Техно

"Розетта" сообщила о неожиданной находке на комете Чурюмова-Герасименко

11 декабря 2014 14:12

Анализ результатов, полученных с борта космического аппарата "Розетта", находящегося на орбите вокруг кометы Чурюмова-Герасименко, показал, что вода на комете сильно отличается по изотопному составу от земной.

Это наносит серьезный удар по теории о том, что вода на Земле имеет в основном кометное происхождение.

Авторы статьи, опубликованной в журнале Science, считают, что вода на Землю была принесена при падении астероидов на раннем этапе формирования Солнечной системы. Однако другие ученые отмечают, что роль комет в этом процессе остается неясной.

Два масс-спектрометра на борту "Розетты", которые анализируют состав потоков водяного пара, выбрасываемых кометой, показали за последние две недели, что изотопный состав этих паров сильно отличается от состава земной воды. Содержание дейтерия в кометных водяных парах намного превышает земные параметры.

Предшествующие наблюдения также свидетельствуют, что вода в кометах, происходящих из облака Оорта - отдаленной области на краю Солнечной системы - имеют иной изотопный состав, чем земная вода.

Однако только две кометы из пояса Койпера, где также концентрируется кометный материал, подверглись анализу на изотопный состав - это комета Чурюмова-Герасименко (67P) и комета Хартлей-2. Пояс Койпера лежит между орбитами Нептуна и Урана.

Интересно, что наблюдения с орбитального телескопа "Гершель" свидетельствуют, что комета Хартлей-2 содержит воду, которая в точности соответствует земной по своему изотопному составу.

Зонд "Розетта" будет продолжать собирать данные о комете, следуя за ней по траектории движения к Солнцу в течение 2015 года. Кроме того, сохраняется возможность того, что посадочный модуль "Филы", оставшийся на поверхности кометы и выключенный из-за недостатка солнечной энергии, оживет при приближении к Солнцу и пришлет новые результаты измерений.

BBC