Татьяна КОВАЛЬЧУК
1 2 3 4 5
23 октября 2017
753
Провокування політичної кризи, зіткнень та кровопролиття

Провокування політичної кризи та масових протистоянь відбувається восени протягом значного проміжку часу. Однак відповідні дії, за виключенням подій пов’язаних з Революцією Гідності, не призводять до очікуваних результатів з низки причин: (1) в суспільстві існує значний рівень недовіри населення до політиків через те, що попри обіцянки про покращення, ситуація суттєвим чином не змінюється на краще; (2) можна говорити про політичну апатію значної частини громадян України; (3) акції протесту мають явно замовний та кон’юнктурний характер і збираються за вузькокорпоративними інтересами певними політичними силами.

В українському суспільстві сформувалася звичка до осінніх політичних акцій, а тому рівень протестних настроїв є досить не високим, про що свідчать і нещодавнє дослідження Інституту соціології.

Додатковим чинником можна вважати циклічність відповідних подій, яка підсилює політичну апатію та ентропію населення.

Це стимулює політичних акторів як на зовнішньому, так і внутрішньому рівні шукати альтернативні механізми посилення протестних настроїв.

9 октября 2017
742
Каталонский этнополитический кризис в трансъевропейском контексте

1 октября автономной провинции Испании Каталонии состоялся референдум за независимость. По результатам референдума, из 5,3 млн избирателей проголосовали 2,26 млн человек (42,6 %), из них 2,02 млн человек (90,09 %) высказалось за независимость и 1,8 млн (7,87%) – против. Данное событие следует рассматривать сразу в нескольких противоречивых контекстах – национальном, региональном (европейском) и трансрегиональном (европейско-евразийском).

На национальном уровне события в Каталонии являются социально-политической квинтэссенцией внутригосударственного кризиса отношений центра и регионов (прежде всего Мадрида и Барселоны). Таковой кризис не ограничивается только Каталонией, но может быть распространен также на Страну Басков.

Следует учитывать ключевые этнополитические, регионально-политические и политико-правовые факторы: (1) носители «каталонской идентичности» живут не только в этой провинции (в т.ч. в Валенсии, Балеарских островах и др.); (2) Мадрид сделал достаточно много шагов навстречу автономии Барселоны (в т.ч. в иммиграционной политике); конституционный строй Испании – унитарный, поэтому подобные вопросы может решать только весь испанский народ (частью, но не большинством которого являются каталонцы, баски и пр.).

4 октября 2017
1101
Международные контексты парламентских выборов в Германии

24 сентября в Германии состоялись парламентские выборы. Лидерами, как и ранее, стали две ключевые центристские партии – Христианско-демократический союз (правоцентристкая партия, лидером которой является канцлер А. Меркель) и Социал-демократическая пария СДПГ (левоцентристская).

Итоги выборов продемонстрировали, что упомянутые партии получили практически самое низкое количество голосов со времен окончания Второй мировой войны. Вследствие этого, руководство СДПГ заявило об уходе в оппозицию, после того как партия показала рекордно низкие 20%.

Неплохие результаты показала партия «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland, AfD), позиционирующейся как праворадикальная (аналог французского «Национального фронта»), считающейся пророссийской и использующей откровенно популистскую риторику (явно удобную и даже выгодную Кремлю).

Показатели Альтернативы, по свидетельству таблоида Bild, вероятнее всего связаны с вмешательством РФ в агитационный процесс. В первую очередь, речь идет о большем количестве не только русскоязычных ботов поддерживающих «Альтернативу для Германии», которые появились накануне выборов не только в Твиттере.

3 октября 2017
752
"Доктрина Трампа" и другие контексты и подходы к решению международных проблем

Ключевой глобальной международно-политической тенденцией можно считать постепенное формирование и начало отработки «доктрины Трампа».

Этот подход – в отличие от «реактивно»-либерального подхода Б.Обамы (когда стали возможны грузинская и украинская авантюры Кремля) – постепенно становится «проактивно»-наступательным и все более жестким и конкретным.

США намереваются вернуть себе статус «глобального полицейского» и продолжать задавать международную повестку дня.

Показательно позиционирование Белым Домом новой «оси Зла» (от КНДР до России) и активизация проектов консолидации международных усилий по преодолению создаваемых членами последней кризисов.

Заявления Трампа о возможности применения силы к Северной Корее (а в перспективе – к Ирану) являются достаточно четким и однозначным сигналом о возврате к наступательной по духу внешнеполитической доктрине.

Вашингтон постепенно начинают отказывать России в статусе и амбициях «глобального актора», переводя сотрудничество с ней в трансрегиональные масштабы, в плоскость отдельных диалогов по текущим проблемам (украинской, сирийской, северокорейской и т.п.), так как это не вписывается в представление команды Д. Трампа о международной миссии и глобальном статусе США.

"Европейские энергетические пасьянсы", а где же Украина?

США решили более активно включиться в европейский энергетический рынок, тем самым способствуя диверсификации поставок газа в Европу, тем самым ослабляя влияние в этой сфере России.

Актуальность связана с тем, что из-за возможного кризиса в 2019 году и сложностей во взаимоотношениях с Турцией, ЕС может ощутить дефицит газа. Именно по этой причине происходит поиск альтернативных путей.

Активизацию энергетической политики США в отношении Европы и интерес Вашингтона к проекту «Триморье», по сути, можно считать альтернативой Eastring, TANAP, «Северному», «Южному» потокам и т.д.

 

«Саммит Трех морей» и роль Трампа

Дональд Трамп предлагает своим европейским союзникам ослабить энергетическую зависимость от России. Именно это поэтому американский президент посетил региональный «Саммит Трех морей» (Польша).

Вашингтон попытается использовать запасы газа США в качестве политического инструмента. Позицию США можно охарактеризовать исходя из заявления Д. Трампа на саммите G-20: «Соединенные Штаты никогда не будут использовать энергию, чтобы принуждать ваши народы, но мы не можем позволить другим делать это».

Власти Катара приняли решение изменить антитеррористическое законодательство

23 июня Саудовская Аравия, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Египет выдвинули Катару ультиматум из-за поддержки страной экстремизма. Среди требований - вывод из страны дислоцированных турецких военных, расторжения отношений с Ираном, прекращение поддержки «Братьев-мусульман» и «Исламского государства», закрытие телеканала Al Jazeera. Взамен четыре страны пообещали снять из Катара эмбарго, введенное в начале июня. Катар же в свою очередь, отвергает обвинения в поддержке терроризма в свой адрес и отказывается выполнять требования Эр-Рияда и его союзников.

Вскоре эмир Катара подписал декрет, в котором дается определение таких понятий, как «террорист», «террористический акт», «террористические организации», «замораживание активов» и «финансирование терроризма». Декрет предусматривает создание двух списков – физических лиц и организаций, которые имеют связь с террористической деятельностью.

1 2 3 4 5

Сегодня
19 ноября 2017
больше новостей
Загрузка...
delta = Array ( )