"Дело Hyundai" в перспективе может стать предметом антикоррупционного расследования. Так считает президент украинского отделения Transparency International Алексей Хмара. "Как минимум это служебная халатность. Пока мы не можем сказать, что кто-то заработал именно на покупке этих поездов. Но мы можем сказать, что заработали опосредованно - на инфраструктуре, строительстве, ремонте", - заявил Хмара.
По его словам, если бы в свое время был проведен полный цикл тестовых проверок поездов в разных погодных условиях без пассажиров, людям не пришлось бы сейчас "расплачиваться за слишком поспешную" подготовку Украины к Евро-2012".
"Я понимаю, что нужно было выполнять требования УЕФА по улучшению транспортного сообщения. Однако в результате мы имеем дело с несертифицированным товаром. Весь пакет документов не успели подготовить", - заявил Хмара.
С появлением новых поездов вся система "Укрзализныци" была перестроена под потребности Hyundai. По данным харьковского лидера Свободных профсоюзов железнодорожников Украины Александра Абросимова, были сокращены десятки рейсов ночных и дневных поездов, несколько сотен железнодорожников остались без работы, а пассажиры - без дешевых билетов в плацкартные вагоны.
Государство не только нарушает конституционное право каждого украинца на свободу передвижения, но и не гарантирует защиту прав пострадавших пассажиров, которые "прямо посреди поля мерзнут в отключенном от электрики составе в ожидании другого поезда и опаздывают на самолеты, важные встречи, операции", считает юрист Украинского Хельсинкского союза по правам человека Максим Щербатюк.
Однако действующие на Украине правила пассажирских перевозок не предусматривают выплату моральной и материальной компенсации. Как сообщил Щербатюк, пострадавшие пассажиры будут подавать массовый судебный иск против железнодорожников.
По мнению опрошенных экспертов, ответить за то, как были потрачены бюджетные деньги и почему не были обеспечены качество и безопасность перевозок, должно руководство Министерства инфраструктуры, которое до недавнего времени возглавлял один из близких соратников президента Януковича - Борис Колесников, а также руководство "Укрзализныци". Но, несмотря на большой общественный резонанс, ни один из чиновников пока не наказан.
Официальные извинения украинцам принесла только компания Hyundai Corporation, пообещав устранить все неполадки вместе с украинскими специалистами. Сразу после корейцев извинился и экс-министр Колесников, правда, только в интервью "Комсомольской правде". 25 декабря закупку поездов Hyundai раскритиковал и президент Украины. При этом, однако, Янукович акцентировал внимание на том, что Украина, имея собственное производство скоростных поездов, поддерживает иностранных производителей.
Deutsche Welle
"Дело Hyundai" может стать предметом антикоррупционного расследования
27 декабря 2012 09:55