Техно

Речь взрослых влияет на усвоение малышами основ математики

30 октября 2013 19:32

Практически каждого ребенка с ранних лет учат считать. Но простое перечисление чисел от одного до десяти не даст детям представления о концепции чисел и основах математики. Еще с 1970-х годов психологам известно, что умение считать отличается от понимания того, что именно значит каждое число. То есть ребенок, который на память сосчитает до двадцати или даже до ста, совершенно не обязательно сможет легко ответить на вопрос, сколько конфет лежит в коробке.

Более того, ученые пришли к выводу, что все наши успехи в области точных наук во взрослой жизни зависят от опыта, приобретенного нами в раннем детстве. Но что именно важно узнать ребенку о математике еще до того, как он пойдет в детский сад, до сих пор оставалось неизвестным.

Выяснением ответа на этот вопрос занялась международная команда исследователей во главе с Дэвидом Барнером, специалистом в области психологии и лингвистики из Отдела общественных наук в университете Калифорнии.

Барнер и его коллеги из университетского колледжа Лондона, Университета короля Сауда, университета Нова Горица и Массачусетского технологического института решили рассмотреть роль языка в понимании детьми от двух до четырех лет концепции чисел.

Как выяснилось, большую роль в понимании математики играют те языки, в которых присутствует так называемое двойственное число. Это форма множественного числа, которая используется исключительно для обозначения двух предметов или людей. К слову, в древнерусском языке такая форма была, и примеры ее употребления можно найти в "Слове о полку Игореве": "Ты, буи Рюриче, и Давыде! Не ваю ли вои злачеными шеломы по крови плаваша?". В данном случае местоимение "ваю" и глагол "плаваша" употреблены в двойственном числе.

Сегодня двойственное число считается рудиментарной формой и в большинстве языков не присутствует. Но, к примеру, в словенском языке и саудовском диалекте арабского языка такая форма до сих пор есть.

Ученые заметили, что дети, для которых эти языки родные, гораздо лучше других понимают значение числа два, даже если устному счету их никто никогда не учил.

"Эти дети быстрее всех учатся пониманию концепции чисел и счету, даже по сравнению с русскими, японскими и китайскими детьми, которых чаще всего тренируют считать в раннем детстве", — говорит Барнер.

В своей статье, опубликованной в журнале PNAS, психолог отмечает, что наиболее важным результатом исследования является выявление взаимосвязи между родным языком и скоростью обучения основам математики у детей. Ученые определили, что то, насколько быстро ребенок научится понимать значение чисел, зависит от того, как часто взрослые в его окружении употребляют числительные в обычной речи.

Интересно, что преимущество, которое детям дает язык, сходит на нет по мере взросления самих детей, и когда речь идет о числах больше двух. Исследования показали, что если в два года дети из Словении лучше понимают, что такое "два", то к четырем годам английские и американские малыши не хуже словенских разбираются в числах больше трех, а порой и значительно лучше.

"Язык дает детям прочную основу в понимании концепции чисел. Поэтому пока вашему малышу не исполнилось два года, почаще употребляйте числительные в своей речи, а потом уже приступайте к обучению устному счету", — рекомендует Барнер в пресс-релизе.

Недавно мы писали о том, что еще одна исследовательская группа подтвердила, что математический талант появляется у людей в очень раннем возрасте — едва ли не с рождения. Поэтому позаботиться о том, чтобы у ребенка не было проблем с алгеброй и геометрией в средней школе, следует еще до того, как он научится ходить или говорить.

Психологи советуют помимо употребления числительных в своей речи, попробовать привить малышу такое же понимание цифр, как и букв алфавита. Особенно полезны будут песенки и стихи, где в тексте употребляются числительные.

Вести


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling