В быту мы зачастую называем некоторые вещи по имени их товарного знака. Причем география этого явления может быть различной – от города до региона, страны и даже целых континентов.
Причины могут быть различные. К примеру, фирменный товарный знак, сообщает e-shutova.com, пользуется популярностью в отдельной местности. В нашем Харькове практически весь город плечики для одежды называет тремпелем. А все потому, что еще в царские времена был промышленник Тремпель, который на своих предприятиях выпускал в том числе те самые плечики. У поколения постарше плойка для завивки волос непременно локон, а вафельно-шоколадный торт – делис. Это все товарные знаки производителей, которые перешли на товар.
Есть масштаб пошире. К нему можно отнести десятки, если не сотни названий. Аспирин, памперс, термос, джип, скотч, эскимо, ксерокс, и так далее, и так далее. К слову, ксерокс – один из немногих случаев из области техники, когда торговый знак становится нарицательным. Почему так сложилось, трудно сказать. Ведь мы не говорим: «панасонькни ему», «надо идти филлипсить белье», «поайподим этот альбом». Но вот – «пойду отксерю» - на каждом шагу.
Эксперты видят три причины, по которым фирменные товарные знаки «идут в народ», становясь нарицательным:
- Это новый товар
- У товара долго не было достойных конкурентов
- В языке не было слова для обозначения нового предмета.
Маркетологи говорят, что первое время отождествление товара с брендом играет на руку производителю. Скажем, памперсами у нас называют любые влагопоглощающие одноразовые подгузники, а не только производства компании Procter & Gamble. Правда, позже это может стать и проблемой, поскольку появляются проблемы юридического свойства в области авторского права. Нарицательное может использовать любой производитель и защитить его бывает проблематично. Вопросы порой выносят на международный уровень. Так, например, французы пытаются запретить называть шампанским игристые вина по всему миру, доказывая, что это название относится лишь к продукту из провинции Шампань. То же относится к портвейну и коньяку.
А какие еще названия товаров пошли от торговых знаков? Возможно, некоторые вас удивят, настолько привычными они стали. Унитаз, фломастер, флизелин, эскимо, фен, одеколон, джакузи, вазелин, дипломат, кеды, лайкра, диктофон, нетбук...