Экономика

Украина должна ответить на "русский вопрос" модернизацией

22 декабря 2013 09:45

Торговая война с Россией лишний раз подчеркнула уязвимость украинской экономики и, прежде всего, машиностроения.

Эту проблему проанализировала газета "Зеркало недели".

"Несмотря на интеграционную риторику, россияне жестко проводят политику импортозамещения", - пишет журналист издания Игорь Маскалевич.

Экспорт тех же железнодорожных цистерн и вагонов, где еще недавно наши позиции были очень сильны, непрерывно снижается, не помогает даже то, что ряд предприятий "ушли" к россиянам, отмечает он.

Классическая история с запорожским предприятием "Мотор Січ", производящим лучшие в СНГ вертолетные двигатели. Россияне вложили гигантские инвестиции в постройку в Санкт-Петербурге производства-конкурента, которое и запустили в прошлом месяце. До этого запорожцы продавали соседям около 250 вертолетных двигателей.

Несколько лет назад россияне весьма прохладно отнеслись к проекту совместного производства самолета Ан-148, на 70% состоящего из российских деталей и с основным производством в Воронеже. Фаворитом назначили самолет аналогичного класса "СуперДжет", который почти на 80% состоит из западных деталей и в разработку которого России пришлось вложить миллиарды долларов.

Стиль и методы работы российского бизнеса в Украине известны и, мягко говоря, неоднозначны. Это и "плотная" работа с лоббистскими группами с выбиванием максимально льготных условий, с последующей их корректировкой для уменьшения своих обязательств, отмечает автор статьи. "Собственно, самый первый крупный заход российского бизнеса - компании "Татнефть" на Кременчугский НПЗ, где крупный пакет акций поменяли на гарантированные поставки нефти и реконструкцию завода, не дал ни регулярных поставок, ни реконструкции", - напоминает он.

Приватизация россиянами Лисичанского и Одесского нефтеперерабатывающих заводов тоже не добавила оптимизма. "Заводы, проданные дешево под будущие инвестиции и поставки нефти, не получили ни того, ни другого и в итоге были вообще остановлены. Российским компаниям оказалось выгоднее завозить готовые нефтепродукты", - подчеркивает журналист.

"С инвестициями у наших российских друзей вообще редко выходит. Тут классический пример с Запорожским алюминиевым комбинатом, когда после серии перепродаж завод был банально порезан на металлом, превратившись в небольшой участок по прокату российских алюминиевых слитков", - добавляет он.

Причем дело вовсе не в Таможенном союзе, при вступлении в который обещают решить проблемы, пишет автор. "Беларусь в него, как известно, входит, при этом Минский автозавод весь этот год балансирует на грани остановки. Бесплатный сыр - обычно в мышеловках. Кстати, один из реальных примеров успеха кооперации - создание украино-российского завода по производству ядерного топлива - начал реализовываться тогда, когда на украинский рынок стало поступать конкурентное ядерное топливо от Westinghouse. В общем, ничего личного, только бизнес", - иронизирует "Зеркало недели".
Украине рано или поздно придется или выпускать технику, способную конкурировать с западной на рынках третьих стран, или перспективы наших машиностроителей туманны. Сильно надеяться только на рынок СНГ не стоит, конкуренция на нем будет расти, хотя и махнуть на него рукой будет неразумно, отмечает ЗН.

"И государству, и бизнесу предстоит либо вложить ресурсы в модернизацию, либо думать о перепрофилировании", - такова констатация.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling