техно

Ученые реабилитировали древнейшую гигантскую птицу – диатрима была травоядной

24 ноября 2012
Отпечатки следов, которые, как полагают ученые, принадлежат огромной птице диатриме, жившей в эпоху эоцена, указывают на то, что она была "спокойным травоядным", а не свирепым хищником.

Группа исследователей из Университета Западного Вашингтона изучала следы, обнаруженные в результате схода селя в 2009 году.

Данные предыдущих исследований позволяли сделать предположение о том, что птица, жившая 55,8-46,5 млн лет назад, была хищницей или падальщицей.

Однако тот факт, что в отпечатках отсутствуют следы когтей хищника, свидетельствует в пользу теории, что диатрима была травоядной, говорится в статье, опубликованной в журнале Palaeontology.

Очень часто в научных исследованиях и научно-популярных фильмах нелетающую двухметровую диатриму с огромной головой и клювом изображают как свирепого хищника. Некоторые ученые полагают, что она принадлежит к роду Gastornis.

По словам зоолога Джорджа Масто из Университета Западного Вашингтона в Беллингеме, зачастую утверждается, что эта птица "сменила динозавров на вершине эволюции хищников".

"Давайте скажем честно: пугающие, кровожадные хищники привлекают гораздо больше внимания, чем спокойные травоядные", - иронизирует он.

Исследование показало, что многочисленные хорошо сохранившиеся следы огромной птицы скорее всего принадлежали диатриме.

Это - единственные сохранившиеся ее следы, и изучая их, можно получить данные о том, чем питалась птица-гигант.

"Следы четко показывают, что у животного не было длинных когтей, а на ногах, скорее всего, были короткие ногти", - рассказал Дэвид Такер из Университета Западного Вашингтона, который также принимал участие в исследовании.

"Когти - свидетельство того, что животное ловило добычу и держало ее когтями. У всех птиц-хищников есть острые, длинные когти", - подчеркивает он.

В более ранних исследованиях следов диатримы палеонтологи делали вывод о том, что птица была хищником, поскольку была огромных размеров, имела большую голову и массивный клюв.

Первый скелет диатримы был найден в США и сохранился рядом с костями маленькой лошади и других небольших млекопитающих. По словам Масто, некоторые ученые на основании этого сделали вывод о том, что птица была хищной, а найденные скелеты были ее добычей.

Однако у диатримы были достаточно короткие ноги, и некоторые ученые полагали, что она не могла быстро бегать и ловить добычу, и поэтому была травоядной.

Дальнейшие исследования выявили, что у клюв у птицы не был крючкообразным. Это - одна из характерных черт хищников, которая позволяет им удерживать добычу и разрывать мясо жертв.

Дэвид Такер рассказал, что вывод о том, что у птицы не было когтей, говорит в пользу сторонников гипотезы ее травоядности.

"Более вероятен сценарий, при котором диатрима собирала клювом листву, фрукты и семена с деревьев в субтропических лесах, где она обитала", - добавил Джордж Масто.

По мнению ученых, схожие черты диатримы и хищных Phoruscracid, или "ужасных птиц", живщих в джунглях Южной Америки, позволили палеонтологам сделать предположение, что виды имели большое сходство.

Американские ученые пришли к заключению, что вывод о том, что диатрима "была такой же, как хищные, результат неверной ассоциации, нежели анатомических свидетельств".

Би-би-си