. Пока же, что с ней делать никто не знает. Местный крупный рогатый скот и свиньи водный салат есть не желают, хотя им уже не раз говорили, что корм богат белком (до 14%) и их китайские родственники от него без ума. Известно, что в Индии растение применяют при дизентерии. В Поднебесной им лечат кожные заболевания и используют для мытья посуды. В Малайской медицине применяют при лечении гонореи, а наши ученые-новаторы предлагают собирать и утилизировать растение для получения биогаза. В харьковском зоопарке тоже не остались безучастны к модному «деликатесу». Им сейчас кормят некоторые виды рыб, птиц и диких кабанов. Следует заметить, что попытки почистить реку в Змиевском районе в последнее время немного уменьшили количество водного сорняка. Во второй половине августе пистии в Донце стало значительно меньше, хотя весь месяц было довольно жарко. Очевидно, что изменить ситуацию до начала холодов уже не удастся, но извлечь уроки из возникшей ситуации следовало бы всем. Прежде всего, природоохранным организациям и прокуратуре. Впервые за долгие годы на состояние реки устремили свой взор чиновники, которые вынуждены прислушиваться к мнению экологов, ученых и общественности. Возможно, после пистии реку и прибрежную территорию немного облагородят, обратят внимание на массовое браконьерство и мутные стоки от ГРЭС-2. В конце концов, хорошо, что при чистке бассейна, из него выпустили только безвредную растительность, а не пираний, крокодилов или ядовитых змей. Или уже выпустили? Только мы об этом еще не знаем
1 2 3 45 6 7 8 9 10

19 октября 2019
больше новостей
новости партнеров
delta = Array ( )