Техно

Бозона Хиггса назван главным открытием года

30 декабря 2012
 Авторитетный научный журнал Science по традиции составил рейтинг самых важных научных открытий года. Отметив, что «как всегда, победителя было выбрать непросто», редакция назвала важнейшим событием подтверждение существования бозона Хиггса.

В современной науке строение материи и трех из четырех ее фундаментальных взаимодействий описывается так называемой Стандартной моделью. Она гласит, что все вещество состоит из 6 лептонов, 6 фермионов и соответствующих им античастиц, а их взаимодействия обеспечивают бозоны (глюоны для сильного взаимодействия, калибровочные бозоны – для слабого, и фотон – для электромагнитного). При этом Стандартная модель ни слова не говорит о гравитации (четвертом фундаментальном взаимодействии), а также о темной материи и темной энергии.

Кроме того, существенным недостатком этой стройной теории было то, что она не учитывала такого важного свойства частиц, как масса. Чтобы объяснить это несоответствие, британский физик Питер Хиггс в 1964 году выдвинул гипотезу о том, что все частицы, обладающие массой, приобретают ее в результате взаимодействия с заполняющим все пространство полем Хиггса. Квант этого поля был назван бозоном Хиггса – частицей, в отличие от остальных обладающей нулевым спином. Существование всех компонентов Стандартной модели было подтверждено экспериментально, однако хиггсовский бозон обнаружить не удавалось.

4 июля 2012 года Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН) объявила, что в ходе очередного эксперимента на Большом адроном коллайдере два его основных детектора (ATLAS и CMS) зафиксировали появление новой частицы с массой порядка 125–127 ГэВ. По свойствам, эта частица оказалась крайне близка к предсказанному теоретически бозону Хиггса, что позволило заявить о его открытии. Для формального признания открытия наукой требуется ряд подтверждающих экспериментов, но фактически его уже можно считать совершенным.

Так Стандартная модель получила окончательное подтверждение.