Економіка

Украина не спешит переходить на качественный бензин

2 Липня 2012 07:22

 Переход украинских НПЗ на производство более качественного бензина в очередной раз предлагается отложить, сообщает "Коммерсант Украина" в материале "Двигатель внутреннего старания".

Вчера вступили в силу новые стандарты качества для производства топлива в Украине — "Евро-4" и "Евро-5". Такой бензин содержит меньше серы и других вредных веществ (это позволяет продлить ресурс двигателя) по сравнению с топливом стандартов "Евро-2" и "Евро-3". Сейчас бензин "Евро-4" и "Евро-5" могут производить три из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов — Кременчугский ("Укртатнафта"), Лисичанский (ТНК-ВР) и Одесский ("Лукойл"), но последние два простаивают. Кроме того, этим стандартам соответствует бензин из Литвы, Болгарии, Румынии и Белоруссии (продается в сетях "Окко", WOG, ТНК-ВР, "Лукойл" и других).

Однако против перехода на новые стандарты выступила экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли при Кабмине. В пятницу в ЭАГ сообщили, что инициируют продление действия стандартов "Евро-2" и "Евро-3". В секретариате группы объяснили, что Государственное агентство резерва обратилось к ним с просьбой перенести переход на новые стандарты на 2018 год. "В Госрезерве объясняют это тем, что срок хранения уже закупленного для нужд Минобороны и предприятий Минагрополитики топлива заканчивается только через шесть лет",— отмечают в секретариате ЭАГ. По данным группы, вопрос о продлении стандартов в ближайшее время будет рассмотрен правительством.

Переход на новые стандарты откладывали и раньше. "Евро-4" и "Евро-5" должны были начать действовать в Украине с 1 января 2010 года, но поскольку три из шести НПЗ — Дрогобычский, Надворняский (принадлежат группе "Приват") и Шебелинский (принадлежит НАК "Нафтогаз Украины") — не могут производить топливо по этим стандартам, перенос ежегодно инициировался ЭАГ и поддерживался Кабинетом министров. Последний раз действие прежних стандартов качества было продлено 1 июля 2011 года на год.

ЭАГ примет решение в пользу активов группы "Приват" и Шебелинского завода, считает член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма. "Они спасают "Нафтогаз" — у компании тяжелое финансовое положение, и она просто не найдет денег на модернизацию,— говорит депутат.— Но делается это за счет намного более мощных предприятий, которые не имеют такой поддержки в правительстве". В пресс-службе "Лукойла" напоминают, что инвестировали значительные средства в производство топлива по более высоким стандартам: "Мы рассчитывали, что инвестиции окупятся за счет введения запрета на низкокачественное топливо, о чем неоднократно заявляли в правительстве. В результате выходит, что инвестировать не имело экономического смысла". Всего, по данным Минэнерго, три украинских НПЗ в 2004-2009 годах инвестировали в переход на стандарты "Евро-4" и "Евро-5" около $73 млн. "Теперь они будут вынуждены закладывать в цену горючего сумму этих инвестиций. Это просто ставит их в неравные условия с заводами, которые проигнорировали требования производить более качественное топливо",— говорит директор "Донецкойлсервиса" Виктор Мартиросян.

В пресс-службе Кабмина и Госрезерва инициативу ЭАГ не комментируют. Но источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго утверждает, что главный аргумент, на который ссылается ЭАГ,— это высокий спрос на низкокачественное и более дешевое топливо со стороны сельхозпроизводителей. "Есть два варианта решения этой проблемы, которые сейчас рассматривают в Кабмине. Первый — просто продлить действие "Евро-2" и "Евро-3". Второй —ввести новый технический регламент, позволяющий продавать сельхозпроизводителям и Министерству обороны топливо низкого качества, а для остальных потребителей, в том числе для всех АЗС, ввести более высокие стандарты",— отметил собеседник.

Эти аргументы в ЭАГ приводили и раньше, отмечает гендиректор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. "На самом деле сами аграрии часто говорят, что им нужно более качественное топливо. В Украине достаточно компаний, которые используют импортную технику, для которой стандарты "Евро-2" и "Евро-3" не подходят",— говорит Куюн. Гендиректор компании "Нибулон" (крупный зернотрейдер) Алексей Вадатурский подтверждает это мнение: "Большинство крупных аграрных холдингов сегодня используют импортную сельхозтехнику. Поэтому мы не возражаем против повышения стандартов".


Хочете першими дізнаватися про головні події в Україні - підписуйтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling