техно

Взрыв челябинского болида создал "пылевое кольцо" вокруг Земли

7 августа 2013
Взрыв челябинского болида в середине февраля привел к появлению гигантского пылевого кольца в верхних слоях атмосферы, которое опоясало все северное полушарие нашей планеты и оставалось в стратосфере по меньшей мере три месяца после этого события, установили российские и американские ученые, работающие с данными аппарата Suomi NPP.

"Suomi обнаружил новый стратосферный "небесный пояс" из метеорной пыли вокруг всей планеты в среднем слое стратосферы", — говорится в статье астрофизика Николая Горькавого, работающего в компании Science Systems and Applications, и его коллег из НАСА, Челябинского университета и американского университета Моргана, принятой к печати журналом Geophysical Research Letters.

Утром 15 февраля жители Челябинска и его окрестностей наблюдали полет чрезвычайно яркого болида, который закончился мощным взрывом. Ударная волна повредила здания и выбила множество стекол в Челябинске, более 1,6 тысячи человек пострадали. По оценкам ученых, размер челябинского метеороида составлял 18 метров, масса — 11 тысяч тонн, а скорость — 18,6 километра в секунду. Взрыв произошел на высоте 23,3 километра, его мощность в 30 раз превышала силу ядерного взрыва в Хиросиме.

Уже через 3,5 часа после взрыва болида прибор OMPS/LP на борту Suomi зафиксировал порожденное им газопылевое облако, которое находилось на высоте 40 километров в районе Новосибирска и примерно в 1,1 тысячи километров к востоку от Челябинска. К 18 февраля пылевое облако дотянулось до американского континента, а 19 февраля, через четыре дня после взрыва болида, оно замкнулось в кольцо, добравшись до Челябинска.

К концу февраля пылевое кольцо оставалось на высотах в несколько километров над слоем Юнге — областью на высоте около 30 километров, где концентрируются аэрозольные частицы, капли серной кислоты и воды, возникающие в результате химических превращений серосодержащих газов. Пылевой пояс со скоростью около 90 метров в день опускался к слою Юнге, при этом средний размер частиц медленно уменьшался — с 0,2 до 0,05 микрона. К этому моменту толщина этого кольца составляла около 5 километров, а ширина — 300-400 километров.

Ученые отмечают, что на Землю постоянно падают более или менее крупные космические тела, и наблюдения со спутников за пылью в верхних слоях атмосферы помогут обнаруживать незамеченные астрономами падения метеоритов.

РИА Новости